За рыболовами на озерах Бобровичское и Выгонощанское будет следить система видеонаблюдения
Но безмятежность отдаленного села несколько нарушилась весной 2010-го года, когда лесоохотничье хозяйство "Выгонощанское" было расформировано, а у огромного лесного массива и двух озер – Бобровичского и Выгонощанского – появился новый собственник: государственное природоохранное учреждение "Национальный парк “Беловежская пуща”" Управления делами президента Республики Беларусь.
То, что на эти земли пришел новый хозяин, местные жители, а также рыболовы-любители из Бреста, Пинска, Ивацевичей, Барановичей ощутили сразу. Во-первых, с 11 000 рублей до 20 000 поднялись цены на любительскую рыбалку. Даже въезд на территорию филиала стал платным – 2000 рублей с человека. Во-вторых, внесены существенные изменения в условия пользования водоемами: теперь на озера запрещено выходить на лодке с мотором. Этот запрет вызвал негодование местных жителей. Выходцы из Бобровичей обратились с жалобой в "Вечерку". Корреспондент газеты направился в отдаленное село.
– Радоваться нам нечему: озеро закрылось, а вместе с ним и клюквенные "плантации" на другой стороне, – рассказывает Надежда Петрукович, пенсионерка из Бобровичей. – Доплыть на "грэбках" (так в Бобровичах называют весла. – А. Г.) можно, но после этого и собирать ягоду не захочешь, ведь плыть надо почти 1,5 часа в одну сторону! А если ветер и волны? Клюква – основная статья доходов жителей нашего села, цена на нее доходит до 10 000 рублей за килограмм…
В Бобровичах редкий хозяин не имеет лодки и двигателя к ней, но теперь двигатель можно спрятать подальше. По мнению сельчан, аргумент у новых хозяев один: в лодках с мотором на озеро выходят браконьеры, поэтому и решило руководство "Беловежской пущи" запретами бороться за сохранность рыбных запасов. Сами мужчины выразили сомнение в правильности такого подхода: браконьеру нужна тишина, на моторе нарушитель не выезжает.
…На берегу Бобровичского – никого. Пусто и в небольшой будке контролера, которая появилась несколько месяцев назад и где кассир должен выдавать законопослушным рыболовам билеты. Но и рыболовов нет, только служебный автомобиль филиала на берегу водоема. Один из руководителей Владимир Даютов вместе с контролером-кассиром смотрят в бинокли на озерные дали.
– Кто-то помчался на моторке… А ведь запрещено! – указывает Владимир Даютов корреспонденту на водную гладь. – Сборщики клюквы? Как бы не так. Браконьеры! Неделю назад задержали таких "рыболовов" из Телехан, а вчера гонялись за другой компанией, "прополоскавшей" в озере сеть.
Но что сказать законопослушным жителям села, которые много лет ходили "под парусом" на клюквенные плантации?
– Мы сельчанам объяснили: за клюквой можно плыть собственной лодкой (разумеется, без мотора) или обращаться к нам. Наша организация оказывает услугу по перевозке сборщиков лодкой, оснащенной двигателем. 37 тысяч рублей за четверых – и вас доставят за ягодой утром, а заберут вечером…
Наверное, не совсем понятно разъяснили сельчанам этот пунктик новые хозяева: с кем ни доводилось общаться на этот счет, все слышат новость впервые. Единственный, кто знает об услугах филиала не понаслышке, – отец Виталий, православный священник, который руководит молодежной православной организацией "Святогор". В Бобровичах есть база отдыха, которую несколько лет назад православному приходу передало ОАО "Ивацевичдрев". На балансе базы – две оборудованные по всем правилам и нормам лодки с японскими двигателями.
"На другом берегу Бобровичского озера еще при Витовте возвышался первый в здешних местах христианский храм Святой Параскевы Пятницы, там же есть стоянка каменного века, рядом – памятник жителям, погибшим в годы войны от рук карателей, – говорит отец Виталий. – Еще полгода назад мы с детьми плавали в те места на своих лодках. Сейчас воспитанникам посетить эти достопримечательности стало невозможно. Я как-то попросил новых хозяев озер доставить нас на противоположный берег с детьми, а нам ответили: требуется семь литров бензина... На нашу лодку с японским двигателем хватало и одного литра"…
…Автора этих строк удивило и то, что на берегу Бобровичского – ни одного рыболова с удочкой. Клева нет! Еще два-три года назад такое и представить было невозможно (знаю не понаслышке: сам приезжал сюда на плотву, окуня; рыбачил с лодки). Руководство филиала тоже недоумевает по этому поводу и ссылается на цикличность клева, который то падает на протяжении нескольких сезонов, то снова растет. Однако и ценовой фактор нельзя сбрасывать со счетов. Еще два года назад здесь были "социальные" цены: 5000 рублей – за лов рыбы на удочку в летний сезон, 2600 – в зимний. А нынче прейскурант совсем другой, плюс за лодку заплати, за мотор – тоже… Достаточно заглянуть на главный белорусский рыболовный сайт – www.brik.org, – чтобы убедиться: Бобровичское озеро рыболовы стали обходить стороной.
Новый руководитель лесничества "Выгонощанское" национального парка "Беловежская пуща" Николай Савило сообщил корреспонденту "Вечерки": на берегах Бобровичского и Выгонощанского озер планируется установить систему видеонаблюдения. Оборудование уже закуплено, не исключено, что начнет работу в ближайшие недели.
Будет ли после этого снят запрет на использование лодок с моторами? Ведь с помощью видеокамеры и монитора можно отследить каждое движение рыболова и навести порядок в рыболовных делах, искоренить браконьерство без непопулярных запретов! Николай Савило не исключает этого. Наверное, такой вариант будет оптимальным: и сборщики клюквы, и члены молодежной православной организации смогут забыть о "грэбках" и вернуться к прежним занятиям.