Белорусы не готовы платить за знание своих гражданских прав

Источник материала:  
19.10.2010 12:12 — Новости Общества
У белорусов есть проблемы с правовой, гражданской, экологической грамотностью. А без этих знаний, по оценке экспертов "Завтра твоей страны", образование нельзя считать качественным и современным. Но вот вопрос: кому в Беларуси настолько нужны сознательные граждане, чтобы тратить на их подготовку деньги?

Расширение гражданских компетенций остается "белым пятном" в образовании Беларуси.

-- Существующая система высшего образования, к сожалению, не ориентирована на дополнительные вызовы современности, -- констатирует руководитель общественной организации "Центр правовой трансформации" Елена Тонкачева. -- Ни для кого не секрет, что, например, вопросам прав человека в государственных вузах не уделяется должного внимания.

Государству граждане не нужны

"Каркас" концепции гражданского образования, реализация которой научила бы белорусов любить Родину и разделять ответственность за ее судьбу, был представлен Агентством гуманитарных технологий на суд экспертов еще два года назад. Под гражданским образованием в ней понимается подготовка, воспитание, обучение гражданина – представителя национального государства и полноправного участника европейского гражданского общества.

Однако реализовать концепцию на практике сложно, поскольку единственным субъектом, определяющим образовательную политику в стране, является государство.

-- А оно не готовит граждан, потому что этой политической системе граждане не нужны, -- считает философ Валентин Акудович.

Печальные результаты такого образования подтверждает гражданская пассивность студенческого сообщества. В ходе исследования Белорусского института стратегических исследований (Литва) "Ценностные ориентации и гражданская активность студентов Беларуси" выяснилось, что изменить что-то в обществе хотели бы лишь 56,5% респондентов, а уже сейчас предпринять активные действия для того, чтобы общество начало меняться, готовы лишь 9,7%.

Программы Центра правовой трансформации ориентированы на студентов юридических факультетов и молодых юристов. Около 150 человек в год получают таким образом возможность расширить свои гражданские компетенции. Елена Тонкачева отмечает, что это крайне мало, чтобы иметь должное влияние. На взгляд эксперта, обеспечить белорусам возможность научиться быть активными гражданами должны структуры неформального образования.

Потребитель не готов

Пока "неформалы" являются лидерами в таких сегментах, как бизнес-образование. Участники учебных программ уже несколько лет с лихвой пожинают плоды этой деятельности, утверждает директор Центра системных бизнес-технологий Satio Жанна Гринюк:

-- Около 30% выпускников после завершения наших курсов сменили место работы на более престижное и по карьерной лестнице, и по зарплате. Около 30% свидетельствуют о росте карьеры в своей организации. Около 17% -- сообщили о росте зарплаты без продвижения по карьерной лестнице. И около 10% открыли собственный бизнес, обеспечивая занятость не только для себя, но и для других людей.

Однако по мировым стандартам профессиональный рост – это всего лишь одна из задач образования для взрослых. Вторая – повышение активной жизненной позиции.

-- Но вопросам гражданских компетенций коммерческие субъекты, предлагающие свои услуги в сфере образования, уделяют крайне мало внимание, -- подчеркивает Елена Тонкачева.

Свое неучастие в гражданском образовании коммерческие организации объясняют тем, что вынуждены выживать за счет притока тех денег, которые сами и зарабатывают.

-- Сегодня ни один фонд, который обеспечивает грантами общественные организации, не сотрудничает с частными белорусскими структурами, -- подчеркнула Жанна Гринюк, выступая на III Фестивале неформального образования. – Для организации учебного процесса нужны колоссальные средства, а белорусский потребитель не готов еще платить деньги за возможность расширения своих гражданских компетенций, и мы эти затраты вряд ли окупим.

Директор Satio отмечает, что во всем мире наиболее массовым сегментом образования взрослых является бизнес-образование: обучение управленцев, маркетологов, специалистов по логистике и финансам. Вторая по численности в процентном соотношении – сфера инженерно-технического персонала. На третье место выходят одновременно такие сферы, как здравоохранение, образование, культура. И замыкает список социальная сфера.

Требуется менеджер с социальным подтекстом

Ссылка на то, что бизнес-образование работает на рынок и обеспечивает его потребности, по мнению Елены Тонкачевой, является клише, которое совершенно не уместно в современном обществе.

-- Без гражданского компонента – это бизнес-образование позавчерашнего дня. Можно подготовить прекрасного менеджера. Но если он при этом абсолютно не озабочен вопросами окружающей среды, не считает нужным понимать потребности людей с ограниченными возможностями, этот специалист уже не соответствует современным требованиям. Сколько бы он ни зарабатывал денег, -- считает эксперт.

Ответственные социальные изменения, на ее взгляд, должны исходить от людей, которые занимают активную позицию.

-- Сейчас в Беларуси это задача тех, кто находится вне системы государственного образования: общественных и коммерческих субъектов. Они должны принять на себя ответственность за расширение гражданских компетенций в любой сфере образования и за продвижение тех самых социально-культурных подходов, без которых любые образовательные программы сегодня нельзя считать полноценными, -- резюмирует Елена Тонкачева.  



←Прогноз погоды на 20 октября

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика