Кровный интерес
Кровный интерес
Шанс избавить своих детей от тяжелых недугов и больничных палат с недавних пор появился у каждой белоруски, планирующей беременность... |
Хочется достать с полки затертый до дыр штамп «на грани фантастики!» — точнее не скажешь. Людям, далеким от медицинской науки, все это и правда кажется «космосом и сюрреализмом». А как лично вам обещание врачей получить биологическую «страховку» от десятка тяжелых заболеваний? От рассеянного склероза до лейкоза и болезни Паркинсона? И не где–то в клиниках Европы и Америки с безумными ценами в глянцевых прайсах, а у нас? Шанс избавить своих детей от тяжелых недугов и больничных палат с недавних пор появился у каждой белоруски, планирующей беременность. Специалисты уверяют: в этом помогают стволовые клетки, которые выделяют из пуповинной крови сразу после рождения малыша.
Матрица жизни
Они — универсальный материал для «выращивания» клеточных структур крови, мышц, костей, нервной системы, иммунитета и др. Все, что нужно, — задать для стволовых клеток точный «векторный ориентир», а это высший пилотаж в медицинской науке. Оказывается, идеальный «банк хранения» таких клеток — пуповинная кровь, которая раньше с рождением ребенка переходила в разряд бесполезного биологического материала. Но именно в нем — та соломка, которую хотелось бы подстелить, предупредив возможное несчастье. Ведь первое показание к трансплантации стволовых клеток — лейкемия, о которой идет черная слава. Также считается, что сохранить их жизненно необходимо, если в семье есть предрасположенность, например, к сахарному диабету. «Вообще, существует более семи десятков показаний к использованию стволовых клеток. Наиболее эффективно работают они в гематологии и онкологии. Сегодня положительные результаты дают исследования по применению стволовых клеток при сердечно–сосудистых заболеваниях, в частности, инфаркте, при поражениях суставов — артритах, печени — циррозе, неврологических недугах — рассеянном склерозе и пр., — рассказывает директор РНПЦ детской
онкологии и гематологии Ольга Алейникова. — То есть практически везде, где нужна регенеративная функция — восстановление тканей».
Стволовые клетки есть в организме в любом возрасте. Но выделенные из «пуповинки» (так на профессиональном сленге называют пуповинную кровь гематологи) менее дифференцированы. Это значит: сориентировать их в «заданном направлении» намного проще, да и совместимость по биологическим параметрам у них больше, чем у донорских стволовых клеток костного мозга.
Собрать и сохранить
«Есть поручение Совета Министров о создании банка пуповинной крови на базе двух учреждений — РНПЦ детской онкологии и гематологии и 6–й минской клинической больницы, где расположен самый большой родильный дом города. Заготовка и хранение пуповинной крови — сложный наукоемкий процесс, поэтому определение количества стволовых клеток, их выделение, замораживание будет проводиться в РНПЦ детской онкологии и гематологии, — рассказала «СБ» Ольга Алейникова. — Возможно два вида хранения пуповинной крови. Первый — публичный, или донорский, когда у родившей женщины с ее согласия берут пуповинную кровь, стволовые клетки которой в последующем могут быть использованы для лечения любого человека. Второй вид хранения — персонифицированный, или частный, когда родители хранят пуповинные стволовые клетки для своего сына или дочери. Это, безусловно, делается на платной основе».
Пуповинную кровь можно собрать как при физиологических родах, так и после кесарева сечения. Волноваться не стоит — это абсолютно безопасно: сразу после отделения ребеночка от пуповины в пупочную вену вводят иглу контейнера. После герметично упакованная собранная кровь поступает в лабораторию, где путем фракционного выделения из нее и «достают» стволовые клетки. А плазму в обязательном порядке проверяют на сифилис, СПИД, гепатит В и С и др. Если инфекций и вирусов не обнаружено, биологическую «страховку» можно пускать в дело. Теперь ее «дом» — криопакеты в хранилище, где она будет храниться при температуре минус 196 градусов в жидком азоте гарантированно не менее 20 лет. Именно столько сохраняют свои функции стволовые клетки, которые впервые заморозили во Франции. Однако есть основания предполагать, что срок хранения может составлять и целые столетия.
По словам Ольги Алейниковой, очень важно, чтобы в каждой женской консультации гинеколог объяснял будущим мамам, почему сбор и хранение пуповиной крови в будущем станут гарантией безопасности их детей, причем на долгие годы. Дело уже пошло. Более месяца минчанки заключают юридические договоры с РНПЦ детской онкологии и гематологии. А дальше все выглядит так. Начинаются роды — кто–то из членов семьи оповещает об этом сотрудника центра, и он незамедлительно отправляется в роддом со всем необходимым для манипуляции. Сколько стоит услуга? Если сравнивать с Россией или Украиной, то значительно дешевле. Цена процессинга — выделение стволовых клеток и их анализ, а также хранение сроком до одного года — составит 1.000 у.е. (в России до 2.500 евро). Каждый последующий год хранения криопакета — около 200 у.е. Им до совершеннолетия ребенка вправе распоряжаться один из родителей. Но, как только тому исполнилось 18 лет, биологическая «страховка» — законная собственность своего хозяина.
Кстати
Клеточная терапия при помощи других стволовых клеток становится все более популярной. Случается, взрослый человек заболевает так, что лекарства уже не помогают, и вся надежда на собственные (аутологичные) стволовые клетки. Получают их чаще из костного мозга. Под местным наркозом специалист делает прокол в подвздошной кости и набирает в шприц от 100 до 1.000 мл вещества. Есть и другой способ, когда человек принимает специальные препараты, которые помогают стволовым клеткам «перейти» в кровь, из которой ее извлекают по особой технологии. Как рассказала Ольга Алейникова, сейчас специалисты центра совместно с кафедрой инфекционных болезней Гродненского университета разрабатывают и внедряют технологии трансплантации аутологичных мезенхимальных стволовых клеток костного мозга для лечения хронического гепатита С и цирроза печени. Без малого год назад этот метод уже спас могилевчанина. Несколько лет он жил с диагнозом цирроз печени, причиной которого был вирусный гепатит С. Чувствовал себя — хуже некуда, долгое лечение лекарствами не давало результатов. А после пересадки собственных мезенхимальных стволовых клеток цирроз отступил. Другой пример. Благодаря сотрудничеству РНПЦ детской онкологии и гематологии и травматолога Центра спортивной медицины Валерия Белана удалось поставить на ноги молодого легкоатлета. Из–за больших физических нагрузок у него развился тяжелый артрозоартрит коленных суставов. Парень с трудом передвигался, не мог водить автомобиль. А после введения аутологичных мезенхимальных стволовых клеток хрящевая ткань восстановилась. «Если говорить о дальнейших исследованиях, то здесь открываются колоссальные перспективы, — считает Ольга Алейникова. — Думаю, со временем практически все направления медицины — от косметологии до нейрохирургии — будут базироваться на применении стволовых клеток».
Автор публикации: Ольга БОРОВИКОВА
Фото: Александр РУЖЕЧКА