В одном из домов Могилева часть новоселов живет на птичьих правах
Могилевское отделение БелЖД — одно из немногих предприятий в области, которое самостоятельно, без привлечения кредитов, помогает своим работникам с жильем. Дома строит за счет собственной прибыли, а потом продает квартиры нуждающимся на выгодных условиях. При заключении договора потенциальный новосел платит 5 процентов от стоимости квартиры. Оставшуюся сумму перечисляет на протяжении 20 лет. Первые годы — без процентов. Сделка между предприятием и работником оформляется у нотариуса. Потом счастливый владелец квадратных метров должен зарегистрировать недвижимость в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. Только после этого вместе с семьей может прописаться на свою жилплощадь.
Из 20 семей, справивших новоселья в "железнодорожном" доме, 11 быстро получили на руки свидетельства о регистрации квартир. Остальные хозяева с оформлением документов не спешили — начали заниматься этим в марте. И получили отказ в регистрации. Причина: на каждую сделку по недвижимости, принадлежащей государственной организации, необходимо разрешение Президента. Такое требование заложено в Указе № 520, подписанном еще в 2005 году. Почему же до этого не возникало подобных вопросов?
— За последние годы, — комментирует ситуацию начальник юридического отдела могилевского отделения БелЖД Елена Бугаева, — мы построили сотни квартир для своих сотрудников. Обычно люди свою недвижимость оформляли без проблем. При подготовке документов мы ориентировались на постановление Совмина, ведомственное положение о порядке и условиях продажи жилых помещений работникам Белорусской железной дороги, согласовывали отчуждение в Министерстве транспорта и коммуникаций. Разрешения на продажу квартир, полученные нами от БелЖД, были основанием для нотариального оформления сделки. Но в марте Госкомимуществом по областям было разослано письмо, из которого следовало: при продажах квартир надо руководствоваться исключительно Указом № 520. Поэтому части новоселов в государственной регистрации жилья отказали. Ситуация сложилась парадоксальная: половина жильцов на законных основаниях владеют квартирами, остальные на собственных метрах находятся как бы на птичьих правах.
В попытке решить проблему новоселы куда только не обращались. Владимир Драпеза, например, направил письмо в Совмин. И вскоре получил оттуда ответ: "Ваше обращение, поступившее в Совет Министров, направлено для рассмотрения в Могилевский горисполком с просьбой сообщить о результатах вам и Совету Министров". Вот только какое отношение имеет горисполком к собственности организации, находящейся в республиканском подчинении? Получается, что формально ответ на обращение есть. Реальной же помощи людям и близко не видно.
— И что нам делать дальше? — задает вопрос, на который не может найти ответа, Инна Волчек. — Каждый из новоселов первоначально заплатил могилевскому отделению БелЖД от 8 до 9 миллионов рублей. Деньги немаленькие. Плюс к этому ежемесячно из зарплаты уже почти год отдаем по 700 тысяч рублей. Но даже прописаться не можем. Соответственно в поликлинику не обратишься. Да и за коммунальные услуги приходится платить по двойному тарифу.
Первый заместитель директора Могилевского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Тамара Богатко объясняет патовую ситуацию, в которой оказались люди, пробелом в законодательстве. Мол, нет правового акта, регулирующего отчуждение жилья, находящегося в государственной собственности, а также... просчетами нотариусов, которые должны были тщательно проверять предоставленные документы. А почему прозевали регистраторы?
— Наверное, не обратили внимания, — предполагает Тамара Егоровна. — Неприятно, конечно, но новоселам надо немного подождать. С 3 декабря вступает в силу Указ Президента "О порядке распоряжения государственным жилищным фондом". Согласно ему для продажи квартир, находящихся в собственности государственных организаций, будет достаточно разрешения Госкомимущества.
Но ожидание получается уж больно дорогим — в первую очередь из–за коммунальных платежей. В Могилевском городском центре информационных систем мне привели такие цифры. В январе владельцы двухкомнатных квартир платили за отопление, капремонт и техническое обслуживание в среднем 141 тысячу рублей при условии, если были зарегистрированы на своих метрах. Незарегистрированные собственники за такое же количество "квадратов" выкладывали уже по 249 тысяч. Разница, как видим, весьма ощутимая.
Ситуация с квартирами в "железнодорожном" доме не уникальная. Аналогичные проблемы есть по нескольким домам в Минске. Наверняка с ними сталкиваются и в других областях. Как же быть людям?