Попечительские советы: платить или не платить?
28.09.2010 11:37
—
Новости Общества
Первые школьные дни предсказуемо отразились на тематике поступающих в редакцию писем: в них вновь зазвучала тема денежного сопровождения учебы. “Наша директор “выжала” с каждого выпускника нынешнего года по 150 тысяч, еще по 30 тысяч они сдали на ремонт, - пишут родители учеников одной из поселковых школ (адрес не указываем, так как с письмом по просьбе “НГ” разбирается Министерство образования). - Родители учеников прошлых лет тоже собирали деньги и передавали в руки директора или сами покупали ковры, жалюзи...”
- Уже сдал за одного 30, за второго 50 тысяч рублей плюс салфетки и бумажные полотенца, - поделился школьными новостями отец двух учеников столичной школы. - За младшего больше, потому что учительнице для проведения уроков необходим DVD-проигрыватель. Я считаю, что это неправильно: школа должна обеспечить учебный процесс всем необходимым. Но деньги сдал.
По 30-50 тысяч рублей сдали по случаю начала учебного года почти все знакомые родители - на питьевую воду и одноразовые стаканчики, туалетную бумагу, подарки именинникам и тому подобные текущие расходы. Родителям первоклассников одной из минских школ предложили купить новый ковер, игрушки и часы в группу продленного дня. Правда, не увидев энтузиазма на лицах взрослых, воспитательница повторять просьбу не стала.
Исключением из ряда раскошелившихся родителей стала лишь мама одиннадцатилетней минской гимназистки: “У нас ни на что, кроме завтраков и дополнительного учебника по английскому, не собирали. И вообще, на мой взгляд, слухи о повальных поборах в учреждениях образования сильно преувеличены. Ну, перечисляем одну-две базовые величины за год, и все”.
У нас дорого!
У меня в семье сразу два школьника. Старший учится в гимназии, к названию которой обычно добавляется эпитет “престижная”. Попал туда из обычной школы обычным путем - сдав испытания. Несколько раз я предлагала знакомым мамам умненьких сыновей пополнить ряды наших гимназистов и слышала в ответ опасливое: “У вас, наверное, слишком дорого!”. Одна родительница даже назвала “точную” сумму - 200 долларов в год на ремонт и школьные нужды. Якобы эти деньги платит знакомая ее знакомой.
Свидетельствую: в нашем гимназическом классе не дорого, а как в большинстве здоровых коллективов. То есть родительский комитет собирает в начале года тысяч 30 на культпоходы и иные мелкие надобности, а в конце года мы, если надо, сбрасываемся на краску и новые обои для своего кабинета. Назвать эти суммы побором ни у кого из родителей язык не повернется. Откуда же берут начало слухи о непосильном денежном оброке, которым школы и гимназии облагают учеников ради мраморного пола и перил от мастеров художественной ковки?
“Моя старшая поменяла три школы, - написала на интернет-форуме невидимая собеседница. - В первой постоянно собирали деньги: на паркет, мебель для столовой, новые входные двери, шторы в актовый зал... Члены родительского комитета еще и угрожали: мол, не сдадите деньги - сами знаете, что с вашими детьми будет. Во второй школе за весь учебный год собрали тысяч 10 на какие-то нужды класса. Чем ниже качество образования, тем больше родительских денег уходит на внешний антураж!”
Бесспорно, за привлекательной внешностью легче скрывать отсутствие содержания. А готовностью заплатить любую сумму, чтобы ребенок учился в классе с евроремонтом, вероятно, важно козырнуть некоторым родителям. Они так самоутверждаются.
- Вот вы говорите “школьные поборы” - и сразу общественная мысль закручивается в определенном направлении, - попенял мне как представителю прессы начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков. - Правильнее писать “родительские поборы”: одни папы и мамы, избранные в родительский комитет или попечительский совет, требуют деньги с других. Директора школ и учителя от этого дистанцируются: есть положение о попечительском совете, все должно делаться в рамках этого документа.
Попечительские советы были созданы в школах без малого десять лет назад как орган школьного самоуправления. По неисследованной пока причине миссия большинства из них свелась к решению материальных проблем учебных заведений. Согласитесь, нечасто приходится слышать, что по решению попечительского совета школы была оказана помощь ученикам из малоимущих семей или учреждена стипендия для одаренных школьников.
Этим своим правом советы предпочитают не пользоваться, расходуя средства на двери и жалюзи, телевизоры и принтеры... Ну такая у некоторых родителей система ценностей.
При полном непротивлении сторон
Положение о попечительском совете легко найти на сайтах школ и отделов образования. Один из его пунктов гласит: “Решения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер”. То есть ни администрация школы, ни другие родители не вправе заставить вас заплатить, если вы не считаете нужным это делать. Еще один пункт запрещает собирать с родителей наличность: средства должны быть перечислены на счета учреждений образования.
“В законодательстве Республики Беларусь нет ни одного нормативного акта, который принуждал бы родителей учеников перечислять какие-либо средства школе”, - авторитетно заверил председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Зданович. Трое детей депутата учились в одной и той же столичной гимназии. Попечительских и иных взносов Владимир Зданович не платил: по его словам, руководство школы рационально использовало бюджетные деньги, поэтому в финансовой поддержке со стороны родителей гимназия не нуждалась. А вот добровольная физическая помощь всегда приветствуется, и по этой причине депутат вместе с другими родителями помогал в ремонте и переноске мебели.
Что же делать родителям, перед которыми учебный год вновь поставил гамлетовский вопрос: платить или не платить? Исходить из своих возможностей и собственного представления о целесообразности, советуют специалисты Министерства образования.
- Уже сдал за одного 30, за второго 50 тысяч рублей плюс салфетки и бумажные полотенца, - поделился школьными новостями отец двух учеников столичной школы. - За младшего больше, потому что учительнице для проведения уроков необходим DVD-проигрыватель. Я считаю, что это неправильно: школа должна обеспечить учебный процесс всем необходимым. Но деньги сдал.
По 30-50 тысяч рублей сдали по случаю начала учебного года почти все знакомые родители - на питьевую воду и одноразовые стаканчики, туалетную бумагу, подарки именинникам и тому подобные текущие расходы. Родителям первоклассников одной из минских школ предложили купить новый ковер, игрушки и часы в группу продленного дня. Правда, не увидев энтузиазма на лицах взрослых, воспитательница повторять просьбу не стала.
Исключением из ряда раскошелившихся родителей стала лишь мама одиннадцатилетней минской гимназистки: “У нас ни на что, кроме завтраков и дополнительного учебника по английскому, не собирали. И вообще, на мой взгляд, слухи о повальных поборах в учреждениях образования сильно преувеличены. Ну, перечисляем одну-две базовые величины за год, и все”.
У нас дорого!
У меня в семье сразу два школьника. Старший учится в гимназии, к названию которой обычно добавляется эпитет “престижная”. Попал туда из обычной школы обычным путем - сдав испытания. Несколько раз я предлагала знакомым мамам умненьких сыновей пополнить ряды наших гимназистов и слышала в ответ опасливое: “У вас, наверное, слишком дорого!”. Одна родительница даже назвала “точную” сумму - 200 долларов в год на ремонт и школьные нужды. Якобы эти деньги платит знакомая ее знакомой.
Свидетельствую: в нашем гимназическом классе не дорого, а как в большинстве здоровых коллективов. То есть родительский комитет собирает в начале года тысяч 30 на культпоходы и иные мелкие надобности, а в конце года мы, если надо, сбрасываемся на краску и новые обои для своего кабинета. Назвать эти суммы побором ни у кого из родителей язык не повернется. Откуда же берут начало слухи о непосильном денежном оброке, которым школы и гимназии облагают учеников ради мраморного пола и перил от мастеров художественной ковки?
“Моя старшая поменяла три школы, - написала на интернет-форуме невидимая собеседница. - В первой постоянно собирали деньги: на паркет, мебель для столовой, новые входные двери, шторы в актовый зал... Члены родительского комитета еще и угрожали: мол, не сдадите деньги - сами знаете, что с вашими детьми будет. Во второй школе за весь учебный год собрали тысяч 10 на какие-то нужды класса. Чем ниже качество образования, тем больше родительских денег уходит на внешний антураж!”
Бесспорно, за привлекательной внешностью легче скрывать отсутствие содержания. А готовностью заплатить любую сумму, чтобы ребенок учился в классе с евроремонтом, вероятно, важно козырнуть некоторым родителям. Они так самоутверждаются.
- Вот вы говорите “школьные поборы” - и сразу общественная мысль закручивается в определенном направлении, - попенял мне как представителю прессы начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков. - Правильнее писать “родительские поборы”: одни папы и мамы, избранные в родительский комитет или попечительский совет, требуют деньги с других. Директора школ и учителя от этого дистанцируются: есть положение о попечительском совете, все должно делаться в рамках этого документа.
Попечительские советы были созданы в школах без малого десять лет назад как орган школьного самоуправления. По неисследованной пока причине миссия большинства из них свелась к решению материальных проблем учебных заведений. Согласитесь, нечасто приходится слышать, что по решению попечительского совета школы была оказана помощь ученикам из малоимущих семей или учреждена стипендия для одаренных школьников.
Этим своим правом советы предпочитают не пользоваться, расходуя средства на двери и жалюзи, телевизоры и принтеры... Ну такая у некоторых родителей система ценностей.
При полном непротивлении сторон
Положение о попечительском совете легко найти на сайтах школ и отделов образования. Один из его пунктов гласит: “Решения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер”. То есть ни администрация школы, ни другие родители не вправе заставить вас заплатить, если вы не считаете нужным это делать. Еще один пункт запрещает собирать с родителей наличность: средства должны быть перечислены на счета учреждений образования.
“В законодательстве Республики Беларусь нет ни одного нормативного акта, который принуждал бы родителей учеников перечислять какие-либо средства школе”, - авторитетно заверил председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Зданович. Трое детей депутата учились в одной и той же столичной гимназии. Попечительских и иных взносов Владимир Зданович не платил: по его словам, руководство школы рационально использовало бюджетные деньги, поэтому в финансовой поддержке со стороны родителей гимназия не нуждалась. А вот добровольная физическая помощь всегда приветствуется, и по этой причине депутат вместе с другими родителями помогал в ремонте и переноске мебели.
Что же делать родителям, перед которыми учебный год вновь поставил гамлетовский вопрос: платить или не платить? Исходить из своих возможностей и собственного представления о целесообразности, советуют специалисты Министерства образования.