Владимир Зданович: От балласта в школах надо избавляться
14.10.2010 09:14
—
Новости Общества
Психологи говорят, что в младшей школе мнение учителя для ребенка важнее родительского. Впрочем, и впоследствии, так или иначе, педагог оказывает влияние на наши жизнь и судьбу, формирует интересы, стимулирует к выбору будущей профессии. Согласитесь, что хорошего учителя помнишь спустя годы. Тем не менее не секрет, что престиж профессии в последние десятилетия упал. В школы наряду с действительно талантливыми педагогами стали приходить случайные люди. Об этих проблемах журналист "Р" беседует с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимиром Здановичем.
- Корни проблемы уводят нас в лихие 90-е прошлого века. Я сам, отдав школе 20 лет, наблюдал картину массового оттока лучших педагогов. На их места стали приходить люди, которые не слишком желали работать в школе. Те, кто не хотел идти в армию, кто не мог найти других вариантов трудоустройства. Некоторые брали минимум часов, все основное время занимаясь челночеством. Когда я возглавил одну из гимназий, мне даже пришлось немало постараться, чтобы избавиться от этих случайных людей.
Особенно печально, что такие "педагоги" наносят колоссальный вред, поскольку на них смотрят 25, а то и больше учеников, которые не только не получают крепких знаний, но и копируют манеру поведения, отношение к жизни и работе таких горе-учителей. Все это способствует формированию в обществе негативного имиджа педагога. Хотя, без сомнения, хороших, небезразличных специалистов сегодня больше, иначе не было бы у нас талантливой молодежи.
- Возможно ли коренным образом переломить ситуацию?
- Сейчас для этого довольно благоприятное время. В последние годы существенно сократилось число школьников. Если, например, в 2000 году их насчитывалось около 1,5 млн, то в нынешнем - около 950 тысяч. Учителей соответственно 146,5 тысячи и 111 тысяч. Так вот, у нас есть возможность оставлять в школах самых лучших, избавляясь от балласта. Те, кто пришел в школу отсидеться, не поступив на другую специальность, не найдя другой работы, пускай не обижаются. Дети остро чувствуют фальшь. Если, прежде всего, учитель занимает позицию "скажите спасибо, что я за такую зарплату вас учу", то, естественно, большого уважения он не получит.
Помимо того, что школа на уровне администрации может проводить отбор лучших, в эту работу должны включиться и вузы, которые готовят педагогические кадры. Кто-то убежден, мол, ничего страшного, что абитуриент поступил с одним баллом по математике на физический факультет, обучим и таких. Я же глубоко убежден - если зерно плохое, оно не даст хорошего урожая. И эффект будет на вырождение. А вот если мы выберем абитуриента с высоким баллом, обладающим склонностью к получению знаний, есть надежда, что, придя в школу, он будет хорошим учителем.
- Но ведь и хорошее зерно — не всегда гарантия высокого урожая? Может быть, недорабатывает и сама система высшего образования?
- Конечно, если агроном плохой, урожая тоже не будет. Потому нужно пересмотреть, чему учить будущего учителя. В последние годы мы ушли в сторону узкой специализации. Учитель, например, физики, кроме физики, вроде и знать ничего не должен. Я же убежден, что учитель общеобразовательной школы должен быть универсалом. Тогда, сотрудничая с коллегой-учителем по другому предмету, он сможет более органично выстроить свой предмет. Ведь не секрет, что из-за узкой специализации составители учебных программ зачастую не только допускают дублирование, но и подают информацию без учета других учебных программ. Кроме того, универсальное образование поможет дать ответ ребенку на любой вопрос. Ведь дети задают их не учителю математики, физики, русского языка, а конкретному человеку. И от этого тоже зависит, будете ли вы пользоваться в детской среде уважением.
- Как выявить того, кто в будущем имеет все шансы стать педагогом с большой буквы?
- Система тестирования при ее явных достоинствах не раскрывает личностных качеств абитуриента. Здесь нам могло бы помочь профессионально-психологическое собеседование. Ведь, образно говоря, дипломат может испортить отношения с государством, поссорившись с одним человеком. А если в класс пришел плохой учитель, он испортит 25 детей, которые по цепочке понесут этот негатив дальше.
Можно пойти и другим путем. Лучше всех знают ребят, их склонности и таланты сами учителя школ. Зайдите в младшие классы: если вы увидите, что группа детей столпилась вокруг одной девочки, и ее увлеченно слушают, знайте, перед вами будущая учительница. И в дальнейшем ее способности будут развиваться. Таким детям можно давать письма-рекомендации, которые бы принимались педагогическими вузами к рассмотрению. Но чтобы избежать липы, такой документ должен иметь и обратную связь: если школа рекомендует выпускника, она готова и взять его впоследствии на работу. Тогда и интерес будет обоюдным.
Есть и третий способ отбора, который можно осуществить уже на момент окончания учебы в вузе. Врач, например, получает доступ к практической работе только после интернатуры, посвятив год практике под руководством опытного специалиста. Почему бы и с педагогическими кадрами не поступить так же? После года практики пятикурснику школа дала бы заключение: годен он к работе или нет. Если не годен — вот тебе просто документ о получении высшего образования. Собственно, может ему эта заветная "корочка" и была нужна?!
- Увы, приходится констатировать, что в педвузы приходят не самые сильные абитуриенты. А категории платников и льготников опускают эту планку еще ниже…
- На мой взгляд, не нужно гнаться за количеством. Педвузы, как и многие другие высшие учебные заведения страны, с особым рвением выполняют планы по платному образованию. То, что абитуриенты хотят стать учителями за деньги, вызывает у меня некоторые сомнения. Считаю, что в педвузах должно быть только бюджетное обучение. Не надо содержать эти учреждения за счет средств со стороны, выпуская заведомо слабых специалистов.
Что касается категории льготников, мое отношение таково: попал человек в сложную жизненную ситуацию, нужно помочь ему финансово, создать условия, чтобы он мог нормально жить и учиться. Но спрос с него должен быть такой же, как и со всех. Иначе получается: сначала он по льготе получил аттестат, потом по льготе поступил, по льготе закончил, а потом так же на особых условиях устроился на престижную работу. А потом, если она его не устроила, может уволиться и не возмещать деньги за обучение государству. Это нонсенс! Единственной льготой должны быть знания и способности человека.
- Владимир Матвеевич, но если усложнить поступление в педвузы, не получится ли так, что абитуриенты туда не пойдут?
- Такие опасения мне уже высказывали. А вы знаете, на определенном этапе это даже хорошо. Ведь были времена, когда учителей не хватало, когда они ценились, когда им давалось жилье, повышенные зарплаты. При избытке специалистов в силу вступает принцип рыночной экономики: если товара много, он дешевеет.
К счастью, ситуация с заработной платой меняется. Я просчитал, что к августу 2011-го в сравнении с этим же периодом 2010-го педагог будет получать вдвое больше. Но хочу сказать и о другом: к сожалению, повышение зарплаты не равно росту качества преподавания. Я за такое увеличение, когда тот человек, который действительно является учителем с большой буквы, получал бы большую зарплату, а тот, кто не горит на работе, на порядок ниже. Это способствовало бы росту педагогического мастерства. Стимулом стать лучше может быть более сильное разграничение зарплат в зависимости от категории учителя. Когда будет четкая градация, когда будет заинтересованность, тогда и абитуриент в педвузы страны пойдет, понимая, что в системе школьного образования тоже можно достичь вершин.
В этом же смысле очень важно было бы разработать систему поддержки для пожилых учителей. Их нужно ценить, уважать. Ведь, приходя в школу, молодой специалист в первую очередь внимательно смотрит на своих старших коллег, пытаясь разглядеть свое будущее. И, если оно будет непривлекательным, молодой человек уйдет. А сегодняшняя школа держится именно на старой гвардии и небезразличной молодежи.
- Раз уж мы затронули вопрос о пожилых учителях, как вы относитесь к тому, что в связи с увеличением часов на изучение иностранных языков в школы вернутся пенсионеры?
- Двояко. В том смысле, что я глубоко убежден: реформы в образовании нужно проводить без спешки. Ведь смотрите, в какой ситуации оказались директора школ: им срочно нужно искать преподавателей. И не для того чтобы просто заполнить вакансии, а чтобы сохранить хорошее качество преподавания. И если это пенсионеры, то именно те, кто и прежде, как говорится, горел на работе, пользовался заслуженным уважением школьников. Как это сделать в сжатые сроки?
Кроме того, к нам сегодня обращаются с жалобами на отсутствие учебников, в частности, для седьмого класса. Родителей заставляют сдавать деньги на российские учебники. Такого, конечно, быть не должно. Но, с другой стороны, для учеников лучше, когда в классе есть учитель, пусть и пенсионер, и учебник, пусть и небелорусский.
- Мы много говорим о том, каким должен быть учитель. А что, помимо повышения зарплаты, на ваш взгляд, может сделать эту профессию более привлекательной?
- Без сомнения, сокращение астрономической дополнительной нагрузки, которая ложится сегодня на учителя. Это не только подготовка к уроку, но и составление целого перечня отчетов, выполнение разного рода поручений. На мой взгляд, учитель должен заниматься только вопросами воспитания и образования. Убежден, это дало бы большой толчок повышению качества преподавания. Например, я стал заслуженным учителем Беларуси в том числе и потому, что ни разу за 20 лет работы не писал план урока. Но при этом каждый день напряженно к нему готовился.
- Корни проблемы уводят нас в лихие 90-е прошлого века. Я сам, отдав школе 20 лет, наблюдал картину массового оттока лучших педагогов. На их места стали приходить люди, которые не слишком желали работать в школе. Те, кто не хотел идти в армию, кто не мог найти других вариантов трудоустройства. Некоторые брали минимум часов, все основное время занимаясь челночеством. Когда я возглавил одну из гимназий, мне даже пришлось немало постараться, чтобы избавиться от этих случайных людей.
Особенно печально, что такие "педагоги" наносят колоссальный вред, поскольку на них смотрят 25, а то и больше учеников, которые не только не получают крепких знаний, но и копируют манеру поведения, отношение к жизни и работе таких горе-учителей. Все это способствует формированию в обществе негативного имиджа педагога. Хотя, без сомнения, хороших, небезразличных специалистов сегодня больше, иначе не было бы у нас талантливой молодежи.
- Возможно ли коренным образом переломить ситуацию?
- Сейчас для этого довольно благоприятное время. В последние годы существенно сократилось число школьников. Если, например, в 2000 году их насчитывалось около 1,5 млн, то в нынешнем - около 950 тысяч. Учителей соответственно 146,5 тысячи и 111 тысяч. Так вот, у нас есть возможность оставлять в школах самых лучших, избавляясь от балласта. Те, кто пришел в школу отсидеться, не поступив на другую специальность, не найдя другой работы, пускай не обижаются. Дети остро чувствуют фальшь. Если, прежде всего, учитель занимает позицию "скажите спасибо, что я за такую зарплату вас учу", то, естественно, большого уважения он не получит.
Помимо того, что школа на уровне администрации может проводить отбор лучших, в эту работу должны включиться и вузы, которые готовят педагогические кадры. Кто-то убежден, мол, ничего страшного, что абитуриент поступил с одним баллом по математике на физический факультет, обучим и таких. Я же глубоко убежден - если зерно плохое, оно не даст хорошего урожая. И эффект будет на вырождение. А вот если мы выберем абитуриента с высоким баллом, обладающим склонностью к получению знаний, есть надежда, что, придя в школу, он будет хорошим учителем.
- Но ведь и хорошее зерно — не всегда гарантия высокого урожая? Может быть, недорабатывает и сама система высшего образования?
- Конечно, если агроном плохой, урожая тоже не будет. Потому нужно пересмотреть, чему учить будущего учителя. В последние годы мы ушли в сторону узкой специализации. Учитель, например, физики, кроме физики, вроде и знать ничего не должен. Я же убежден, что учитель общеобразовательной школы должен быть универсалом. Тогда, сотрудничая с коллегой-учителем по другому предмету, он сможет более органично выстроить свой предмет. Ведь не секрет, что из-за узкой специализации составители учебных программ зачастую не только допускают дублирование, но и подают информацию без учета других учебных программ. Кроме того, универсальное образование поможет дать ответ ребенку на любой вопрос. Ведь дети задают их не учителю математики, физики, русского языка, а конкретному человеку. И от этого тоже зависит, будете ли вы пользоваться в детской среде уважением.
- Как выявить того, кто в будущем имеет все шансы стать педагогом с большой буквы?
- Система тестирования при ее явных достоинствах не раскрывает личностных качеств абитуриента. Здесь нам могло бы помочь профессионально-психологическое собеседование. Ведь, образно говоря, дипломат может испортить отношения с государством, поссорившись с одним человеком. А если в класс пришел плохой учитель, он испортит 25 детей, которые по цепочке понесут этот негатив дальше.
Можно пойти и другим путем. Лучше всех знают ребят, их склонности и таланты сами учителя школ. Зайдите в младшие классы: если вы увидите, что группа детей столпилась вокруг одной девочки, и ее увлеченно слушают, знайте, перед вами будущая учительница. И в дальнейшем ее способности будут развиваться. Таким детям можно давать письма-рекомендации, которые бы принимались педагогическими вузами к рассмотрению. Но чтобы избежать липы, такой документ должен иметь и обратную связь: если школа рекомендует выпускника, она готова и взять его впоследствии на работу. Тогда и интерес будет обоюдным.
Есть и третий способ отбора, который можно осуществить уже на момент окончания учебы в вузе. Врач, например, получает доступ к практической работе только после интернатуры, посвятив год практике под руководством опытного специалиста. Почему бы и с педагогическими кадрами не поступить так же? После года практики пятикурснику школа дала бы заключение: годен он к работе или нет. Если не годен — вот тебе просто документ о получении высшего образования. Собственно, может ему эта заветная "корочка" и была нужна?!
- Увы, приходится констатировать, что в педвузы приходят не самые сильные абитуриенты. А категории платников и льготников опускают эту планку еще ниже…
- На мой взгляд, не нужно гнаться за количеством. Педвузы, как и многие другие высшие учебные заведения страны, с особым рвением выполняют планы по платному образованию. То, что абитуриенты хотят стать учителями за деньги, вызывает у меня некоторые сомнения. Считаю, что в педвузах должно быть только бюджетное обучение. Не надо содержать эти учреждения за счет средств со стороны, выпуская заведомо слабых специалистов.
Что касается категории льготников, мое отношение таково: попал человек в сложную жизненную ситуацию, нужно помочь ему финансово, создать условия, чтобы он мог нормально жить и учиться. Но спрос с него должен быть такой же, как и со всех. Иначе получается: сначала он по льготе получил аттестат, потом по льготе поступил, по льготе закончил, а потом так же на особых условиях устроился на престижную работу. А потом, если она его не устроила, может уволиться и не возмещать деньги за обучение государству. Это нонсенс! Единственной льготой должны быть знания и способности человека.
- Владимир Матвеевич, но если усложнить поступление в педвузы, не получится ли так, что абитуриенты туда не пойдут?
- Такие опасения мне уже высказывали. А вы знаете, на определенном этапе это даже хорошо. Ведь были времена, когда учителей не хватало, когда они ценились, когда им давалось жилье, повышенные зарплаты. При избытке специалистов в силу вступает принцип рыночной экономики: если товара много, он дешевеет.
К счастью, ситуация с заработной платой меняется. Я просчитал, что к августу 2011-го в сравнении с этим же периодом 2010-го педагог будет получать вдвое больше. Но хочу сказать и о другом: к сожалению, повышение зарплаты не равно росту качества преподавания. Я за такое увеличение, когда тот человек, который действительно является учителем с большой буквы, получал бы большую зарплату, а тот, кто не горит на работе, на порядок ниже. Это способствовало бы росту педагогического мастерства. Стимулом стать лучше может быть более сильное разграничение зарплат в зависимости от категории учителя. Когда будет четкая градация, когда будет заинтересованность, тогда и абитуриент в педвузы страны пойдет, понимая, что в системе школьного образования тоже можно достичь вершин.
В этом же смысле очень важно было бы разработать систему поддержки для пожилых учителей. Их нужно ценить, уважать. Ведь, приходя в школу, молодой специалист в первую очередь внимательно смотрит на своих старших коллег, пытаясь разглядеть свое будущее. И, если оно будет непривлекательным, молодой человек уйдет. А сегодняшняя школа держится именно на старой гвардии и небезразличной молодежи.
- Раз уж мы затронули вопрос о пожилых учителях, как вы относитесь к тому, что в связи с увеличением часов на изучение иностранных языков в школы вернутся пенсионеры?
- Двояко. В том смысле, что я глубоко убежден: реформы в образовании нужно проводить без спешки. Ведь смотрите, в какой ситуации оказались директора школ: им срочно нужно искать преподавателей. И не для того чтобы просто заполнить вакансии, а чтобы сохранить хорошее качество преподавания. И если это пенсионеры, то именно те, кто и прежде, как говорится, горел на работе, пользовался заслуженным уважением школьников. Как это сделать в сжатые сроки?
Кроме того, к нам сегодня обращаются с жалобами на отсутствие учебников, в частности, для седьмого класса. Родителей заставляют сдавать деньги на российские учебники. Такого, конечно, быть не должно. Но, с другой стороны, для учеников лучше, когда в классе есть учитель, пусть и пенсионер, и учебник, пусть и небелорусский.
- Мы много говорим о том, каким должен быть учитель. А что, помимо повышения зарплаты, на ваш взгляд, может сделать эту профессию более привлекательной?
- Без сомнения, сокращение астрономической дополнительной нагрузки, которая ложится сегодня на учителя. Это не только подготовка к уроку, но и составление целого перечня отчетов, выполнение разного рода поручений. На мой взгляд, учитель должен заниматься только вопросами воспитания и образования. Убежден, это дало бы большой толчок повышению качества преподавания. Например, я стал заслуженным учителем Беларуси в том числе и потому, что ни разу за 20 лет работы не писал план урока. Но при этом каждый день напряженно к нему готовился.