Кто ищет, тот найдет. И правильно сделает, потому что избежит синдрома безработного
олько за последние десять лет официальный уровень безработицы в Беларуси снизился вдвое — до 0,8 процента. На Западе этот показатель составляет в среднем 10 процентов. Почему такая разница? Нобелевские лауреаты по экономике этого года уверены, что большие размеры пособия по безработице способствуют ее росту и многим государствам, чтобы не остановиться в развитии, придется идти на соответствующую корректировку своих программ занятости.
Рассмотрю любое предложение
За десять лет Елена Малышонок теряла работу уже дважды. В первый раз, когда закрылся детский сад, в котором она трудилась психологом. Во второй из-за того, что разорился предприниматель, у которого она пробовала свои силы в роли мебельного дизайнера. — Избавиться от статуса безработного не так-то просто, — рассказывает собеседница. — Особенно когда у тебя маленький ребенок на руках. Как только наниматели слышали о такой “нагрузке”, сразу же старались вежливо отказать. Найти новое место Елена пыталась разными способами: штудировала газеты с объявлениями, регулярно ходила в службу занятости, где изучала компьютерную базу вакансий. Однако сдвинуть ситуацию с мертвой точки не удавалось. Хотя бывшая психолог пробовала самые разные варианты, пыталась устроиться и продавцом, и курьером, и преподавателем. — Ощущение того, что ты никому не нужен, со временем нарастает, психологически очень сильно давит, — делится опытом Елена. — Чувствуешь себя пустым местом, человеком, абсолютно невостребованным и ни на что не способным. Спустя какое-то время стало страшно даже набирать номер очередного потенциального работодателя, потому что заранее опасалась услышать привычный отказ. Приходилось себя заставлять. После долгих поисков Елена решила сделать ход конем: стать индивидуальным предпринимателем. Сейчас она занимается пошивом штор.
— Я поняла одно: нельзя долгое время находиться в состоянии свободного полета, — считает собеседница. — Потому что человек привыкает к такому положению и потом уже ничего не хочет менять, ведь для этого необходимы определенные усилия. Конечно, в идеале хочется заниматься тем, что ты умеешь делать. Однако не всегда это получается. Поэтому иногда правильнее ухватиться за то, что тебе предлагают. Лучше поменять несколько мест, чем годами оставаться не у дел.
Сто путей к зарплате
В 1990-е годы, когда экономика Беларуси переживала не самые лучшие времена, перед специалистами сферы занятости стоял непростой вопрос — по какому пути идти дальше. Увеличивать размеры пособий по безработице, ориентируясь на западную практику, или же отдать предпочтение политике активных мер. И был выбран второй вариант. Причем вовсе не из-за отсутствия финансовых средств. Просто в нашей стране посчитали нерациональным увеличивать армию иждивенцев, которые не будут искать работу и станут довольствоваться социальными выплатами. Ведь в таком случае неизбежно придется столкнуться с нехваткой рабочих рук, а значит, замедлятся темпы экономического развития. — Одна из главных задач службы занятости — максимально сократить период, на протяжении которого человек находится в статусе безработного. Поэтому в Беларуси делают ставку на комплексную помощь в трудоустройстве, — поясняет начальник главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов. — Причем используются разные варианты. Первый, самый простой — подыскать в базе данных подходящее по специальности и квалификации место. Если такой вакансии нет, можно отправить человека на профессиональную переподготовку и трудоустроить его по новой специальности. Еще один путь, который сегодня весьма актуален для периферии, где найти свободное место не всегда возможно, — финансовая помощь безработному в открытии своего дела. Кроме того, развивается и практика трудовой миграции. Наконец продуманы механизмы работы и с теми категориями, которые до сих пор остаются не очень востребованными на рынке труда: женщины с детьми, инвалиды и выпускники учебных заведений. С целью их трудоустройства предусмотрено субсидировать нанимателям создание рабочих мест.
Эффект пособия
Естественно, можно пойти другим путем. Как сделали на Западе — сместить акцент в сторону материальной поддержки безработного. Однако, считают многие специалисты, здесь существуют свои подводные камни. — Безусловно, государство должно оказывать финансовую поддержку безработным и в случае необходимости увеличивать размер пособия для этой категории людей, — отмечает Николай Кохонов. — Однако вопрос далеко не однозначен. Необходимо найти разумный баланс, чтобы, с одной стороны, поддержать людей, которые теряют работу, а с другой — не отобрать у них стимул к труду. С чем, собственно, и столкнулись наши соседи россияне, когда после наступления экономического кризиса резко увеличили выплаты этой категории населения. Сработал так называемый эффект пособия, когда после его повышения многие целенаправленно пошли в безработные. С такой же проблемой столкнулись и во Франции, Испании, Италии, других странах. Например, в Германии семья, состоящая из двух безработных, может получать в месяц около 600 евро на съем жилья и еще примерно столько же — на потребительские расходы. Такая социальная поддержка порождает иждивенчество как среди коренного населения, так и у эмигрантов. (Сейчас безработица в Германии более 7 процентов.) Зачем работать, если можно и так прожить, хоть и без шика. На это указали в своих работах британский и два американских экономиста, которые недавно были названы лауреатами Нобелевской премии по экономике. Исследователи, в частности, проанализировали, почему при наличии вакансий на рынке труда все равно есть безработные.
“Один из выводов заключается в том, что более крупные пособия по безработице способствуют повышению самой безработицы и удлиняют время поиска новой работы”, — отмечается в официальном пресс-релизе Нобелевского комитета. Поэтому резкое повышение в Беларуси месячного пособия по безработице, уровень которого у нас ниже 100 тысяч рублей, — это палка о двух концах, считают многие эксперты. Без случайных людей Существует риск, что у человека, который долго сидит дома, постепенно разовьется синдром безработного. Он начинает ждать, что работа свалится с неба, причем полностью будет соответствовать всем его требованиям. — Для таких людей действительно иногда невозможно подыскать вакансию, — уверен заведующий сектором занятости управления по труду, занятости и соцзащите Белыничского райисполкома Владимир Вершило. — Они всегда находят причину, чтобы отказаться: не такая зарплата, далеко добираться, не понравился начальник, не устраивает график... А потом человек теряет все свои навыки и оказывается беспомощным. Впрочем, как отмечают эксперты, изменять отношение к проблеме безработицы нужно не только людям, которые ищут работу, но и потенциальным нанимателями. — За рубежом потенциального работника анкетируют, тестируют, проверяют на психологическую совместимость в коллективе, — отмечает социолог и психолог Жанна Гринюк. Кроме того, наниматели стимулируют у работников стремление развиваться, повышать уровень квалификации, стараются удержать хороших специалистов в своем коллективе. У нас же, по мнению эксперта, порой подбор кадров производится не так тщательно. И от этого страдают и работники, и наниматели, и государство, которому приходится подыскивать лишившимся работы новые места. Однако в первую очередь успешность поиска работы зависит от самого безработного. Хоть и говорят, что работа — не волк, в лес не убежит, но ведь хорошо известно и то, что волка ноги кормят.