ФИЗИК С ДУШОЙ ЛИРИКА
...Школьные парты, формулы на доске, звонкие голоса спешащих на урок детей... Для учителя физики полоцкой средней школы №16 Дмитрия Шица это обычный день. Уже более десяти лет он сеет разумное, доброе, вечное. Физик с душой лирика, не мыслящий свою жизнь вне профессии. Педагог, уважающий индивидуальность учеников и старающийся донести свет знаний до каждого. Что и говорить — больше бы нашим школам таких учителей.
Мои университеты
У каждого педагога свой путь в профессию. У Дмитрия Шица он начался в тот день, когда в десятом классе к ним пришла новая учительница физики. «Я всегда мало интересовался этим предметом, но с ее подачи увидел его совсем в другом свете. Стал заниматься, «перелопатил» множество литературы. Меня начали посылать на олимпиады по физике и астрономии, где занимал призовые места. Учительнице удалось разбудить во мне интерес к учебе, к постижению новых знаний. И если раньше я «перебивался» с «тройки» на «четверку», то окончил школу с золотой медалью. Так что о том, какую важную роль в жизни человека может сыграть учитель, знаю не понаслышке», — рассказывает Дмитрий Анатольевич.
После окончания школы он решил, что именно педагогика является тем делом, которым хотел бы заниматься в жизни. Закончил Витебский государственный университет, получив специальность учителя физики и математики. Полоцкая школа №16 стала его первым и на сегодняшний день единственным местом работы.
«Любому молодому учителю поначалу тяжело, и я не стал исключением. Первое время не мог детей успокоить, добиться их внимания. Но постепенно приспосабливался, приноравливался. Прошло два-три года, пока я нашел контакт с учениками. И теперь не представляю свою жизнь без школы», — признается учитель.
Мои ученики
— Как вы стараетесь доносить до учеников такой непростой предмет, как физика? — интересуюсь у моего собеседника.
— Нельзя «засушивать» предмет и засыпать детей формулами, которые непонятны и не доходят. Многое объясняю на бытовых примерах. Задаю вопросы, даю подсказки — они сами ищут ответы, это интересно и запоминается гораздо лучше. На одном из последних уроков была, к примеру, тема «Конвекция». Я задал им вопрос: будет ли гореть свечка, если я зажгу ее в космическом корабле? И ученики сами дошли до правильного ответа: будет гореть, но недолго, пока не израсходуется кислород, ведь в космическом корабле нет потоков воздуха.
Доброжелательность и доверие — вот составляющие, которые должны лежать в основе учебного процесса, уверен Дмитрий Шиц. «Нет тетради — не надо. Напиши на листочке, потом перепишешь в тетрадь. Требовательность надо проявлять там, где это действительно необходимо, а не «гонять» детей по мелочам», — считает он.
Сегодня нередко приходится слышать, что современные дети тяжелые, их трудно воспитать. У Дмитрия Шица свое мнение на этот счет. «Дети все сложные, не бывает детей простых. Просто к каждому надо найти свой подход. Я уже второй год в летние месяцы работаю начальником военно-патриотического лагеря, куда направляют так называемых «трудных подростков». И даже к ним «ключ» не без труда, но подбираем. Мы, взрослые, сами зачастую виноваты — зацикливаемся на требованиях по учебе: это выучи, то реши... В конце концов, не все во взрослой жизни будут академиками. Он вам не по этой теме расскажет, по другой. Послушайте, это достаточно интересные вещи. Мы все время пытаемся «подковать» ребенка под себя. Но не ребенка надо под нас «подковывать», а нас под ребенка!» — рассуждает он.
Мои роли
Надо признать, хобби у Дмитрия Шица весьма необычное для физика. Уже несколько лет он играет в любительском театре «Пилигрим» при Полоцком городском доме культуры. Ни у одного из актеров театра нет профессионального актерского образования, он объединяет людей самых разных профессий — учителей, медиков, рабочих. Отрабатывают день по своей основной специальности, а вечером спешат на репетицию. Постановки театра с удовольствием смотрят не только в родном Полоцке, но и других городах Беларуси. А недавно «Пилигриму» было присвоено звание заслуженного театра Республики Беларусь.
«Театр дал мне очень много. Физик и лирик в одном человеке очень даже совместимы. Человек не должен быть без внутреннего театра, кому интересен сухой цветок?» — рассуждает мой собеседник.
Роли Дмитрию достаются самые разные — в спектакле «Родственники» Брагинского он играет комедийного персонажа, в спектакле по Достоевскому «Дядюшкин сон» — беспринципного карьериста. Актерские навыки очень помогают в работе, признается учитель. Дети любят живое общение, шутки, нестандартные подходы в изложении материала. Это позволяет сделать урок не нудной лекцией, а интересным занятием.
Находит Дмитрий Анатольевич время и для занятий спортом — ходит на тренировки по волейболу, он кандидат в мастера спорта. «Конечно, у меня очень активный образ жизни, но другого себе просто не представляю. Я часто говорю своим ученикам: движение — это жизнь. Перестал двигаться — ты уже не живешь, а существуешь».
Моя семья
Считается, что ранние, студенческие браки на поверку оказываются не очень живучими. Но семья Дмитрия Шица опровергает это мнение — поженившись еще в университете, они с женой счастливы вместе и по сей день. «Конечно, первое время было тяжело. Родилась дочка, надо было и о ней заботиться, и учиться. Хорошо, хоть занимались в разные смены, но бывало, что экзамен у меня и у жены одновременно — приходилось кому-то с коляской сдавать. На мой взгляд, это закаляет семейные отношения, служит хорошей проверкой чувств», — считает мой собеседник.
«Педагог — это человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих» — саркастически заметил кто-то из классиков. Дмитрий Анатольевич с этим высказыванием в корне не согласен. Дочь Ксения — его гордость. «Она учится отлично, очень ответственная и вообще растет замечательным ребенком. Честность, трудолюбие, целеустремленность — вот основные качества, которые я стараюсь ей прививать», — рассказывает он.
— Как вы ответили для себя на философский вопрос о смысле жизни? — интересуюсь у моего собеседника.
— Успеть сделать все, на что чувствуешь себя способным. Иногда думаю, что, возможно, в старости пожалею о том, что не так много времени отдавал семье, как хотелось бы. Работа, театр, спорт — все хочется успеть, ничего не пропустить. Так что для меня сейчас главная цель — жить активно и при этом уделять достаточное внимание своей семье.
Моя Беларусь
«За что я люблю Беларусь? Об этом можно говорить до бесконечности. За то, что она чистая и душой, и «телом». Когда ко мне приезжают родственники из разных стран, они не скрывают своего восхищения от чистоты наших улиц, ухоженности парков и скверов. Люблю за то, что в нашей стране есть все условия для творчества, самореализации — действуют секции, кружки, общественные организации. Люблю за богатство ее культуры, фольклора, национальную самобытность. За то, что у нас поднимают агрогородки, не дают умереть деревне. И, конечно, за то, какие замечательные люди живут на белорусской земле. Уверен, у такого народа большое будущее».