Карать или охранять – вот в чем вопрос
Согласно данным отдела мониторинга главного организационно-аналитического управления МВД, сегодня полностью доверяют милиции 36,7 процента населения. Это ниже показателей прошлых лет. О падении уровня доверии милиции говорят и другие соцопросы. В чем причина?
Как пояснил на «круглом столе», который прошел в редакции газеты «Аргументы и факты», Алексей Юстус, измерять уровень доверия к карательному органу не совсем корректно.
– Давайте простую ситуацию возьмем, – предложил замначальника ГУСБ МВД. – Вы со своей соседкой по лестничной площадке встретились, поскандалили, обозвали друг друга по-всякому. Вы вызвали милицию, и она вызвала милицию. На оба звонка приходит один участковый. Хорошо, если это достаточно опытный сотрудник. А если придет молодой выпускник академии? Вы требуете, чтобы он наказал соседку за то, что она вас унизила и оскорбила, а соседка требует, чтобы участковый на вас протокол составил, потому что вы ее унизили и оскорбили. И что участковый должен делать? Он, как правило, составляет протокол на обеих.
По мнению Алексея Юстуса, попав в такую ситуацию, граждане при опросах, конечно же, выказывают недоверие милиции, поскольку обе стороны будут считать себя обиженными. Более того, даже в такой рядовой ситуации начинают обвинять милицию, что ее купили, что ей заплатили. А если еще выяснится, что у одного из соседей есть какие-то знакомые или родственники в органах, пусть даже седьмая вода на киселе, то тут уже обвинения в адрес милиции принимают еще более масштабный размах, поскольку от устных обвинений люди переходят к написанию писем.
– Вот Генеральная прокуратура не даст соврать, существует такая категория штатных жалобщиков, которые по любому поводу только адресатов на страницу пишут: Президенту Республики Беларусь, в Администрацию президента, Комитет государственного контроля, Комитет государственной безопасности, Генеральную прокуратуру, Организацию Объединенных Наций, средства массовой информации… Вот так вот, на страницу, только одних адресов напишут, запульнут – и хай они смотрят. Пусть там толпа народа занимается рассмотрением бреда. Это разве правильно? – спросил замначальника ГУСБ МВД.
Так, например, по одной такой жалобе, в которой указывалось на применение сотрудниками милиции пыток, ГУСБ МВД предложило и жалобщикам, и сотрудникам милиции пройти проверку на полиграфе (детекторе лжи). Сотрудники милиции согласились и успешно прошли его, а вот жалобщики отказались. По словам замначальника ГУСБ МВД, в такой ситуации он, конечно, поверит тем, кто не испугался проверки полиграфом.
Как заявил Алексей Юстус, уровень доверия милиции очень хорошо повышается за счет грамотных действий в конкретных ситуациях.
– Например, в Березовском районе совершено убийство, милиция в течение суток по горячим следам раскрыла это преступление, из-за которого все в Березовском районе шумят, и сразу: «О, какая у нас милиция, какой у нас розыск!» Уровень доверия мгновенно поднимется на 60–70 процентов. Стоит только не раскрыть одно преступление в этом районе: «Ай, ничего они не умеют, ничего не знают!» И те же граждане, которые вчера выказывали 60–70 процентов доверия, завтра выкажут 30 процентов доверия. Это понятие такое относительное. Тут нельзя вот так просто объяснить почему.