Объективный штраф

Источник материала:  
Объективный штрафСитуация на белорусских дорогах остается сложной, несмотря на пос- тоянно принимаемые меры со стороны ГАИ.

Суровая статистика ДТП ужасает – за восемь месяцев нынешнего года в стране произошло 3656 аварий, ранено более четырех тысяч человек, 645 погибло. Одна из главных причин дорожно-транспортных происшествий – превышение скорости. Для обеспечения безопасности на дорогах ГАИ многое делает – за последние полгода Государственная автоинспекция взяла на вооружение многое из европейских программ и успешно внедрила новые технологии профилактики нарушений. Одним из таких нововведений стало использование в работе ГАИ фотовидеофиксации: вступил в действие Указ Президента № 454 «О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств». Стоит ли опасаться попасть в объектив? Какие сюрпризы приготовили высокотехнологичные «постовые»? И что ожидает автомобилистов, возомнивших себя Шумахерами? В этих вопросах попытались разобраться корреспонденты «НГ».

Лихачи в камере

Новые устройства видеофиксации можно увидеть уже сегодня, проезжая по центральной автодороге страны — на трассе М1, от Бреста до границы с Российской Федерацией, установлено около 30 автоматизированных “постов”. Пока они “дежурят” на столбах и фонарных мачтах. Однако в недалеком будущем лихачей будут ловить в свои объективы и передвижные комплексы видеофиксации — треноги с камерами разместят на обочинах дорог. Сотрудники ДПС будут перевозить их с места на место. Так что знать наверняка, где стоит притормозить, чтобы не оказаться в кадре, невозможно. Трассу М1 можно назвать своеобразным пилотом. От того, как зарекомендует себя система видеослежения на этом шоссе, зависит будущее проекта. Если подобная профилактика лихачества окажется эффективной, то в самом ближайшем времени камеры будут установлены не только на магистралях, но и на улицах населенных пунктов. Выбор места расположения устройств не будет случайным — наиболее актуальные места подскажет анализ аварийной обстановки на конкретной территории. Перед камерами установят специальные предупреждающие знаки.

Вот это номер!

К слову, видеооборудование следило за “гонщиками” и до появления Указа № 454. Однако привлечь нарушителей к административной ответственности с помощью отснятого “кино” было проблематично — согласно закону наказать можно было исключительно того, кто находился за рулем. Установленные камеры — техника современная, но не всемогущая: лицо человека, управлявшего транспортным средством в момент нарушения, различить невозможно. Согласно новому указу расплачиваться за лишние километры в час будет владелец машины — объектив запечатлеет номер автомобиля. Исключение составляют случаи, когда в административном деле имеется точная информация о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации. — Владельцам стоит более тщательно выбирать людей, на чье имя выписывается доверенность, — говорит Александр Занимон, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси. — Стоит хорошенько подумать, прежде чем передавать свое авто в чужие руки.

Получи и распишись

Схема применения штрафных санкций довольно проста: от инцидента на дороге до получения документа об административном взыскании проходит не более трех дней. Стационарная камера фиксирует превышение скорости, делает фотоснимок регистрационных знаков авто и тут же по внутренней сети передает информацию в центр видеонаблюдения. Данные с передвижных устройств будут считываться один раз в сутки. Затем сотрудники ГАИ выносят постановление о наложении административного взыскания (без участия провинившегося водителя и без составления протокола, как было прежде). Максимум через три дня копия документа приходит заказным письмом к владельцу автомобиля. Содержание извещения весьма лаконично: дата и место составления, должностное лицо, статья КоАП, фотография с указанием точного времени и места превышения, принятое решение и собственно сумма. Спорить со “специальными техническими средствами”, запечатлевшими факт превышения скорости, все равно что вступить в дискуссию с микроволновкой. Снимок беспристрастной камеры считается неопровержимым вещественным доказательством — будьте любезны оплатить в тридцатидневный срок. По истечении месяца к упрямым нарушителям будет применяться принудительное взыскание. — Если все же хозяин машины не согласен с обвинительным письмом, — разъясняет новые правила Александр Яковлевич, — и у него есть возможность доказать свою невиновность, постановление утрачивает силу в день поступления заявления от несогласного автовладельца. Дело по этому факту далее ведется в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Беларуси об административных правонарушениях.

В тему

Алексей ГРИШИН, олимпийский чемпион по фристайлу:

— За свои 14 лет вождения я видел на дорогах и лихачей, и ДТП, которые случались именно из-за превышения скорости. Поэтому считаю, что введение видеофиксации — важный и своевременный шаг. Ведь сейчас много машин и все куда-то спешат. Теперь, уверен, водители станут дисциплинированнее. Я и сам люблю скорость. Но адреналин лучше буду получать во фристайле.

Тамара ЗАДОРОЖНАЯ, продавец отделочных материалов:

— Считаю это решение правильным. Каждый день добираюсь на работу по минской кольцевой и зачастую вижу, как создаются аварийные ситуации по вине неопытных водителей. Их вычисляешь сразу по “поведению” машины. Из-за таких ездоков приходится постоянно перестраиваться, тормозить. А это большой риск попасть в аварию, хоть у меня уже шестилетний стаж вождения.

Евгений БАЛАХОНОВ, белорус, с 2002 года живущий в Москве:

— В Москве видеофиксацию превышения скорости стали применять раньше, чем в Минске. Рад, что подобные устройства появятся и на белорусских дорогах. Это необходимо, учитывая возрастающий поток машин. Камеры стоит устанавливать напротив школ, в местах, где часто создаются аварийные ситуации. Единственное — эту идею нужно доводить до ума, а то в России на ней наживаются мошенники: присылают водителю фотографию, указывают реквизиты “левого” банка, и человек оплачивает штраф.

Андрей БАРДЖЕЕВ, инженер:

— Я вожу машину с марта, поэтому езжу осторожно, не нарушая ПДД. К сожалению, не все настолько осторожны за рулем, поэтому введение видеофиксации превышения скорости считаю оправданным шагом. За границей ее давно успешно используют. В этом я убедился во время командировок. В Норвегии, например, к лихачам относятся очень жестко, а камеры ставят не только на дорогах, но и в тоннелях.

←Созидательный настрой. Вчера начали работу осенние сессии обеих палат Национального собрания Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика