В чем смысл “бессмысленной полосы напряжения”? В Кремле напряжение в отношениях с Беларусью оценивают как бессмысленное

Источник материала:  

Президент России Дмитрий Медведев, известный своим пристрастием к современным информационным технологиям, посвятил очередное видеообращение в своем интернет-дневнике российско-белорусским отношениям.

По сравнению с двумя предыдущими роликами на темы внешней политики этот вышел нетрадиционным: если раньше речь шла о новых дипломатических инициативах Москвы, то сейчас — о наследстве, с судьбой которого в Кремле никак не могут определиться. В своем первом видеообращении Медведев доносил до сограждан, почему России важно дружить с Америкой. Выбор темы был понятен: накануне подписания с США серьезных соглашений, затрагивающих вопросы стратегической безопасности России, президенту было важно укрепить доверие россиян к Америке, доказать, что Кремль может идти на уступки в таком чувствительном для страны вопросе, как ее ядерный щит, не боясь, что заокеанские партнеры этим злоупотребят. При этом российско-американские отношения в предыдущие несколько лет были охарактеризованы как “кризис доверия” “едва ли не на уровне холодной войны”.

Второе видеообращение было сделано в связи с беспрецедентным шагом президента России, когда он отказался направлять в Украину нового российского посла взамен ушедшего Черномырдина. Тогда Дмитрий Анатольевич сослался на украинскую и российскую общественность, “выражающую озабоченность двусторонними отношениями”, в которых “уровень напряженности зашкаливает”. И высказал ряд серьезных претензий к тогдашнему руководству Украины: поставки оружия Грузии, препятствование деятельности Черноморского флота, вытеснение русского языка из сфер СМИ, образования и культуры, искажение фактов общей истории (голодомора, Великой Отечественной войны), противодействие украинских властей российским компаниям, соглашение с ЕС о модернизации украинской газотранспортной системы, достигнутое без участия России. Медведев выразил надежду на скорую нормализацию отношений двух стран с приходом нового руководства (дело было за полгода до президентских выборов в Украине).

Очевидна огромная разница тогдашнего уровня российско-украинских отношений с нынешним уровнем отношений Беларуси и России. В Беларуси беспрепятственно функционируют крайне важные российские военные объекты, создана совместная с Россией система ПВО, русский язык пользуется равными правами с белорусским, у стран нет расхождений в оценке событий общей истории, газотранспортная система находится в совместной собственности двух стран, экономики обоих государств работают в режиме Таможенного союза и эволюционируют в сторону Единого экономического пространства. И локомотивом всех этих инициатив, из которых по кирпичику в течение 15 лет складывался проект Союзного государства, был Александр Лукашенко. И если сегодня Медведев, обращаясь к белорусам, может апеллировать к общей истории и культуре, то лишь потому, что Лукашенко в свое время встал на защиту всего этого и не дал возможности прозападным силам переформатировать сознание белорусского общества в духе пещерного национализма и русофобии. И если сейчас, как констатирует Дмитрий Анатольевич, Россия и Беларусь являются партнерами в Союзном государстве, активно участвуют в развитии Таможенного союза, ЕврАзЭС, ОДКБ и СНГ, то лишь потому, что Лукашенко неизменно поддерживал каждый из этих интеграционных проектов, хотя руководство России каждый раз умудрялось уклониться от выполнения договоренностей, достигнутых при их создании.

Например, соглашение о Таможенном союзе переподписывали 4 раза (в 1995, 1999, 2002, 2008) — и каждый раз Россия постфактум заявляла, что на поставки энергоносителей Таможенный союз не распространяется. Поэтому трудно не согласиться с Медведевым, что нынешнее напряжение в двусторонних отношениях является бессмысленным. Но нагнетается оно отнюдь не из Минска. Негативная информация о двусторонних отношениях имеет такой резонанс в российском информационном поле в силу того, что позитив о них туда просто не допускается. Свежий пример — ни одно крупное российское СМИ или интернет-ресурс не заикнулись о подписанном вчера межправительственном соглашении о переносе транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства. Событие, прямо скажем, не рядовое. Касается огромного числа граждан и субъектов хозяйствования двух стран. Сегодня через Республику Беларусь продвигается до миллиона автомобилей, из них 400 тысяч — это российский транзит. Так почему в России пишут не об этом, а о том, какая Беларусь “антироссийская”? Союзническая риторика должна присутствовать не только в президентском блоге, но и ежедневно в российском информационном поле. Тогда определенно стало бы меньше предпосылок для бессмысленного напряжения, о котором упомянул российский президент, и сложилась бы принципиально иная, плодотворная атмосфера для обсуждения дискуссионных вопросов в двусторонних отношениях.

←Моя “Охрана” меня бережет. Во Фрунзенском районе столицы под защиту департамента охраны МВД Беларуси взята уже десятитысячная квартира

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика