Впервые в истории современной Беларуси может быть национализирована целая отрасль?

Источник материала:  
22.10.2010 00:54 — Новости Общества

Впервые в истории современной Беларуси может быть национализирована целая отрасль?

Именно к такому результату де-факто может привести принятие новой редакции Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который отменяет конкуренцию на рынке юридических услуг.

Согласно законопроекту, который вызвал так много шума среди юристов-хозяйственников, все юристы и юридические фирмы, имеющие лицензии на оказание юридических услуг, обязаны будут их сдать и оказывать юридические услуги только в рамках коллегии адвокатов, индивидуально или в форме адвокатского бюро, без права создания коммерческих организаций. Откуда у всего этого «растут ноги»? Как на такую революционную идею белорусских властей отреагируют иностранные инвесторы? И как это соотносится с объявленной либерализацией? Об этом и многом другом журналист «Ежедневника» поговорил с директором ООО «БКС-Право» Светланой БАБИНЦЕВОЙ.

– Начнем с того, как все-таки новая реформа может повлиять на инвестиционную привлекательность Беларуси? Какая, собственно, инвестору разница, юридическая фирма или адвокат окажет ему юридическую услугу в Беларуси?

– Дело в том, что выход инвестора на новый рынок состоит из многих этапов, в том числе и из оценки правового поля, в котором придется работать, или правового аудита потенциальной компании-партнера. Как правило, крупная западная компания уже обслуживается в юридической фирме, консультирующей согласно праву родной страны. Именно такая компания в состоянии найти белорусского юриста и правильно оценить его квалификацию. Для выбора потенциального юридического консультанта объявляется тендер. Некоторые чисто технические требования к таким юристам – стаж работы на рынке, опыт работы с аналогичными проектами и международные сертификаты – часто имеют значение даже большее, чем уровень предложенной цены.

Впервые в истории современной Беларуси может быть национализирована целая отрасль?

Могу рассказать о своем опыте. Несколько лет назад, будучи директором известной компании, работающей на рынке оказания юридических услуг с 1996 года, лично принимала участие в независимой юридической оценке. Проводилась оценка соответствия законодательству Республики Беларусь реализуемых проектов, носящих социальный характер, по заказу одной из организаций, финансирующих эти проекты в нашей стране. Прошло какое-то время, и я зарегистрировала свою компанию. Во время проведения этой организацией очередного тендера, несмотря на опыт эффективной взаимной работы и наличие в штате сотрудников с необходимым уровнем квалификации, моя компания не смогла принять участие в тендере именно по техническим причинам, так как была зарегистрирована на тот момент всего семь месяцев назад, а требовался срок нахождения на рынке не менее трех лет. Логично ожидать возникновения тех же препятствий после принятия нового закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Узнаваемых, титулованных, имеющих определенный статус и признание ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ просто не станет, и свежеиспеченным адвокатам-хозяйственникам придется зарабатывать свой авторитет 4–5 лет.

– Противники данного законопроекта говорят, что переход юристов-хозяйственников в адвокатуру негативно скажется на качестве соответствующих услуг. Не кажется ли вам, что это утверждение немного натянуто?

– Вряд ли мы сами резко поглупеем или станем работать плохо. Просто новый формат договорных отношений не устроит наших заказчиков. Не беспричинно даже Министерство юстиции отмечает значительные темпы роста налоговых поступлений (около 30% ежегодно) от нашей деятельности в бюджет. И это несмотря на кризис. Именно в 2000-х, при самостоятельной реструктуризации бизнеса в рамках отдельных компаний, мы начали действовать по правилам, созданным рыночными условиями и актуальным для любого бизнеса, применять проектный подход к выполнению заданий заказчика и создавать команды профессионалов. Когда над проектом работают несколько человек, это всегда эффективнее. У каждого есть своя задача, и наиболее эффективным образом используется именно специализация каждого сотрудника. Адвокат же работает, как правило, самостоятельно. Бухгалтеры, сотрудники финансовой службы, администраторы офиса, маркетологи окажутся за бортом лодки под названием «адвокатское бюро». Там же имеют шанс оказаться все молодые, еще не аттестованные сотрудники.

– И все-таки вы больше переживаете за инвестиции или обидно, что вас «одним росчерком пера» лишают собственного бизнеса?

– Да, безусловно, обидно. Компанию, в которую вложено так много собственных сил и средств, придется ликвидировать, а сотрудников – уволить. Но и с инвестициями взаимосвязь есть. Как будут смотреть иностранные инвесторы на страну, в которой юристы не смогли защитить не то что интересы инвестора, но свой собственный бизнес! Не какую-то отдельную компанию, а всю сферу юридических услуг.

– Что на практике будет означать невозможность работать в форме коммерческой организации, скажем в форме ООО, когда все юридические услуги будут оказываться через коллегии адвокатов?

– Во-первых, когда мы создаем бизнес, то мы его создаем не только в надежде на то, что он обеспечит наше текущее существование, но и в надежде на то, что в один прекрасный момент мы его сможем продать и уйти на заслуженный отдых либо передать своим детям и внукам. Мы развиваем бизнес, это включает в себя затраты на обучение и развитие новых сотрудников и молодых специалистов. Адвокат в итоге, после осуществления платежей, носящих налоговый характер, тоже получает определенный доход. Этот доход и по своему размеру, и по сути ближе к заработной плате. На развитие же сотрудников, рекламу, привлечение и удержание клиентов разумно тратить оборотные средства компании, могущие возвратиться в виде прибыли.
Во-вторых, во всех сферах жизни потребитель имеет возможность обратиться к тому профессионалу, который специализируется на решении именно его проблем. В отношении юристов-профессионалов белорусский бизнес будет лишен этого выбора.
В-третьих, это приведет к прекращению деятельности стабильно работающих субъектов хозяйствования и повлечет значительные потери для бюджета, сокращение рабочих мест, вызовет необходимость трудоустройства и выплаты пособий для огромного числа людей.

– Все юристы-лицензиаты однозначно выступают против этого законопроекта?

– В его сегодняшнем виде он не устраивает очень многих. Да, минчане смирились с тем, что не могут работать в общих судах, здесь больше крупных клиентов, для которых актуален правовой аудит и инвестиционные проекты. В регионах основу экономики составляет малый и средний бизнес. ЧУПы с небольшой численностью работников нуждаются в защите своих интересов в трудовых спорах в общих судах. И многие региональные юристы вовсе не против возможности стать адвокатами.
Да и в целом будет абсолютно неверным считать, что юристы-хозяйственники против реформы. Мы понимаем и полностью поддерживаем необходимость дальнейшего развития института оказания правовой помощи в Республики Беларусь. Более того, совместно с государственными органами, представителями адвокатуры юристы-хозяйственники в составе рабочих групп более года работали над проектом закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и смогли подготовить законопроект, который полностью отвечал всем выдвинутым требованиям, общественным и государственным интересам.
К нашему великому сожалению, законопроект, представленный для изучения в коллегии адвокатов и общественное объединение юристов-хозяйственников в сентябре 2010 года, полностью уничтожает результаты этой длительной и кропотливой работы.
Реформа нужна, но необходимо видеть и оценивать ее последствия. Должны быть учтены интересы всех заинтересованных сторон и сохранена двузвенность системы правовой помощи. Ведь именно одновременное наличие двух институтов – адвокатуры и юристов-хозяйственников – позволяет оказывать юридическую помощь с учетом специфических потребностей всех категорий клиентов.

– Чем Минюст обосновывает столь кардинальную реформу в системе оказания юридических услуг? Ведь не делалось же это с бухты-барахты? Были, наверное, какие-то объективные причины для этого?

– Я не могу комментировать эту реформу от имени Министерства юстиции. Ведь у государства и так есть инструмент контроля над нами – это лицензирование. Я не поручусь на 100%, но на моей памяти за последние пять лет в Минске не было случаев лишения лицензии, во всяком случае, в крупных компаниях, которые на слуху. Поэтому никаких объективных причин, связанных именно с качеством предоставляемых услуг, для такого кардинального реформирования я не вижу. Почему это происходит, я могу только предполагать. Я считаю, реформа инициирована адвокатурой и целью было обретение ею (адвокатурой) новых форм работы, а не сокращение существующих. Но то, что сейчас в итоге содержится в законопроекте, не интересно ни им, ни нам.

←Домашняя работа

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика