Беларусь готова с января 2011 года транспортировать через литовский Клайпедский порт ежегодно до 2,5 млн. тонн венесуэльской нефти. Об этом заявил 20 октября в ходе переговоров в расширенном составе президентов Беларуси и Литвы Александра Лукашенко и Дали Грибаускайте первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. "Мы с этого года по известным причинам начали импортировать нефть из Венесуэлы. Нам это выгоднее, чем покупать определенные объемы в России со стопроцентной пошлиной", - отметил Владимир Семашко.
При этом первый вице-премьер напомнил, что у Беларуси с Венесуэлой существует договоренность о поставке в 2010 году четырех миллионов тонн нефти, и о том, что во время визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Минск был подписан контракт на ежегодные поставки десяти миллионов тонн нефти в 2011-2013 годах.
"6-7 октября в Паланге и Клайпеде прошло первое заседание совместной белорусско-литовской энергетической комиссии. Мы договорились, что если не с декабря этого, то с 1 января 2011 года мы готовы гарантировать поставку в Клайпеду до 2,5 млн. тонн нефти и дальнейшую ее транспортировку на наши НПЗ, прежде всего новополоцкий, железнодорожным транспортом", - сказал Владимир Семашко, передает БелТА.
"Поставка пробной партии нефти через порт в Клайпеде в августе-сентябре этого года удалась, - отметил первый вице-премьер. - Мы удовлетворены, и ваша страна удовлетворена. Мы решили техническую проблему. Теперь надо оптимизировать логистику, экономику, чтобы было выгодно и вам, и нам".
"Мы договорились о том, что наши субъекты хозяйствования (Белорусская нефтяная компания и "Клайпедос нафта") будут работать над тем, чтобы до 1 ноября подписать соответствующий коммерческий контракт", - добавил Владимир Семашко.
Семашко: в перспективе через Клайпеду планируется поставлять до пяти миллионов тонн нефти
По словам первого вице-премьера, в перспективе через Клайпеду планируется поставлять до пяти миллионов тонн нефти. В свою очередь поставка железнодорожным транспортом рассматривается как промежуточный этап. В дальнейшем, по словам Владимира Семашко, рассматривается возможность транспортировки нефти по существующему нефтепроводу или строительство нового.
Также в целях диверсификации поставок природного газа в республику принято решение о строительстве СПГ-терминала. "Хотелось бы в Клайпеде тоже иметь такой терминал", - отметил первый вице-премьер.
"Мы ищем и просчитываем несколько вариантов. И если окажется, что Клайпеда предпочтительнее, то, безусловно, мы выйдем на некий контракт между субъектами хозяйствования и межправительственное соглашение, потому что нам нужны гарантии, так как если мы там начнем строить газопровод, нефтепровод, то это и вопросы землеотвода, пользования землей", - резюмировал Владимир Семашко.
Грибаускайте: Не только Литва, но и ЕС заинтересован в использовании Беларусью балтийских портов
В свою очередь президент Литвы Даля Грибаускайте отметила готовность литовской стороны развивать сотрудничество в энергетической сфере. "Мы уже говорили, что, скорее всего, с такими объемами, которые нужны Беларуси по перевозке сырья через балтийские порты, наверное, вам придется иметь пару точек. Вряд ли на одной стране выгодно и нужно концентрироваться, потому что наши пропускные способности тоже имеют свои лимиты", - отметила литовский президент.
По словам Дали Грибаускайте, литовская сторона открыта и "к сотрудничеству, и, если нужно, к помощи в рамках европейских требований". "Мы понимаем вашу позицию. Она часто совпадает с нашими интересами, особенно по гарантированию диверсификации поставок энергетического сырья. Не только Литва, но и весь ЕС заинтересован, чтобы вы использовали европейскую территорию, балтийские порты", - резюмировала Даля Грибаускайте.