Подстелите мне соломки
Подстелите мне соломки
О страховании |
Я решил застраховаться от увольнения. На всякий случай. Начальство пока косо не смотрит, но случаи, как известно, бывают всякие. Скажем, американцы на полном серьезе страхуются от похищения инопланетянами или попадания в дом метеорита. Богатые россияне пытаются обезопасить себя от некачественных услуг ландшафтного дизайна, а также обеспечить возмещение морального ущерба в случае гибели любимой экзотической черепахи. Да что говорить, если даже Дженнифер Лопес застраховала, пардон, свою «пятую точку» от внезапных катаклизмов. Чем я хуже? Потеря работы мне кажется более серьезной бедой, чем какой–то прыщик на выпуклостях красотки Джей Ло.
Однако выяснилось, что страховые компании мое увольнение не тревожит. Они предлагают застраховать жизнь, здоровье и имущество гражданина, а то и такие редкие несчастья, как потеря денег в связи с отменой туристической поездки. Готовы взять на себя риск профессиональной ответственности диспетчера по управлению воздушными судами и даже парикмахера. Я задумался, кого у нас больше: людей, боящихся испортить модельную стрижку, или все–таки тех, кто опасается потерять постоянный источник дохода? Управляющих воздушными судами или мечущихся в поисках работы? Казалось бы, вопросы риторические и прибыльная услуга лежит на поверхности: бери да предлагай. В сентябре прошлого года так и поступили в Англии, где вступил в силу закон, согласно которому британцы могут застраховаться от увольнения и сокращения своего дохода. Компания–страховщик компенсирует разницу в доходе, если человека уволили не по его вине, вынудив устроиться на менее оплачиваемую работу.
— Застраховаться от увольнения? Признаться, вы поставили меня в тупик, — почесал затылок сотрудник одной крупной белорусской страховой компании. — Даже не знаю, кто может предложить такую услугу.
— От увольнения? — рассмеялся другой. — Если появится такая возможность, я тут же застрахуюсь на крупную сумму и моментально уволюсь.
А вот Евгении, моей знакомой, не до смеха. Компания, где она торговала сантехникой, решила сменить профиль деятельности, и специалисты по унитазам и кафельной плитке там больше не нужны. В итоге Евгения оказалась на улице, с малолетней дочкой и кредитом на квартиру. Без какой–либо финансовой соломки, которую можно подстелить, чтобы не так больно падалось на дно временной безработицы.
— Возможно, у работников частных компаний такое страхование было бы востребованным, — осторожно соглашается заместитель начальника главного управления страхового надзора Министерства финансов Станислав Саевич. — Ведь в госсекторе проводится достаточно активная политика по сохранению занятости, массовых сокращений не допускается, разработаны весьма серьезные механизмы социальной защиты. Но, с другой стороны, давайте сравним рынки труда в Минске и, к примеру, в Москве, где больше возможности сделать стремительную карьеру и получать сверхдоходы. Там есть смысл страховать свою незанятость. У нас же, где практикуются иные методы подбора кадров в коммерческом секторе, риск лишиться работы гораздо ниже. И это наряду со многими другими факторами приводит к тому, что услуга по страхованию от увольнения не развита в нашей стране. Впрочем, отдельные компании все–таки страхуют этот риск — но в комплексе услуги по обеспечению возврата банковских кредитов.
— Согласитесь, что увольнение увольнению рознь, и никто не станет страховать человека, если он потеряет работу из–за прогулов, — продолжает разговор первый заместитель генерального директора одной из таких компаний Сергей Черкес. — Другое дело — ликвидация предприятия, когда от самого работника мало что зависит... Именно по этой причине — сложности в определении истинных причин увольнения — данный страховой продукт если и появится на нашем рынке, то будет весьма дорогим. А что касается услуги по обеспечению возврата банковских кредитов, то действительно у банков она очень популярна. Каждый месяц страхуются тысячи кредитных договоров. Банки стремятся минимизировать свои риски по возврату выданных кредитов даже в том случае, если кредитополучатель внезапно потеряет источник доходов.
Как видим, даже большому банку становится страшно от моего возможного увольнения. Что уж говорить про маленького меня, у которого нет за душой уставного фонда в 25 миллионов евро? Видимо, именно по этой причине все специалисты, с кем довелось обсудить эту тему, сошлись в одном: вопрос страхования вынужденной незанятости и сокращения доходов гражданина давно назрел.
Автор публикации: Роман РУДЬ