Танцы на паркете
Танцы на паркете
У жителей деревни Селец Березовского района 5 лет назад отобрали клуб. Пришла проверка, установила: здание аварийное. Повесили замок... Сейчас, впрочем, дверь отворена, но внутри все травой поросло — не ступить. А Селец между тем — деревня особенная: ей более 600 лет! В прошлом это местечко со всеми атрибутами: церковью, костелом, а теперь еще и аптекой, больницей, магазином, школой (еще и с филиалом музыкальной). Все есть! И всего на тысячу жителей. И, может, обошлись бы тут без хаты для танцев (именно ею, по сути, был закрытый клуб, лишь для фасона обложенный кирпичом), но в этом году пришел Сельцу черед стать агрогородком. А тут уж статус обязывает иметь все блага цивилизации.
Клуб в бюджетном контексте
И жители ухватились за последнюю соломинку — написали в редакцию «СБ»: «Мы убедительно просим вашей поддержки в решении проблемы по строительству нового здания селецкого Дома культуры на месте старого клуба в центре деревни, чтобы создать условия для проведения культурно–массовых мероприятий, досуга молодежи, чтобы сохранить исторический центр». Старый клуб размещен в парке, где установлены памятники в честь советских воинов и 600–летия Сельца. За оградой — автобусная остановка... «В старину сельчуки называли территорию парка «местом» (по–старобелорусски — город. — В.К.) и гордились своими детьми, близкими: «Як пойдэ мой на место, то роўных ёму нэма». Помогите сберечь это «место»!» — взывал голос народа.
Сопровождать меня взялись зампред исполкома Евгений Тарасюк и начальник отдела культуры Татьяна Ковалек. По дороге обсудили проблему в контексте других нерешенных в регионе вопросов. Оказалось, что и районный Дом культуры требует реконструкции. Построенный, как и селецкий, еще до войны, он давно не вмещает всех желающих.
Кроме того, в районе 13 агрогородков, и далеко не все имеют такую инфраструктуру, как Селец. А между тем хотя здесь агрогородок стали обустраивать только в этом году (на что выделили 1 миллиард 800 миллионов рублей), уже сделан евроремонт в больнице, обновляются школа, комбинат бытового обслуживания... Дом культуры бы еще построить!
— Конечно, — не возражает Евгений Яковлевич, — надо. Но где взять на это два с половиной миллиарда?
Уик–энд на втором этаже
Пока что культурная жизнь Сельца сосредоточена в бывшей колхозной конторе — на втором этаже, в небольшом зале, где прежде проходили собрания механизаторов и доярок. А теперь — дискотеки и свадьбы... Видно, и правда в деревне дефицит помещений, коль на первом этаже пришлось расположить свои кабинеты сельисполкому. Глава местной власти Владимир Хилько совсем недавно в должности и выхода из ситуации пока предложить не может.
В том, что проблема ненадуманная, меня убедило количество собравшихся на втором этаже сельчан. Пришли, чтобы высказать наболевшее. Газета для людей, очевидно, последняя надежда на то, что дело о Доме культуры сдвинется с мертвой точки.
Первой обозначила проблему Елена Ярмошевич, учитель начальных классов Селецкой школы:
— Зал, в котором мы сидим, не приспособлен для танцев. По технике пожарной безопасности здесь нельзя устраивать дискотеки. Но они проходят. А летом в помещении воздух прогревается до 40 градусов, дышать нечем. Только в этом августе поменяли старые окна на стеклопакеты, но и это не спасение...
Прежний клуб не намного просторнее нынешнего зала колхозной конторы, но все–таки рядом был парк.
— А теперь вся молодежь на выходные ездит отдыхать в другие села — Ревятичи, Нарутовичи, Подкраичи, а то и в Березу, — держит слово за молодую гвардию Наталья Омельченко, ученица 11–го класса. — У нас в Сельце негде собраться, потанцевать, отдохнуть. В том зале, который выделили под досуг, нет аппаратуры, светомузыки. А в Нарутовичах ДК хороший...
Парни и девушки на легковушках, мотоциклах курсируют по деревням, чтобы найти место для отдыха. Это не туризм — социальный провал. Когда в своем селе негде приткнуться в молодости, что будет дальше, какая перспектива? Наташа уже решила:
— Окончу школу, буду поступать в вуз. Уеду в Брест или Минск. Я люблю свою деревню и хотела бы в ней остаться, но даже если получу образование, то куда возвращаться?
— Найдем вам работу, — парирует Татьяна Ковалек. — Вот только из Сельца пока никто не подавал целевых направлений на подготовку своих специалистов в вузах...
Видимо, другое имела в виду Наталья. Перспективу в более широком смысле. Омельченко хочет жить в родном селе, как в городе: со всеми удобствами, в том числе — культурной жизнью. А люди старшего поколения мечтают о возвращении былых времен, когда село, собственно, и было городом, пусть даже небольшим. Но возможно ли все это?
Двадцать пять лет спустя
Когда–то Селец слыл местом перспективным. Сюда переезжали даже из областных центров — например, Ольга Василевская, заведующая участковой больницей, сама родом из Гродно.
— 25 лет назад решила сменить прописку, — вспоминает Ольга Николаевна. — И муж согласился переехать из Высокого. Когда мы сюда попали, обрадовались: таких деревень поискать! Широкие улицы, хорошая застройка, магазин, школа, детский сад. И клуб в парке гудел каждый день — здесь царило такое веселье! Длилось это до 90–х. А потом жизнь стала угасать...
Культурная жизнь и клуб неразделимы в сознании сельчан. В принципе, не только у селецких. И в советское время газеты писали о том, что в деревнях не хватает библиотек и массовой самодеятельности, из–за чего рабочему человеку нечем заняться и многие спиваются... В Сельце–то хоть не пьют. Но скучно.
Ольга Василевская, одна из самых уважаемых в округе людей, рассуждает:
— Сейчас клубная жизнь проходит в этом зале, над исполкомом. Для занятий детского кружка помещение сойдет, для собраний и репетиций — тоже. Но как здесь проводить массовые мероприятия?
Впрочем, вскоре не с кем их будет проводить. Василевская свидетельствует:
— Я вам как врач скажу: у нас 4 ребенка родились за год, а в соседних Нарутовичах — 18. Хотя еще 10 лет назад Селец считался по всем показателям первым. И молодежь ехала вся сюда, а не наоборот.
Философия толоки
Кто же виноват, что Селец стал вдруг замирать в своем развитии?
Философский ответ на вопрос дала одна из старейших жительниц деревни Анастасия Лим. Родилась она в 1939 году, когда польская власть сменилась советской. Но традиции сохранялись еще долгое время прежние:
— До Сельца и после войны из соседних сел шли пешком, босиком. А когда ступали на нашу землю — обувались. Потому что входили в местечко. Уважали нас!
Дом культуры не только молодым нужен. Подает голос и бабушка Галина Пинчукевич:
— И комнаты для церковной школы, для пенсионеров пусть бы выделили при клубе.
Родители беспокоятся о своем. Анна Щурко, учительница начальных классов, ночами не спит:
— Моей Марине 16 лет, она с ребятами каждые выходные ездит в Нарутовичи. Боюсь, чтобы не случилось ничего в дороге. Они же в машину по 8 — 10 человек умудряются влезть, а за рулем 16 — 18–летний сидит, который–то и водить еще не умеет!
Но родители полагаются только на власть, что она придет, даст денег и решит все вопросы. Кто–то из собравшихся подал идею: «Давайте собирать деньги на Дом культуры, как на церковь», — но инициатива так и повисла в воздухе...
Впрочем, что могут накопить чуть меньше 1.000 человек, в основном пенсионеры и школьники. А средняя зарплата в Сельце — 400 тысяч рублей...
— Что на это скажет местная власть? — обращаюсь к Евгению Тарасюку.
— Я всем в районе говорю: приходите в исполком, поможем открыть свой бизнес. Мы заинтересованы в том, чтобы развивалась частная инициатива. Потому что в районе 109 деревень таких же, как Селец. И мы каждой из них стараемся уделить внимание. Но не можем же бросить все силы только на одну! Люди должны шевелиться, а они смотрят на меня, как будто я в кармане держу 2 миллиарда и не отдаю...
Ситуация, сложившаяся в Сельце, высветила интересный ракурс старой проблемы. Здесь все годы советской власти центром культурной жизни был клуб, построенный еще при панской Польше. Никому не приходило в голову соорудить в тогда еще очень перспективной деревне нормальный Дом культуры. При том, что в некоторых колхозах отгрохали дворцы, ныне никому не нужные и пустующие, как, например, в Боярах Мядельского района (см. репортаж «Дом культуры эпохи застоя» в «СБ» от 30 июня с.г.). Но не было раньше продуманной стратегии развития села и в первую очередь — культурной жизни в глубинке. Лишь теперь исправляются ошибки прошлого: строятся агрогородки, государство протягивает деревне руку помощи. Но на всех сразу не хватает рук... Может, пора сельчанам вспомнить проверенный дедовский метод и взяться за дело самим, толокой...
Прежде чем покинуть Селец, решил зайти в храм. Сначала — в церковь. Затем — в костел. У костела Святого Алексея стояла тележка с цементом, рядом с ней возился человек. Поздоровались. Оказалось, Генрих Брониславович Кононович приходит сюда каждый день: залатать дыру в ограде, навести порядок в соборе. Все делает сам, за свои средства и искренне удивляется в ответ на вопрос, зачем ему это:
— А кто, если не я?
Березовский район.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