Гиперожидания
Гиперожидания
О крупных торговых комплексах |
Слово «супермаркет» в Гомеле уже неактуально. Теперь что ни маркет — то гипер. На худой конец — мега. Растут как грибы. Даже особый вид досуга оформился: семейные походы на открытие магазинов. Недавно вот презентовали очередной — на 14 тысяч квадратных метров. По количеству шариков, ленточек и руководителей разного уровня сразу становилось ясно: событие нешуточное, как минимум областного масштаба. И оно отражает некоторые любопытные тенденции в розничной торговле...
О том, каков в Гомеле интерес к подобным заведениям, можно было судить по количеству горожан, пришедших на открытие продовольственного гипермаркета. Запускали партиями. Это при необъятных–то просторах...
Новый гипер построил российский инвестор. Содержимое прилавков — на 80 процентов белорусские товары. Похвально. Надо полагать, этот баланс сохранится и впредь. Ведь не раз случалось, что после открытия белорусскую продукцию в крупных торговых точках ощутимо теснит импорт. А в целом довольно типичный большой магазин. О преимуществах которых сказано много и красиво. Но в нашем случае есть важное обстоятельство: буквально в двух шагах находится еще одно похожее заведение. Открылось несколькими неделями ранее. И вряд ли позволит в чем–то переплюнуть себя.
Конкуренция — хорошая штука. Особенно, когда конкуренты друг у друга под носом. Надеюсь, в ближайшие месяцы мы сможем с удовольствием наблюдать борьбу за покупателя во всей ее красе. Со скидочными схемами, сувенирами и бесплатной газировкой.
Помнится, накануне всех этих открытий кто–то из знакомых теоретиков предрекал, что «безжалостные капиталистические технологии продаж» покажут местной патриархальной торговле «с тетками в халатах», как надо работать. Ну, допустим, «теток в халатах» нынче еще поискать надо. Но смысл понятен. По этому поводу на открытии магазина председатель Гомельского облисполкома Александр Якобсон напомнил поговорку: «На то и щука, чтоб карась не дремал»...
Если честно, то с появлением гипермаркетов покупательские массы связывали большие ожидания малых цен. И то верно, в молодости на занятиях по экономике мы доверчиво зубрили: при больших объемах затраты падают. А тут как раз: стеллажи — до неба, не объемы — объемищи... Но пока «полевые исследования» не дали убедительных доказательств этой теории. Домохозяйки, которые знают о ценах все, колеблются. Ценовой революции не произошло.
— Это мы лучше на базаре купим... Это у нас в гастрономе дешевле... А мороженого правильного я вообще что–то не нахожу... — «сканирует» гиперприлавки жена, пока я таскаю следом гипертележку.
Мимо вывески «Распродажа» проходит равнодушно — как–то принципиальных скидок там пока не замечено. Видимо, все впереди.
Тем временем гиперторговцы стремительно учатся на своих и чужих ошибках. Если в первые дни рецензии о новых магазинах были, мягко говоря, сдержанными, то спустя месяц настроения людей поменялись. И местную выпечку теперь хвалят, и выбор больше стал, и общая организация наладилась.
Генеральный директор корпорации–инвестора Николай Грешилов о белорусском инвестиционном климате высказывается восторженно. Но в дальнейших намерениях осторожен: сначала оценим работу этого объекта, потом будем думать о других. Что ж, желающих хватает. Пора заготавливать новые шарики и ленточки. На подходе очередные крупные торговые комплексы, принадлежащие уже местным фирмам. Кроме того, в области есть и другие перспективные города...
Больше выбор — лучше жизнь. Спросил у знакомой, какой магазин она выберет при прочих равных. Та не размышляла ни секунды:
— Тот, где не надо ждать подвоха, сверять дату на упаковке, пересчитывать сдачу...
Автор публикации: Андрей НОВИКОВ