“Мы не сгорим и не замерзнем...”
В ближайшие 10—20 лет Беларусь не ожидают никакие климатические потрясения, считает академик Владимир ЛОГИНОВ.
Аномальная жара прошедшего лета заставила некоторые издания сделать скоропалительные прогнозы относительно климата на Земле. Какими только бедами не стращали человечество! И голодом, и засухой, и даже вымиранием. Появились и публикации, в которых утверждалось, что вскоре из-за резких изменений климата мы, попросту говоря, вымерзнем. И хотя каждое издание ссылалось на мнение зарубежных ученых, авторитетные климатологи Беларуси и России по этому поводу высказывались крайне редко. “НГ” обратилась к академику НАН Беларуси Владимиру ЛОГИНОВУ с просьбой прояснить ситуацию, рассказать, чего ждать Беларуси от изменения климата — блага или бед?
Грозит ли нам голод?
— С чем, на ваш взгляд, белорусам придется столкнуться в будущем — с аномальной жарой или холодом?— Если брать во внимание геологические масштабы времени — нескольких тысячелетий, то температура, безусловно, будет понижаться. Но в масштабе одного-двух столетий парниковые газы в результате деятельности человека могут стать одним из факторов роста температуры.
— Если представить, что в Беларуси наступит похолодание, или наоборот, придет жара, грозит ли нам голод?— Нет. Беларусь может перейти в другой климатический пояс, который, несомненно, изменит сельскохозяйственное производство, но происходить это будет крайне медленно, например, в течение тысячи лет. Если бы климат менялся очень резко, человечество давно погибло бы. А ведь люди живут на земле достаточно долго. Сталкиваясь с природными катаклизмами, народы либо мигрировали в более благоприятные климатические зоны, либо адаптировались к данным условиям. Климат, конечно же, оказал огромное влияние на миграцию населения и, кстати, на повторяемость революций и голодных лет тоже. Когда есть нечего, человек берет в руки палку или ружье. Климат всегда оказывал огромное влияние на развитие человечества.Однако в ближайшие 10—20 лет никакие климатические потрясения Беларусь не ожидают. Мы не сгорим и не замерзнем. Физических причин для этого нет!
Опасения ученого
— Выработали ли ученые-климатологи и врачи рекомендации на случай аномальных температур? — Приехавший жарким летом в Беларусь африканец такой погоде будет рад, а житель Севера — нет. Все зависит от того, где человек провел свою жизнь, от состояния его здоровья, от возраста. Молодежь легко перенесла нынешнюю жару, была довольна ею, а вот старикам это лето запомнится надолго. В такой ситуации особых рекомендаций не дашь. Разве что не стареть.
— И все-таки, чего, по вашему мнению, Беларуси в этом плане стоит опасаться в ближайшие годы?— Я глубоко убежден в том, что изменения климата будут не столь существенны, чтобы не позволить нам вести сельское, лесное и водное хозяйство. Проблема в том, что до сих пор мы не имеем четкой стратегии адаптации экономики к различным природным условиям, которые могут сложиться. Все страны мира работают над этим. Причем безразлично, каким будет сценарий: жара или холод. Специалисты анализируют, как тот или иной климат в будущем отразится на работе сельского и лесного хозяйства, энергетики и т.д.Не стоит и нам ждать, когда произойдет резкая смена климата, нужно готовиться заранее, чтобы минимизировать потери. Человечество только бравирует тем, что способно управлять природой. Борьба с природой напрямую здесь бесполезна. Мы можем постичь закономерности развития природных процессов и постараться повлиять на все болевые точки, что позволит вносить те или иные коррективы в работу систем. Но для этого нужны знания и кадры. В Беларуси только недавно началась подготовка гидрометеорологов. Между тем, например, в России работает 17 НИИ гидрометеорологического профиля. Даже в маленькой Грузии есть гидрометеорологический институт и институт геофизики. Наша зависимость от климата и погоды настолько велика, что этим вопросом нужно заниматься серьезно. В Беларуси до сих пор не было подобной структуры. Есть только маленькая лаборатория в нашем Институте природопользования. Чтобы пересчитать всех профессиональных климатологов, хватит пальцев одной руки. Мы пытаемся адаптировать опыт других стран.
Какой ждать зимы?
— Понимаю, что вы климатолог, а не предсказатель, тем не менее какой, на ваш взгляд, будет грядущая зима?— Если бы я знал это точно, наверняка получил бы солидную премию. Более сложной проблемы, чем долгосрочные предсказания погоды, в мире нет. Этого делать не умеют ни в одной стране. Есть такое понятие, как предел предсказуемости. Используя метод аналогов, можно сказать следующее: предположим, что нынешние климатические условия являются аналогом 1972 года. Тогда после очень теплого лета и мощной засухи были сравнительно прохладные сентябрь и октябрь. Достаточно теплый ноябрь и очень теплый декабрь. В Москве в тот год аномалия температуры составляла 7—8 градусов выше нормы. Но это, если аналог будет работать.