Как далеко может зайти церковь, вмешиваясь в дела общества?

Источник материала:  
20.10.2010 15:20 — Новости Общества
В Беларуси церковь — и католическая, и православная — стремятся все ближе к государству. Одно дело, когда церковь высказывает свое мнение о социальных проблемах, другое — когда пытается стать участником образовательного процесса или повлиять на решения в области здравоохранения, которые касаются большинства населения.

Много ли в Беларуси верующих?

На вопрос, сколько в Беларуси верующих, нет конкретного ответа. По разным данным, к таковым причисляют себя около половины взрослых. Из них православными себя называют около 80%, католиками — 14%. Есть последователи протестантизма, ислама, иудаизма, прочих конфессий.

Свет на проблему проливает сентябрьский опрос Независимого института социально-политических исследований (НИСЭПИ). Исходя из его результатов, подавляющее большинство белорусов считают себя православными, на втором месте — католики. Сравнительно не много неверующих и атеистов. В последние годы эти данные менялись незначительно.

Динамика ответов на вопрос о вероисповедании, %
Как далеко может зайти церковь, вмешиваясь в дела общества?

Получается, что белорусы достаточно религиозны. Однако при этом религия не занимает значительного места в жизни большинства: частое посещение храма – скорее, редкость, нежели правило. В то же время почти 30% опрошенных в церковь вообще не ходят, а почти 49% бывают там только раз в году, 12,7% -- раз в месяц. Православные среди представителей христианских конфессий наименее склонны к частым посещениям церкви. Более 27% людей, считающих себя православными и 14,2% -- католиками, в храмах не появляются вовсе.

Женщины заметно более религиозны, чем мужчины. Эксперты НИСЭПИ также отмечают, что люди преклонного возраста чаще ходят в церковь, чем молодежь. С образованием связь более сложная: среди образованных людей меньше доля тех, кто посещает церковь часто, но меньше и доля тех, кто вообще не ходит в храм. Самая распространенная позиция среди более образованных белорусов – посещение церкви раз в год.

И церковь, и костел стремятся быть замеченными властью

Но лучше это получается у Белорусской православной церкви. Она заключила с государством соглашение о сотрудничестве еще в 2003 году.

— У государства и церкви — общие задачи: забота о благе народа, его нравственном здоровье, сохранении спокойствия и стабильности в нашем белорусском доме. При этом сильная власть является залогом незыблемости положения Православной церкви в обществе, — подчеркнул президент Александр Лукашенко, обращаясь к митрополиту Филарету в апреле нынешнего года.

С 2004 года каждую пятилетку принимается программа сотрудничества Министерства образования Беларуси и Белорусской православной церкви. Принята она и на 2011—2015 годы.

Степень влияния Александра Лукашенко на православную церковь хорошо показывает информация, распространенная в СМИ и потом опровергнутая руководителем Администрации президента Владимиром Макеем. Якобы о время недавнего визита в Турцию белорусский президент имел встречу с Патриархом Константинопольским Варфоломеем, в ходе которой обсуждал возможность автокефалии Белорусской церкви.

Между тем, католическая церковь только планирует соглашение с государством. Митрополит Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви в Беларуси Тадеуш Кондрусевич говорил об этом также в апреле нынешнего года.

— Активными темпами идет работа по подготовке проекта соглашения между Беларусью и Святым престолом. Мы должны вместе отвечать на все современные вызовы, и наша сила будет больше, если мы будем вместе, — отметил он.

А в начале октября посланник папы римского Бенедикта XVI кардинал Йозеф Томко опять-таки говорил при встрече с министром иностранных дел Сергеем Мартыновым о подписании соглашения между белорусским государством и Римско-католической церковью в Беларуси.

У костела пока не получается в полной мере отстаивать свои позиции. Например, на упомянутой встрече митрополита Кондрусевича с президентом Лукашенко шла речь и о судьбе зданий Бернардинского костела и монастыря в Минске, о выделении земель под строительство новых костелов. Между тем, в конце лета принято решение о том, что к 2013 году в бывшем монастыре бернардинцев будут гостиничные номера.

