Долгострои не сдаются
Долгострои не сдаются
После недавней реконструкции центр Гродно изменился и похорошел. Его украшением являются древние замки и храмы, старинные дома и мощенные камнем улицы. Рядом с ними как–то совсем нелепо смотрятся здания–долгострои. Чтобы хоть немного улучшить их невзрачный вид, на фасады вешают цветные баннеры, укутывают в пленку. Так продолжается уже годами... Долгострои не сдаются. И когда исчезнет последний из них, сегодня в Гродно не знает никто. Почему?
Муравьевская история
Среди главных недостроенных объектов — бывший дом купца Муравьева. Он расположен в самом сердце города — на площади Советской. Этот трехэтажный особняк из красного кирпича с внутренним двориком и каретным проездом был построен в начале прошлого века. Но еще несколько столетий до этого там уже стояло здание, сегодня видны его фундаменты, огромные подвальные своды.
Внутреннее убранство дома Муравьева впечатляло: росписи, лепнина, камины, кафельные печи, поручни с оригинальной резьбой, мраморные подоконники. Вся эта неповторимая красота сохранялась до начала 90–х годов прошлого века, пока там размещалась областная библиотека. Но как только она переехала в другое место, здание продали местному бизнесмену.
Новый владелец там ничего не делал. Позже и вовсе отказался от приобретения. Дом остался без охраны. Все богатство, которое можно было унести, разворовали. Испортили настенную живопись, лепные карнизы, декоративную резьбу по дереву. Даже сорвали пол, разбили печи и выломали оконные рамы. И все это происходило не где–нибудь в сельской глуши — в крупном городе, на глазах у местных руководителей.
Изуродованный дом с заколоченной дверью простоял до 2006 года. На него опять нашелся покупатель — ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд». Новый хозяин намеревался открыть «Муравьефф отель» с рестораном и восстановить по фотографиям потерянный «муравьевский» интерьер. Но строители долго не спешили на этот объект. Объясняли это тем, что не готов проект реконструкции. А когда документация была в порядке, неожиданно возникла другая необычная причина...
Стена к стене с домом Муравьева стоит жилое здание. Чтобы над будущим отелем сделать кровлю, надо разобрать соседскую крышу. Но это возможно лишь в том случае, когда там не живут люди. Почти всех уже переселили в новые квартиры. Осталась только одна пенсионерка, наотрез отказавшаяся оставлять свое жилье.
Такие ситуации случаются нередко, но компромисс обычно находится. В «муравьевской» истории почему–то все иначе. Тяжба с неуступчивой бабушкой здесь тянется уже два года. Даже странно, что за такое время ничего не сделано, чтобы переселить пенсионерку. А может, и большого стремления нет?..
Между тем драгоценное время упущено. Теперь дом Муравьева, оставшийся без крыши, заливают дожди. Выдержат ли потом стены?
На днях после долгого перерыва туда вернулись строители. Взялись за кровлю. Кое–что даже успели сделать. Но закончить крышу можно только после того, как в соседнем доме никто не будет проживать. Теперь ждут решения суда, который и определит, как поступить дальше с неуступчивой хозяйкой квартиры.
20 лет без окон и дверей
Следующий адрес бесхозяйственности, где я побывал, — недостроенный дворец культуры строителей. Как и дом Муравьева, он стоит брошенным уже более 20 лет. Громадное кирпичное здание недалеко от исторического центра Гродно встречает гостей, въезжающих в город со стороны Минска. Представляю, какие эмоции от увиденной картины испытывают приезжие...
Ведь рядом совсем другая картина. По соседству с долгостроем стоят «хрущевки». Два года назад их одели в «шубы», покрасили, заменили крыши, окна. Теперь те жилые дома, в ремонт которых вложены десятки миллиардов рублей, радуют глаз. А вот на то, чтобы завершить долгострой, в казне не нашлось ни рубля. На его фоне вся красота обновленного проспекта Космонавтов меркнет.
Фундамент под дворец культуры строителей заложили еще в 1988 году. Финансирование шло из Москвы. Но с распадом СССР стройка заглохла. Так здание, обросшее кустами, стоит до сих пор. Несколько лет назад строители укрепили кровлю, но на том все закончилось. Никто не возьмется сказать, что будет дальше. Хотя неплохие проекты появлялись. Так, еще 10 лет назад Гродненский облисполком принял решение достроить здание и разместить там областную библиотеку. Вполне подходящее место, тем более что библиотека находится в стесненных условиях в неприспособленном для этих целях здании. Но проект так и остался на бумаге.
Через несколько лет появилось новое предложение — передать долгострой областной филармонии, которая тоже хочет расширить свои стены. И этот вариант неплох, ведь город получил бы концертный зал на 700 мест, несколько небольших залов. Улучшились бы условия для работы у артистов. Но...
Чтобы достроить это здание, нужны солидные суммы. А лишних денег сегодня в бюджете нет. Значит, вопрос снова откладывается на неопределенный срок.
Кстати, о деньгах... Порой диву даешься, как они тратятся. Вот недавно на улице Калиновского в Гродно отремонтировали фасады трех жилых домов. Хорошее дело. Но уж с таким шиком и размахом все выполнено, что не по себе становится. Стеклянные витражи, колонны... На все было затрачено 5,4 миллиарда рублей. Вот бы из этой суммы оставили что–то на завершение долгостроев...
Комментарий
Заместитель председателя Гродненского горисполкома Дмитрий Куранцов:
— Каждый долгострой у нас на строгом учете. И если здания не достраиваются или не ремонтируются в назначенные сроки, то к их владельцам применяем штрафные санкции, причем счет идет на десятки миллионов рублей. Сейчас проблемные объекты, кроме дома Муравьева и дворца культуры строителей, — это бывшее здание фабрики художественных изделий, гостиница и ресторан «Белосток». Их хозяева теперь ищут покупателей на эти здания в центре города. Что же касается недостроенной станции переливания крови, то работы там скоро начнутся.
В тему
В Гродно много не только долгостроев, но и домов, непригодных для проживания по санитарно–техническим нормам. Недавно горисполком утвердил список домов, жильцы которых будут постепенно отселены. Всего в перечне 71 здание, причем большинство — в историческом центре города, в том числе на пешеходной улице Советской, 6.
Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА.
Автор публикации: Иосиф ПОПКО