Школьный курс по православию отправили на доработку
Как минимум, в первой половине следующего года в белорусских школах изучать православие не будут. Научно-методический совет при Министерстве образования не одобрил факультативный курс «Основы православной культуры. Святыни белорусского народа».
Не исключено, что преподавание этого курса начнется со второго полугодия, если факультатив успеют доработать с учетом высказанных замечаний, рассказал «Белорусским новостям» главный инспектор управления социальной и воспитательной работы Минобразования Алексей Ананенко.
В этом случае курс, само собой, будет изучаться лишь по желанию школьников и их родителей.
Заметим, что в белорусской школе много факультативов. Есть и те, на которых преподают религиоведение.
В последние два года разработаны и одобрены три тематических факультатива — «Библия — памятник истории и литературы» для 6-го класса, «Культура и религия» для 10-го и 11-го классов, «Основы религиоведения» для 11-го класса.
А вот отправленный на доработку курс по основам православной культуры был сквозным — его планировалось преподавать с 1-го по 11-й классы.
Однако общественность настораживает, что на школьных факультативах упор делается именно на православие.
В Беларуси к верующим причисляют себя около половины взрослых. Подавляющее большинство из них, порядка 80%, относит себя к православным. Вторая по величине конфессия (14%) — католики. Проживают в Беларуси протестанты, мусульмане, иудеи, представители других конфессий.
Поэтому эксперты и отмечают, что школьное преподавание основ православия в многоконфессиональном обществе, как минимум, не этично и даже может восприниматься как посягательство на права человека.
Изучение в школах религиозного мировоззрения с позиции убеждения школьников в истинности религии, в том числе конкретной — это проявление обскурантизма, считает профессор, доктор философских наук Георгий Антонюк.
Судя по заключению Научно-методического совета, его эксперты пришли примерно к такому же заключению.
Представленный проект программы, отметили они, противоречит провозглашенным в законе «Об образовании» свободе совести и основам государственной политики в сфере образования. Отмечается, что программа факультативного курса не соответствует положениям закона в части научности, национальных культурных основ и светскости образования, нарушает национальные культурные основы образования и не отражает картину развития православия в Беларуси.
Отмечается также, что «авторы не заботятся о координации предлагаемого материала с содержанием основных курсов соответствующих классов».
Авторам рекомендуется кардинально переработать программу, обратив особое внимание на критерии, которым она должна соответствовать, а именно — научность, светскость, соответствие национальным культурным основам образования. Указывается, что курс должен работать на формирование любви к родине и соответствовать дидактическим принципам обучения, в частности систематичности.
И все же, как быть с правом представителей других конфессий на изучение подобного курса?
В Минобразования говорят, что они готовы рассмотреть вопрос о предметном изучении в школах истории других религий, если будет соответствующая инициатива.
Такая, какую проявляет Белорусская православная церковь, заключившая с Министерством образования договор о сотрудничество и реализующая в его рамках большую программу по продвижению православия в систему образования.
Участвовать в образовательном процессе была бы не прочь и Католическая церковь, но ее сдерживают весомые причины формального характера. Римско-католический костел в нашей стране не имеет конкордата, отметил ответственный за СМИ при Секретариате Конференции католических епископов в Беларуси отец Александр Амельченя: «Этот вопрос можно решить только на уровне глав Ватикана и Беларуси. Но мы очень надеемся иметь схожие с православной церковью права и участвовать в светском образовательном процессе».
Мы же надеемся, что образование в белорусских школах останется светским. Ведь пока наша система образования не в состоянии соблюсти паритет интересов атеистов и верующих и не отдать приоритет одной из религий.
Елена СПАСЮК