На что пытаются влиять церковь и костел?

Правозащитник Татьяна Гацура считает: лучше, если проповедование отношения к тем или иным явлениям будет вестись в храме.

-- Если это выходит за границы прихода, стоит помнить, что каждый человек имеет право выбора и о том, что в стране проживают люди с разным мировоззрением, необязательно религиозным, -- говорит правозащитник.

Как пример, попытки влияния церкви, выходящего за рамки приходов, на уровень национального образования, можно привести разработанный факультативный курс "Основы православной культуры. Святыни белорусского народа" для всех классов средней школы. Курс не обсуждался общественностью. Эта келейность породила у части публики тревожные ожидания. Курс пока не принят. Как отметили эксперты Научно-методического совета, представленный проект программы противоречит провозглашенным в законе "Об образовании" свободе совести и основам государственной политики в сфере образования.

— В светском государстве, в котором религия отделена от государства и от школы, ничего предосудительного не было бы, если бы излагался научный взгляд на религию, но освещающий суть религии и все основные религии, — считает доктор философских наук Георгий Антонюк.

Еще пример. Церковь всегда выступала против абортов, однако теперь православные священники выступили против применения в стране нового для Беларуси метода медикаментозного прерывания беременности. Документы о его введении находятся на рассмотрении в Министерстве здравоохранения Беларуси.

Татьяна Гацура считает, что при решении вопросов, касающихся значительной части общества, при принятии законов необходимо учитывать, что есть люди, которые смотрят на жизнь по-другому.

— Вмешательство церкви в принятие тех или иных законодательных актов считаю неприемлемым: закон принимается для всех, а не только для людей, исповедующих ту или иную религию, -- говорит правозащитник. -- Пока у нас в стране непросто зарегистрировать ту или иную религиозную организацию, если она не имеет отношения к христианству. Возникает вопрос — почему христианская церковь может заявлять свою позицию, а другие нет?

Георгий Антонюк, между тем, подчеркивает, что религия диктует приверженцу веры определенный взгляд на мир, способ осмысления мира и способ поведения.

— Эту идею, — говорит он, — невозможно проверить. Возникает вопрос — как можно ставить в зависимость от нее судьбы нации и людей? На мой взгляд, является безответственным не только объяснять с таких позиций мироздание, но и обустраивать, исходя из него, общество.

Если церковь давит, она проигрывает

Нужно учитывать наличие атеистов в обществе, как и представителей других конфессий. Кроме того, слишком настойчивое вмешательства церкви в дела общества и государства может оттолкнуть ее потенциальных прихожан.

Юрист Дина Шавцова говорит, что проблема общества в том, что мы отвыкли за годы воинствующего атеизма от того, что церковь имеет свою общественную позицию.

— Советская ментальность не дает нам допустить церковь к делам социума. Между тем философии прав человека берет свои истоки как раз в христианстве. Оттуда осознание достоинства личности. На мой взгляд, церковь не может молчать по поводу социальных проблем. Это правильно, что церковь высказывается по тому или иному поводу. Если посмотреть на историю, церковь идет рука об руку с различными механизмами, в том числе и политическими. И все же сотрудничество и контракты с государством — вопрос вторичный. Старший пастор "Церкви Иисуса Христа", заместитель епископа Религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Беларуси Борис Черноглаз говорит, что церковь — самодостаточный институт. Официальные отношения государства и церкви он понимает как взаимное признание прав.

— Мы ожидаем от государства признания прав церкви. Что мы признаем права всех людей верить или не верить, -- говорит пастор.

При этом Черноглаз высказал мнение, что церковь не должна стремиться в объятия государства и ожидать каких-то преференций, хотя на практике получается не так.

— Тем не менее, на мой взгляд, по волнующим общество вопросам церковь может и должна высказывать свою позицию. Церковь открыта перед теми, кто хочет и способен принять истину. Но когда церковь начинает давить, она проигрывает. Когда говорит истину и дает право выбора, выигрывает, — отметил заместитель епископа.



←Свободу прессе!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика