Только не сжата полоска одна
Только не сжата полоска одна
Ранним утром на полях и обочинах дорог уже виден иней, а ячмень возле дома Надежды Муравьевой из деревни Ждегели Браславского района до сих пор не сжат. Участок площадью 50 соток представляет собой грустное зрелище. Колосья сгнили практически все, с трудом пробиваются сквозь плотную завесу сорняков.
— Давно просила комбайн в СПК «Агро–Видзы», — жалуется пенсионерка, отработавшая 11 лет на ферме этого хозяйства. — Пообещали, но техника в деревне появилась только в начале октября. Сжали несколько огородов, а про остальных, в том числе и про меня, забыли, наверное. На обработку участка, покупку семян я около 200 тысяч рублей истратила. И что взамен?
Чтобы спасти урожай, некоторые сельчане искали комбайны в других организациях. Те, у кого огороды поменьше, по старинке косили колосья вручную. У дневного сторожа фермы в Ждегелях Раисы Соколовой муж работает трактористом в «Агро–Видзах». В отличие от Муравьевой она знала, когда комбайн будет молотить частные огороды, однако от его услуг отказалась.
— А что там уже убирать, если трава выше ячменя? — удивляется она. — Обидно, что второй год подряд про частные огороды вспоминают только в октябре. Опять отруби и зерно для скота и птицы покупать придется...
У сельского почтальона Регины Мамзелевой тоже большое подсобное хозяйство: корова, поросята, куры... И огород более 60 соток. Ее ячмень колхозный комбайн обмолотил, однако результат хозяйку не обрадовал.
— Если бы с уборкой помогли вовремя, собрала бы тонны три зерна! А так — три мешка, — показывает Регина Станиславовна на мусорно–зерновую смесь, рассыпанную возле дома, где ее клюют гуси. — Когда муж в «Агро–Видзах» работал, отношение к нам было лучше. А как год назад ушел в лесхоз, в сельхозпредприятии о нем и не вспоминают. За обмолот ведь платить нужно, но у меня, если честно, нет желания рассчитываться за такую работу.
За частные огороды в «Агро–Видзах» отвечает заместитель председателя СПК Павел Петкевич. Он отрицает, что Муравьева просила комбайн еще до октября.
— Позвонила после того, как техника уже отработала в Ждегелях, — утверждает Павел Иванович. — А сразу после этого комбайны поставили на зимовку.
Когда я попросил показать заявку на обмолот огородов, мой собеседник заявил, что такого документа не существует. Все просьбы сельчан он держит в голове. Кто позвонил — тому и помогли!
— В этом году 10 наших комбайнов убирали почти 3,5 тысячи гектаров зерновых и рапса. Это большая нагрузка, — оправдывается заместитель председателя. — Пошли дожди, и колхозная жатва затянулась до конца сентября. Поэтому зерновые на частных огородах и перестояли.
Однако даже в этой непростой ситуации возможен компромисс. «Агро–Видзы», к примеру, забирают у населения влажное октябрьское зерно, плющат его и закладывают на корм скоту, а взамен отдают более качественное. По словам Павла Петкевича, такой обмен совершил, например, механизатор Эдмунд Войчис, неоднократный участник республиканских «Дажынак».
А кому–то еще из сельчан предлагали такой вариант? Мой вопрос повис в воздухе...
Даже теряя свое добро, в сельсовет или райисполком сельчане жалуются неохотно. Кто–то опасается последующего «зажима» со стороны руководства хозяйства, кто–то уверен, что местная власть все равно поддержит руководство СПК. Стоит ли тогда удивляться, что за последние 5 лет численность личных подсобных хозяйств на Витебщине сократилась более чем на 16 тысяч?
Комментарий
Николай Барановский, заместитель начальника Браславского райсельхозпрода:
— Жатва у нас затянулась, и СПК «Агро–Видзы» заканчивал ее одним из последних. В этом хозяйстве не хватает механизаторов, да и по району с кадрами — беда! Как правило, все вопросы с уборкой приусадебных участков решаются на уровне сельскохозяйственных предприятий и сельских Советов. В этом году до райисполкома дошли две похожие жалобы с территории СПК «Новая гвардия». Мы решили возникшие там проблемы.
Фото автора.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК