Выстроить барьеры и столкнуть наши народы сложно!
Президент Беларуси дал пресс-конференцию для российских журналистов
Донести до миллионов россиян правдивую, незамутненную информацию о том, как живет белорусский народ, — такую цель общения с российскими журналистами восемь лет назад сформулировал глава государства. В минувшую пятницу, встречаясь с представительной делегацией масс-медиа, Александр Лукашенко снова напомнил этот тезис.
Первый двухдневный пресс-тур российских журналистов прошел в 2003 году. Тогда в Беларусь приехали 62 представителя СМИ из 22 регионов России. И если первое знакомство с нашей страной россияне посвятили Минску и Минской области, то за семь последующих лет журналисты объехали все регионы Беларуси.
Каждая встреча неизменно заканчивалась пресс-конференцией с главой государства. В этом году в ней приняло участие рекордное число участников – 102 журналиста из 56 регионов России.
Четыре с половиной часа общения, около трех десятков вопросов на самые разные темы, не обходя острых углов и не отвечая, как обычный политик, на особо заковыристые вопросы: «без комментариев».
Без тайных помыслов
— Хочу приветствовать вас, надеюсь, в вашей Беларуси, — с этих слов началось вступительное слово Александра Лукашенко. — Никаких тайных помыслов в этих встречах нет, как порой пытаются преподнести их. Но цель не утратила своей значимости… Если раньше российское информационное пространство было для белорусской тематики закрытым, сейчас в него целенаправленно закачивается поток бессовестного вранья, дезинформации да и просто откровенных нелепостей. Цель ясна: убедить людей, что белорусы чуть ли не враги, а их Президент – вор, убийца, предатель, а сама Беларусь – вечная нахлебница России. Бред полный, конечно.
Уровни взаимоотношения
— Если разделить наши взаимоотношения на некие уровни…Там, где политика еще не вмешалась, все идет более-менее сносно. Особенно на уровне людей. Тут очень сложно выстроить барьеры и столкнуть наши народы. Если брать предприятия, если туда не успели вмешаться заинтересованные люди и политики, то тут тоже более или менее нормальные отношения. Товарооборот за шесть месяцев этого года вырос примерно на 30 %. Если брать высший уровень, взаимоотношения регионов и региональных лидеров, то тут не все так плохо, но и не так хорошо, как было раньше.
Что касается отношений на уровне глав государств и правительств, то, мягко говоря, они желают быть лучше. Это все затея кучки политиков, пусть даже высокопоставленных. Я уверен, что в России очень много людей, которые понимают нас. Подобная тактика российского руководства рано или поздно сойдет на нет. Потому что потерять Беларусь для России — катастрофа не только геополитического масштаба, но и прежде всего морального.
Вы знаете, как отреагирует на это российское общество. Поэтому перспективы у наших отношений хорошие. Что касается Беларуси, будь на то воля российских руководителей, в течение трех месяцев, максимум полугода, мы не просто выстроим отношения, не просто вернемся на тот уровень добрых отношений, который у нас существовал, но и значительно превзойдем этот уровень.
Кто заказывает музыку…
— Вы же знаете, кто заказывает подобные вещи, — ответил Александр Лукашенко на вопрос, касающийся информационных войн. — Мы не будем молчать, если ситуация потребует ответа. Но сегодня на что отвечать? На грязь, которая льется? Обязательно вымажешься в эту грязь. И потом, начнешь оправдываться — этого от нас прежде всего ждут, что мы начнем втягиваться в эту драку! Мы хотим быть в этом отношении порядочными людьми.
Зачем мне говорить, что я не ворую в год 7 миллиардов? Я уже говорил Бушу, сегодня могу сказать Медведеву или всему тандему вашему: найдете – заберите. Украсть 7 миллиардов в год даже в Кремле невозможно, с их возможностями! В Беларуси, вы представляете? Половину государственного бюджета!
У нас прекрасные отношения с Китаем
— Наши отношения с Китайской Народной Республикой имеют стратегический характер. У нас прекрасные отношения с Китаем. Достаточно сказать, что в преддверии тех президентских выборов, 5 лет назад, тогдашний президент Китая Дзянь Дземин приехал и в открытую, в пику Западу и Америке, поддержал и меня, и Беларусь. Я думаю, что нам надо ценить такое отношение великого Китая к Беларуси. Китай активно идет на белорусский рынок, и мы этому рады.
Признать или нет?
— Что касается признания Осетии и Абхазии, хочу задать вам риторический вопрос: «Что, только Беларусь не признала Осетию и Абхазию?» По-моему, нет таких государств в мире, которые признали Осетию и Абхазию, кроме какого-то острова. Венесуэла официально документов никаких не принимала. Было заявление о якобы готовности признать, но документы не приняты… Исходя из наших отношений, Беларуси и России, конечно же, мы должны были признать Осетию и Абхазию, как бы там ни было, это наш союзник. Мы готовы были это сделать… Один западный политик мне изложил тот спектр отношений, которые сложатся у нас с Европейским сою-
зом и Америкой, если мы признаем закавказские республики. И спустя время на 100 % убежден, что так бы и было… А с Евросоюзом, чтобы вы знали, мы торгуем чуть больше, чем с Россией. Это миллиарды долларов. Когда нас Россия выпихнула с рынка, Евросоюз этого не посмел сделать.
С целым списком возможных бед или несчастий, которые могут обрушиться на Беларусь, я встретился с вашим президентом в Сочи. Мы обсуждали эту проблему, где он ссылался, что я торжественно обещал признать Осетию и Абхазию. Я и не отказываюсь и сегодня. Но я ему сказал: «Вы готовы, господин президент, дорогой друг Дмитрий Анатольевич, разделить с нами эти последствия? Готовы подставить свое плечо?» Дословно: «Ну, Александр Григорьевич, давайте не будем торговаться. Это одна тема, а это другая». Я говорю: «Спасибо, тема закончена, продолжения разговор не имеет...»
Плюсы и минусы Таможенного союза
— Если Таможенный союз состоится на тех классических принципах, как это принято в мире, или даже на тех принципах, о которых мы договорились с Казахстаном и Россией, я думаю, что для Беларуси это будет неплохо. 170-миллионный рынок, никаких барьеров и препятствий в торговле. Мы не боимся, что нас задушит Россия, огромный монстр, не боимся, что она придет на наш рынок. Но и Россия не должна препятствовать нашему движению ни в Казахстан, ни на свой рынок. Это и есть Таможенный союз. Но пока Россия, введя ограничения два года назад разными методами, фактически блокирует поставки нашей продукции на российский рынок.
Назначать или выбирать
— Россия не Беларусь. Одно дело в Беларуси назначить губернатора Брестской области, другое дело Москве назначить губернатора дальней губернии… У каждого губернатора, назначенного или отстраненного, есть свои позиции, мозги, эмоции, убеждения… Считаю, что в России губернаторы и руководители должны избираться, но избирать в России должен народ. Слишком большая специфика регионов. Но я высказал свое мнение. Российскому руководству виднее, я, может быть, не прав.
Лужков был и останется другом
— С Юрием Михайловичем не просто хорошие отношения, это мой друг. Мы друзья давние, и будет он завтра большим политиком, вчера он был мэром Москвы, а сегодня нет, – наши отношения не изменятся. Нет оснований, чтобы у нас испортились отношения. И то, что он сделал для Беларуси и что мы пытались сделать в ответ Москве, не перечеркнешь, не выбросишь. Я подписал ему искреннее, дружеское письмо поддержки.
И что вы ему в вину ставили бизнес его жены, так я вам скажу откровенно: не будет его жена заниматься этим бизнесом — завтра будет жена другого заниматься.
Что такое демократия
— Что касается самого человека, я бы сказал, что демократия у нас не меньше, чем у того же Запада. Про Россию я не говорю, у нас демократии одинаковы — что у нас, что у вас… Какие права у человека? Первое право – на жизнь. Второе – на труд. Третье – на достойную зарплату.
Вообще-то, демократия переводится с греческого: «демос» — народ, «кратос» — власть. Народовластие. Выборы, референдумы – пожалуйста, идите высказывайте свое мнение. Избрали президента – и он действует согласно своим полномочиям.
Коррупция – дело опасное
— Да, и у нас коррупции хватает. Но у нас коррупция – дело для чиновника опасное. И никто тебя не выкупит! Никакой суд, никакой начальник тебя не выпутает из этого.
Я не покупал избирателей
— Если я буду очень интересоваться всеми этими процессами и в них влазить, буду раскручивать своих оппонентов. Я не первые выборы так провожу, занимаюсь своим делом... Работаю спокойно, я никогда не покупал избирателей, мне это не надо… Я не стараюсь делать что-то, что выходит за рамки моей обычной работы.
Мне хотелось бы, чтобы за меня проголосовало две трети населения. Это конституционное большинство. Это высочайшая степень доверия, если за меня проголосует 70—75 процентов.
По наследству власть передавать не будем
— Забудьте эти разговоры, что я готовлю своих сыновей или там старшего сына как наследника. Это не Россия, по наследству никто власть передавать не будет. Я вам говорю так, как я это сегодня понимаю, говорю честно и искренне. Я не хочу, чтобы мои дети были в Беларуси президентами. Не хочу! Я наелся, и моим детям из-за меня хватило этого президентства. Вы воспринимаете президентство как царство. Я это воспринимаю как работу: жуткую, напряженную, дикую работу! Единственное хочу, чтобы моих детей потом не трогали, чтобы они жили спокойно, работали, чтобы их не упрекали за отца.
Где бы ты ни был, ты Президент
— У президента и России, и Беларуси нет такого понятия, как рабочий день. Почему? Потому что у меня нет заместителей… Поэтому, где бы ты ни был, чтобы ты ни делал, ты всегда Президент. Могут даже ночью поднять. Если ситуация спокойная, без стресса, то в сутки на сон 4—6 часов… Все остальное время — официальные и неофициальные встречи, переговоры, визиты. Иногда целый день уходит только на работу с документами. Больше всего не люблю протокольные мероприятия, например вручение верительных грамот. Очень устаю от них. Всегда нравятся поездки в регионы. Общаясь с людьми, видя их лица и чувствуя их поддержку, я отдыхаю и успокаиваюсь.
Президентами не становятся, президентами рождаются
— Право выбора за народом мы сохраним. Найдем Прокоповича, Семашко, Петрова, Сидорова – это очень крепкие люди. И у нас их немало, я могу за них слово замолвить и сказать: вы смотрите, вот этого человека, если вы мне верите, поддержите. Но не больше.
Что не вырастили сильного лидера – неправда. У нас есть очень много сильных людей в стране. Очень много. Запомните, что я вам скажу: президентами не становятся, президентами рождаются! Вы можете критиковать Ельцина сколь угодно, но по рождению, по природе это был президент России. И если бы не известные недостатки, и он был таким, каким он пришел к власти, когда люди на него молились и кричали... Это был настоящий президент России. У него это было от природы.
Напряженные планы
— Буквально через два месяца состоится Всебелорусское народное собрание. Мы будем принимать программу на пятилетку. Это не столько программа, сколько прогноз. Это наши ориентиры. Вот, к примеру, мы запланировали на эту пятилетку среднюю зарплату довести со ста пятидесяти — двухсот, как было в прошлой пятилетке, до пятисот долларов. Все нормально шло. Тут кризис. Что ты сейчас людям объяснишь, что был кризис? Нет, люди все помнят. А где 500 долларов? Напрягаемся. Поэтому взять на себя обязательства — ответственность. Я считаю, что от этого не надо уходить, это напрягает любое руководство страны, любое правительство.
На снимке: во время пресс-конференции.
Фото: БЕЛТА