Не боясь остаться без работы…

Источник материала:  

Как белорусские предприниматели оценивают свое материальное положение?

Публичные выступления о перспективах отечественного бизнеса отражают самые различные, порой диаметрально противоположные позиции. Одни авторы выражают надежду, что именно предприниматели поднимут экономику Беларуси и обеспечат ее процветание. Другие выражают недовольство тем, что представители бизнеса скованы и всячески ущемляются государством. И если не отменить многочисленные административные ограничения и не снизить налоговую нагрузку, то частный капитал, во-первых, не сможет оказать существенного влияния на развитие всей экономики и, во-вторых, будет дальше игнорировать производственную сферу деятельности в пользу торгово-посреднических операций.

Обе позиции активно обсуждаются в средствах массовой информации. Но что же на самом деле происходит с предпринимательской активностью? Как чувствуют себя нынешние предприниматели в современной социально-экономической ситуации? Готовы ли они дальше развиваться как самостоятельная социально-экономическая сила? Начнем с того, что на современном этапе научного осмысления мировой практики предпринимательства основной акцент делается на управленческий аспект в действиях предпринимателей. То есть наряду с традиционным типом предпринимателя-собственника к классу предпринимателей относят менеджеров высшего звена – руководителей и членов правления предприятий, генеральных и коммерческих директоров… Таким образом, функция, связанная с распознанием новых комбинаций факторов производства и их воплощением в ходе реализации управленческих решений, является общей как для предпринимателей, так и для топ-менеджеров. Это обстоятельство характеризует их как носителей сходного экономического образа мышления и позволяет рассматривать в качестве представителей единой социальной группы.

Стремление предпринимателей бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи превращает бизнес, по мнению Билла Гейтса, «в увлекательнейшую игру, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил. А счет в этой игре ведется в деньгах». Они же являются универсальным показателем успешности бизнесмена. Поэтому в мире весьма распространены периодические издания, публикующие рейтинги состояний деловых людей («Forbes», «Wprost», «Финанс» и др.). В Беларуси подобная практика не получила широкого распространения. Одной из причин этого является нежелание бизнесменов делать достоянием общественности информацию о результатах своей деятельности. В оценках материального положения своих семей, даже анонимных, отечественные предприниматели в большинстве своем проявляют скромность и осторожность. По данным республиканского социологического исследования, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2009 году, 55,2 % опрошенных предпринимателей оценили его как «среднее», среди остальных граждан доля аналогичных оценок составила 57,7 %. Как видим, по результатам самооценки доли «середняков» как в кругу деловых людей, так и среди остального населения очень близки. Вместе с тем выявлены и отличия. Свое материальное положение «хорошим» или «скорее хорошим» считают 29,9 % предпринимателей и только 11,6 % остальных граждан. На противоположном полюсе шкалы – те, кто определил состояние личных финансов как «плохое» или «скорее плохое». Таких оказалось 11,4 % среди предпринимателей и 26,8 % среди остального населения. В ходе опроса также были замечены отличия в оценках жизненной ситуации в целом. Большинство предпринимателей склоняются к тому, что «все более чем нормально» (14,9 %) и «все не так плохо и можно жить» (41,4 %). Среди остальных опрошенных соответствующие доли составили 9,4 % и 36,2 %. Таким образом, деловые люди все же более оптимистичны в своих оценках по сравнению с другими согражданами.

Что за этим стоит? Напряженная, кропотливая и ежедневная работа по поддержанию и развитию своего дела, в основном с опорой на собственные силы. Результаты исследования показали, что среди предпринимателей доля приверженцев экономически активных стратегий поведения в 2 раза выше, чем в других социальных группах. Кроме этого, в группе деловых людей по сравнению с остальными в 3 раза меньше тех, кто в непростых ситуациях склоняется к тому, чтобы «сложить руки и плыть по течению». И это при том, что влияние макроэкономических факторов, в том числе последствий мирового финансово-экономического кризиса, для предпринимателей в сравнении с наемными работниками оказалось наиболее ощутимым. Так, например, оценивая экономическое положение своего дела (предприятия) в 2009 году, только 18,4 % предпринимателей посчитали его стабильным. Среди остальных опрошенных на стабильную работу своих предприятий указали 23,3 %. Будучи представителями наиболее экономически активной и способной легко адаптироваться к ситуации группы белорусского общества, отечественные бизнесмены тонко чувствуют любые изменения в условиях хозяйственной деятельности и немедленно на них реагируют. Категория времени занимает в сознании наших предпринимателей особое место и играет важнейшую роль. В связи с этим, когда деловые люди рассказывают о своей повседневной практике, часто можно услышать фразы: «важно было успеть к моменту…», «нужно было все завершить до … числа», «это был как раз тот период, когда было можно…» и т.п. В учебниках по менеджменту и предпринимательству временная модель напоминает беговую дорожку, которая потенциально открыта для всех и движется навстречу с определенной скоростью. Хочешь выиграть у конкурентов – ускоряйся. Или создавай другую легальную дорожку и сам определяй на ней правила игры. Это в теории. На практике наша «дорожка» за последние 25 лет многократно и, как правило, без предупреждения меняла скорость, уклон, покрытие… И все эти изменения происходили в исторически сжатые сроки – на протяжении жизни и хозяйственной деятельности одного поколения. Таким образом, можно согласиться с высказыванием белорусского экономического социолога Олега Кобяка, перефразировавшего Билла Гейтса применительно к нашим реалиям: «Бизнес – сложнейшая игра, в которой максимум напряженности сочетается с минимумом определенности. А счет в этой игре ведется в часах».

Действуя в напряженных условиях, белорусские «атлеты» бизнеса выработали настоящий спортивный характер, позволяющий успешно преодолевать трудности и находить выход из самых сложных ситуаций. Известное высказывание Гарри Трумэна «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис – когда работу теряете вы» к нашим предпринимателям не относится. Оценивая в ходе опроса, насколько для них была реальна в 2009 году угроза потери работы, почти 2/3 предпринимателей посчитали эту проблему для себя неактуальной, половина из них были убеждены, что такой проблемы для них вообще не существует. Для сравнения: лишь каждый шестой из числа остальных опрошенных был столь же уверен в устойчивости своих трудовых позиций. Выявленный высокий уровень конкурентоспособности предпринимателей на белорусском рынке труда обусловливает преобладание у них умеренно-оптимистических настроений относительно улучшения своей жизни в ближайшем будущем. В этом вопросе доля оптимистов превышает долю пессимистов в 6 раз (42,5 % и 6,9 % соответственно). Судя по всему, предприниматели уже выработали достаточно сильный иммунитет по отношению ко всякого рода кризисам, потрясениям и прочим изменениям условий хозяйственной деятельности, что позволяет им сохранять выдержку и не терять надежды на лучшее будущее. Полученные социологические данные свидетельствуют о том, что предприниматели Беларуси накопили весомый багаж практических знаний и приобрели уникальные (т.е. национальные) навыки организации своего дела. Эти качества позволяют им ощущать себя востребованными специалистами в различных отраслях и в условиях запланированной либерализации национальной экономики успешно реализовывать самые серьезные проекты.

Ирина АНДРОС, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»

←Сто тысяч подписей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика