Легенды и уроки. Как молодой учительнице удалось увлечь учеников историей родного края

Источник материала:  
Легенды и уроки. 
Как молодой учительнице удалось увлечь учеников историей родного краяОксана Бабовская — учительница в пятом поколении. В ее роду наберется около четырех десятков родственников, связавших себя с преподаванием. Разумеется, впитав этот учительский дух с детства, иной стези она для себя не видела. Выбрала историю и преподает сейчас в своей родной школе №1 Шарковщины. Говорит, что этим предметом детей легче всего заинтересовать, главное, правильно донести до них информацию. Крупицы прошлого Вот уже пять лет она со своими учениками изучает историю родного края. — История Шарковщины не так хорошо известна, больших исследований здесь не проводилось. Дети в какой-то момент сами задумались, почему о родном крае они не знают ничего интересного, — вспоминает Оксана Бабовская. — Начали мы с того, что стали изучать историю храмов. У нас есть два православных храма, по одному католическому и старообрядческому. Есть еще каплица, но она в полуразрушенном состоянии. Это вообще самая старая постройка в Шарковщине — ХVIII век. Вместе с учениками они ходили по храмам, общались со священниками, записывали воспоминания старожилов. Те что-то рассказывали о давних временах, находили старые фотографии и даже документы. Так она научила ребят вести исследования. Оказалось, что интересного не так уж мало. К примеру, когда в 1963 году разрушали старый католический костел, местные жители прятали колокола и кресты из него где могли. Когда на новом месте был отстроен новый костел, кресты нашлись, а вот колокола ищут до сих пор. Шарковщинская Свято-Успенская церковь строилась на деньги, собранные священником в Москве, а на создание ее иконостаса пожертвовал сам Николай II — последний российский император. Раньше на ее месте стояли два других храма, но оба они были разрушены. А вот церкви повезло больше: ни советская власть, ни немцы ее не трогали и не закрывали. Местные жители верят в то, что это все благодаря заступничеству ее первого настоятеля Константина Жданова. Когда в Шарковщину пришла советская власть, красноармейцы похоронили его заживо. Поговаривают, что спустя некоторое время, откопав его тело, все ахнули: правая рука, которой он крестил людей, была нетленной. Поэтому скоро его причислят к лику святых. — Мы это не в книгах вычитали, это детям рассказал священник в церкви, да и старожилы тоже помнят эту историю. Нам даже показали плитку, которую в церкви клал сам Константин Жданов, и дом, где он жил, — рассказывает молодая учительница истории. — А художник Виктор Крук, которого мы пригласили на наши занятия, рассказал детям, как пишут иконы. Заразительное любопытство Когда-то Шарковщина была типичным еврейским местечком. Сейчас еврейского населения практически не осталось. И Оксана Анатольевна с детьми решили выяснять, как они жили и что сделали для Шарковщины. — Мы составили электронную карту мест, связанных с евреями, — говорит она. — Местные жители еще помнят, на каких улицах они жили, где во время войны было гетто. Около 900 человек фашистами были расстреляны. Самый знаменитый еврей Шарковщины — это Лазарь Перельман, воскресивший иврит. Он родился в 1858 году в местечке Лужки, тогда Дисненского уезда Виленской губернии. Пока не пошел в школу, жил здесь. А потом учился в Глубоком, Вильнюсе и Париже. Этот необычный человек загорелся идеей возрождения иврита — языка, на котором разговаривали во времена Иисуса Христа. На тот момент евреи общались на идише, а иврит считался мертвым языком. Но Лазарь Перельман отрекся от идиша и полностью перешел на иврит. Запретил общаться на идише даже своей семье. — Этот язык он практически создал заново. Ведь во времена Иисуса многих сегодняшних слов не было, и Перельман придумывал их сам. Теперь иврит считается единственным языком в мире, в котором нет заимствований из других наречий, — увлеченно, как и своим ученикам, рассказывает мне о земляке Оксана Анатольевна. — Детям такая “живая” история очень интересна. Я заметила, что этот интерес просыпается у них где-то начиная класса с шестого: они становятся более сообразительными, тянутся узнавать что-то новое. Тогда мы с ними начинаем постоянно посещать исторические места, музеи. Школьникам хочется “потрогать” историю: увидеть остатки панского дома, зайти в каплицу. Я рассказываю им легенды о подземном ходе, несчастной любви, ведь одними цифрами и сухой констатацией фактов их внимание не удержать. И если детей вовремя заразить этим интересом, то он не пропадает. Мои первые ученики уже учатся на втором курсе в вузах, а все продолжают интересоваться краеведением. Кстати, трое из учеников Оксаны Бабовской тоже выбрали профессию учителя...
←Старажытны Полацк маладзее. Пра тое, якія перспектывы чакаюць старажытны горад, распавядае намеснік старшыні Полацкага гарвыканкама Мікалай ІЛЬЮШОНАК

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика