Компромиссный вариант

Источник материала:  
Компромиссный вариантУказ о лицензировании предпринимательской деятельности не в полной мере отвечает духу либерализации экономики.Новый документ производит впечатление результата некоей борьбы между чиновничьими группировками. С одной стороны, он действительно облегчает жизнь предпринимателям, с другой - содержит в себе ряд старых проблем и даже порождает новые.

Подтверждение этому тезису можно найти в заявлении, которое сделал заместитель министра экономики Андрей Тур, комментируя Указ № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Отвечая на вопрос корреспондента "БР", замминистра посетовал, что чиновники не хотят отказываться от лицензирования, которое является для них привычным инструментом. Поэтому не удалось отменить, например, лицензирование издательской деятельности и юридических услуг.

"Данный указ - не окончательный вариант, это продолжение работы. И такие документы - это определенный компромисс, - заявил А. Тур. - Работа в области лицензирования будет продолжена и дальше. Она связана с тем, что постепенно мы должны прийти к определенному оптимальному минимуму лицензируемых видов деятельности, которые существуют в странах с развитой рыночной экономикой. Это примерно 10-15 позиций", - продолжил замминистра.

Андрей Николаевич также рассказал о жарких дискуссиях, едва не переходящих в потасовки, которые приходится вести, дабы убедить отдельных чиновников отказаться от части своих полномочий.

Понятное дело, в таких условиях могло получиться только то, что получилось.

Напомним, Указ № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" был подписан президентом Беларуси Александром Лукашенко 1 января 2010 года.

В целях либерализации условий осуществления экономической деятельности указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один.

Положение состоит из двух разделов, в первом из которых регламентированы общие вопросы лицензирования, во втором - особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Указом предусмотрено, что юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели вправе не продлевать в период со дня официального опубликования указа до его вступления в силу срок действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности либо специальных разрешений (лицензий), включающих только те составляющие виды деятельности работы и (или) услуги, лицензирование которых отменяется. Они могут осуществлять деятельность на основании специальных разрешений (лицензий), выданных до 1 января 2011 года, при условии соблюдения требований, предусмотренных указом, до истечения срока их действия.

Упразднение требований о лицензировании отдельных видов деятельности и составляющих их работ (услуг), оптимизация порядка и сокращение сроков совершения лицензионных процедур, введение комплексного регулирования отношений в сфере лицензирования, предусмотренные указом, обеспечат снижение административной нагрузки на деятельность субъектов хозяйствования.

Следует отметить, что указ был подписан 1 сентября, а вступает в силу 1 января. Прекрасно. Но что делать предпринимателям, которые желают начать бизнес в этот период? Особенно если этот бизнес лицензируется сейчас, но не будет лицензироваться с нового года?

Кто мешал отменить лицензии с момента вступления в силу нового указа? Чиновники говорят, что необходим переходный период для подготовки новых мер по регулированию бизнеса вместо лицензирования. А, спрашивается, зачем? И что это будут за меры? И зачем вообще было подписывать указ, еще не зная, чем заменить лицензирование?

На последний вопрос, кстати, ответить довольно просто. Можно предположить, что "досрочное" принятие указа обусловлено президентскими выборами. Дескать, власть так много упрекали за неторопливость в решении этого вопроса, что она решила сделать такой пропагандистский ход. Выдала лицензионный указ "на-гора". А меры по его реализации оставила "на потом".

Еще один недостаток белорусской системы лицензирования - возможность внесудебного лишения лицензии. Одно дело, когда во внесудебном порядке лицензия прекращается, например, в связи с ликвидацией юрлица и в других аналогичных случаях. Совсем другое - когда это является санкцией.

Возможность прекращения лицензии по решению выдавшего ее органа - слишком большая дубина в руках белорусских чиновников. Вполне достаточно было ограничиться возможностью приостановления лицензии. А далее - милости просим в суд. Но нашим бюрократам по судам ходить некогда - они о делах государственных думают.

Отметим также и необходимость замены бланков лицензий на новые. Пусть даже их замена произойдет максимально мягко, но зачем было отказываться от старых?

Нет, конечно, достоинства у нового документа тоже имеются, и о них уже говорилось. Подчеркнем, что на этот раз получилось лучше, нежели ранее, но вместе с тем - как всегда.
←Обет молчания

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика