Лунинецкий метод: единство формы и содержания

Источник материала:  

В этом убедились участники XXV республиканского конкурса «Лучший по профессии» среди продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, в распоряжение которых были предоставлены лучшие предприятия торговли районного потребительского общества

По словам первого заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Александра Яковчица, сегодня впору говорить даже не о методе, а о стиле, который выгодно отличает лунинецкую потребкооперацию на фоне других потребительских обществ. Суть его, если кратко, в том, что принимаемые управленческие решения нацелены на достижение максимального конечного результата при сохранении и приумножении традиционных кооперативных ценностей. Эффективность такого подхода — в конкретных цифрах и фактах экономического развития. Лунинецкое райпо – одно из самых крупных в системе Белкоопсоюза. В нем занято около двух тысяч человек, в том числе свыше 600 работников торговой отрасли. Еще информация к размышлению: удельный вес потребкооперации в товарообороте района составляет 70 процентов.

Эти и другие достижения здесь не без оснований связывают с именем председателя правления райпо Максимом Сумаром, который вот уже на протяжении более двадцати лет успешно ведет районную кооперативную организацию выверенным курсом. Нынче, например, среднемесячный товарооборот обеспечен на уровне 12 миллиардов рублей. За восемь месяцев средняя заработная плата составила 853,9 тысячи рублей, а в торговой отрасли – 997,5 тысячи рублей. За этот период по райпо получено почти 1,97 миллиарда рублей чистой прибыли. Можно и дальше приводить статистические данные, которые, без преувеличения, впечатляют, но и так ясно: лунинецкий метод, который в свое время был широко растиражирован по системе потребительской кооперации республики, — явление уникальное. В райпо, образно говоря, обеспечено единство формы и содержания, что позволяет постоянно наращивать объемы торговой деятельности. А поскольку, как известно, опыт ценен повторением, то проведение здесь финала республиканского конкурса «Лучший по профессии» среди продавцов продовольственных и непродовольственных товаров следует, кроме всего прочего, рассматривать еще и как школу профессионального мастерства.  

Между прочим, на Лунинетчине уже во второй раз принимают коллег из других регионов. Впервые это случилось десять лет назад, когда в районе состоялся пятнадцатый по счету профессиональный конкурс среди молодых продавцов потребкооперации. Символично, что нынешнее мероприятие тоже стало юбилейным, но на этом, пожалуй, совпадения и заканчиваются. За прошедшее время в райпо сделан, без преувеличения, качественный скачок по всем направлениям кооперативной деятельности и, прежде всего, в торговле. Об этом можно судить хотя бы по тому, что лунинецкие продавцы на протяжении ряда лет были в числе победителей и призеров республиканских конкурсов «Лучший по профессии»: 2003, 2004, 2005, 2006 годы – вторые места, а в 2008-м и 2009 годах поднялись на высшую ступеньку пьедестала почета. Поэтому здесь по праву принимали нынче гостей из других регионов, предоставив им лучшие объекты торговли в Лунинце. Сам же конкурс, о котором извещали огромные, видные издалека растяжки на улицах, стал для местных жителей настоящим праздником. Открытие состоялось в прекрасном городском Доме культуры, который на время проведения мероприятия был отдан в распоряжение конкурсантов. И здесь Сумар вместе со своей командой остались верными себе. Это была какая-то яркая, незабываемая феерия из песен, танцев, музыки в исполнении лучших коллективов художественной самодеятельности. На труды праведные участников благословил небесный покровитель торговли Меркурий, после того ничего иного не оставалось, как подтвердить свое профессиональное мастерство. Ведь в Лунинце «выясняли отношения» победители аналогичных областных конкурсов — всего двадцать четыре конкурсантки, представлявшие все облпотребсоюзы и ЧУП «Гомельская универсальная база».

В отличие от предыдущих нынешний республиканский конкурс проходил по новым правилам. Решением Правления Белкоопсоюза и Республиканского комитета отраслевого профсоюза, в частности, было исключено возрастное ограничение участников не старше 25 лет. Изменения коснулись и порядка проведения конкурса. Сразу же после открытия в городском Доме культуры состоялись такие отборочные туры, как «командное приветствие», «визитная карточка», «деловая игра со зрителем» и «реклама товаров», которые обычно проходили во второй день. На мой взгляд, произведенные перестановки в сценарии лишь добавили интриги, позволили компетентному жюри составить объективное, хотя и предварительное, мнение о конкурсантах. По информации члена жюри, заместителя начальника управления торговли Белкоопсоюза Раисы Трусовой, в «командном приветствии» определялся победитель среди облпотребсоюзов, а баллы не выставлялись и, следовательно, результаты не учитывались при окончательном подведении итогов. Остальные конкурсные задания оценивались по пятибалльной системе, причем на проведение каждого из них отводилось не более пяти минут.

Условия, как видим, достаточно жесткие, и участникам необходимо было уложиться в это прокрустово ложе. В противном случае снимались драгоценные баллы. Однако сначала следовало заявить о себе в «командном приветствии». Порядок выхода команд на сцену определился после жеребьевки, которая проходила в виде «морского боя». После столь беспристрастного отбора обижаться было не на кого, разве что на самих себя за недостаточно меткий «выстрел». И вот одна за другой команды появляются перед зрителями с этим домашним заданием: Могилев, Витебск, Брест, Минск, Гомель, Гродно. Первым всегда труднее, поскольку не знаешь на что горазды соперники. Тем не менее девушки из Могилевского облпотребсоюза подтвердили высокое реноме прошлогоднего победителя в командном приветствии на аналогичном конкурсе профессионального мастерства, который проходил, напомню, в Брагине. И нынче они вновь покорили зрителей и членов жюри своими талантами. Эффектным получился выход, когда конкурсантки появились на сцене в стильной форменной экипировке под задорные звуки популярной когда-то песни «Не кочегары мы, не плотники…» с транспорантом в руках «Славься, Белкоопсоюз!» А девиз у команды «Радуга» простой: «На месте не стой!» Свое выступление могилевчанки сопровождали видеосюжетами из жизни облпотребсоюза, которые можно было лицезреть на огромном экране. И даже после того, как случилась досадная неприятность — отключился микрофон, не прервали действа, доведя его до логического завершения и сорвав тем самым бурные аплодисменты.

«Ведь мы с тобой один союз: виват торговля, Белкоопсоюз!» — таким эффектным, дружным возгласом завершили свое командное приветствие девушки из Витебского облпотребсоюза. Их вы-ступление запомнилось необычным сценарием, в котором нашлось даже место гонцу, исколесившему в поисках конкурсанток многие объекты потребительской кооперации Придвинья. Оригинальностью и талантливым исполнением покорила зрителей команда Брест-ского облпотребсоюза. Из команд-ного приветствия, например, можно было узнать, что заместитель начальника управления торговли Раиса Трусова была членом жюри во всех двадцати пяти конкурсах. Истинными кооператорами, обладающими нордическим характером, были представлены председатель Правления Белкоопсоюза Сергей Сидько, его первый боевой заместитель Александр Яковчиц и начальник управления торговли кооперативного ведомства Павел Кохно. Открыл же эту своеобразную галерею портретов заместитель председателя жюри конкурса, председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации Владимир Комса. Беспристрастный объектив фотоаппарата запечатлел его в тот момент, когда профсоюзный лидер отоваривался в автомагазине, причем, судя по одежде, происходило это где-то на дачном участке.

Словом, командное приветствие брестчан получилось оригинальным и интересным, что и было затем по достоинству оценено членами жюри. Если не победить, то хотя бы отличиться – такую задачу-минимум поставили перед собой девушки из Минского облпотребсоюза. Да вот беда: в составе команды не хватало одного участника. И вдруг откуда ни возьмись появляется дама с внушительным бюстом и этак ненавязчиво просит: «Ну возьмите меня!» От нее отмахиваются, как от надоедливой мухи, но та проявляет настойчивость и в конце концов добивается своего. Так же, впрочем, как и остальные претендентки, оказавшиеся в итоге «хорошими девчатами, заветными подругами». «Птица счастья завтрашнего дня» откликнулась на просьбу: «Выбери меня!» Марины, Ольги, Светланы и Елены, представлявших на конкурсе Гомельский облпотребсоюз. Девиз команды: «Мы дарим только хорошее настроение!» девушки подкрепили подарком в виде торта с красовавшейся на нем цифрой 25, который торжественно вручили членам жюри. Легенды и мифы древней Греции ожили перед зрителями стараниями команды Гродненского облпотребсоюза. Их сменили загадочные восточные ритмы. Вообще, должен заметить, командное приветствие девушек Принеманья изобиловало мастерски исполненными танцевальными номерами и песнями, которое они завершили на оптимистичной ноте: «У торговли нет плохой погоды, всякая погода благодать. В дождь и в снег, в любое время года надо нам товары продавать».

Не менее интересно и увлекательно прошли в первый день конкурса последующие испытания. Однако в «визитной карточке» заветные пять баллов среди продавцов продовольственных и непродовольственных товаров удалось получить соответственно только продавцу магазина «Хлебны водар» из Кировского райпо Екатерине Жданович и ее коллеге из расположенного в Лунинце универсама Алле Давидюк, которая представляла хозяев конкурса. Были близки к тому, чтобы взять высокую планку продавцы Роза Саакян (Каменецкое райпо), Марина Будная (Толочинское райпо), Анна Васьковская (Гродненское райпо), Марина Лупач (Дятловское райпо), Светлана Бровко (Сенненское райпо), Ольга Филитарина (Шарковщинское райпо), Мария Дремо (Островецкое райпо), Василина Соболевская (Ошмянское райпо) и Алина Прилепо (Кировское райпо). Им не хватило каких-то нескольких сотых балла, но, увы, члены жюри были неумолимы в своем вердикте.

В «деловой игре со зрителем» участникам требовалось продемонстрировать знание правил торговли. Каждой из конкурсанток члены жюри поочередно задавали по одному вопросу, на который та должна была дать четкий и обстоятельный ответ. Не погрешу, думаю, против истины, если скажу, что подавляющее большинство девушек продемонстрировали просто блестящую подготовку. В пять баллов, например, были оценены ответы Натальи Осипович (Глубокское райпо), Марины Тетеревой (ЧУП «Гомельская универсальная база»), Марины Лупач (Дятловское райпо), Анны Шматковой (Борисовское райпо), Екатерины Жданович (Кировское райпо), Натальи Хартанович (Бобруйское райпо), Аллы Давидюк (Лунинецкое райпо), Ольги Филитариной (Шарковщинское райпо), Марии Дрема (Островецкое райпо), Василины Соболевской (Ошмянское райпо), Татьяны Борисевич (Червенское райпо), Надежды Щепетовой (Бобруйское райпо), Алины Прилепо (Кировское райпо).

Очень зрелищным оказался последний этап первого дня конкурса «Реклама товаров». На мой взгляд, все без исключения участники успешно справились с этим домашним заданием. Многие выступления отличались оригинальностью, фантазией, искрометным юмором, сопровождались танцевальными номерами, даже сказочные персонажи были призваны на помощь. В результате строгое жю-ри отметило пятью баллами среди продавцов про-довольственных товаров Марину Лупач, которая рекламировала лидский квас, Ольгу Соловьеву из Минского райпо, пытавшуюся угостить кефиром ревнивого Отелло, и Наталью Хартанович из Бобруйского райпо, популяризировавшую продукцию кондитерской фабрики «Красный пищевик». Среди продавцов непродовольственных товаров таких же оценок самой высокой пробы удостоились Алла Давидюк – реклама посуды Лунинецкого завода металлоизделий «Виктория», Мария Дремо, презентовавшая изделия слонимской фабрики «Текстильщик», Василина Соболевская, убедительно рассказавшая о достоинствах продукции гродненской перчаточной фирмы «Акцент», и Алина Прилепо, пропагандировавшая спорттовары и здоровый образ жизни. Очень была близка к успеху в этой номинации еще одна конкурсантка — Татьяна Борисевич из Червенского райпо. Все члены жюри, за исключением одного, оценили ее рекламу предметов женского туалета – колготок пятью баллами. Причем, что удивительно, не поддался прелестям конкурсантки и ее симпатичных помощниц… мужчина, посчитав, что более чем на четыре балла реклама не тянет. Что ж, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. 

Второй день конкурса, если можно так выразиться, представлял симбиоз теории и практики. Поначалу в городском Доме культуры состоялось тестирование участников на предмет знания правил торговли и положений Закона о защите прав потребителей. Затем конкурсантки отправились к местам проведения практических испытаний на объектах торговли. Продавцы продовольственных товаров облюбовали для этих целей расположенные в райцентре универсамы № 31 и «Западный». Их коллеги, специализирующиеся на торговле непродтоварами, демонстрировали свои профессиональные навыки в магазинах «Все для дома», «Детский мир», «Новый век», «Леди» и «Джентльмен». Каждое из этих предприятий торговли можно без ложной скромности назвать образцово-показательным. Поэтому конкурсантки имели возможность полностью раскрыть присущие им таланты. При этом очень важно было не сплоховать на завершающем этапе, производя расчет с покупателями на кассовых суммирующих аппаратах. Дело в том, что выполнение этой операции оценивалось по максимальной шкале двадцатью баллами, и, понятно, любая допущенная участниками погрешность могла существенно повлиять на окончательные результаты.

Подведение итогов конкурса проходило в городском Доме культуры. Их огласила заместитель начальника управления торговли Белкоопсою-за Раиса Трусова. Итак, решением жюри победителями XXV республиканского конкурса «Лучший по профессии» стали Марина БУДНАЯ, продавец продовольственных товаров Толочинского райпо, и Алла ДАВИДЮК, продавец непродовольственных товаров Лунинецкого райпо. Дипломами Белкоопсоюза и БРК отраслевого профсоюза второй степени, памятными подарками награждены Марина ЛУПАЧ (Дятловское райпо), Ольга СОЛОВЬЕВА (Минское райпо), Мария ДРЕМО (Островецкое райпо), Алина ПРИЛЕПО (Кировское райпо). Дипломов третьей степени и памятных подарков удостоены Ольга НАСЫТКО (Пружанское райпо), Екатерина ЖДАНОВИЧ (Кировское райпо), Наталья ХАРТАНОВИЧ (Бобруйское райпо), Василина СОБОЛЕВСКАЯ (Ошмянское райпо), Ольга ШУСТОВА (Добрушское райпо), Татьяна БОРИСЕВИЧ (Червенское райпо). Поощрительный приз как самому молодому участнику конкурса достался Марине ЛУПАЧ – продавцу продовольственных товаров Дятловского райпо. За лучшее приветствие дипломом Белкоопсоюза и БРК профсоюза награждена команда «Радуга» Могилевского облпотребсоюза.

Дипломы и памятные подарки победителям и призерам вручили первый заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Яковчиц и председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации Владимир Комса.

Были также поощрены участники, наиболее ярко проявившие себя в отдельных конкурсных номинациях. Кроме того, Лунинецким райпо был учрежден приз зрительских симпатий. Его обладателем стала продавец магазина товаров повседневного спроса из деревни Доргишки Ошмянского райпо Василина СОБОЛЕВСКАЯ. Приз вручил председатель правления райпо Максим Сумар. А еще все без исключения конкурсантки получили памятные подарки от многочисленных спонсоров.

В общем, конкурс удался, за что огромное спасибо его организаторам и лично председателю правления Лунинецкого райпо Максиму Сумару. И до новых встреч на очередном празднике профессио-нального мастерства, который, по информации Александра Яковчица, пройдет в следующем году в Толочинском райпо.

←Сам себе начальник. Дальновидные работодатели не спешат расставаться с опытными сотрудниками-пенсионерами

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика