Имидж без мелочей
Имидж без мелочей
Как видят Беларусь иностранцы? Этот вопрос до сих пор не имеет точного ответа. Нас еще мало знают в мире. Картинка во всей ее полноте не нарисовалась. Кто ее должен создать и как? Об этом мы рассуждаем с Виктором Шадурским, деканом факультета международных отношений БГУ. К слову, 1 октября факультет отметит 15–летний юбилей. За эти годы из его стен вышли тысячи специалистов, способных позаботиться об имидже страны за рубежом.
— Когда же будет заметен результат работы этой армии международников? — интересуюсь у Виктора Геннадьевича. Тем более что он, доктор исторических наук, написал целую монографию по имиджевой проблеме — «Культурные связи Беларуси со странами Центральной и Западной Европы. 1945 — 1990–е годы».
— Создание имиджа страны — дело не одного года и даже не одного поколения. Это проблема столетий.
— А что бы вы предложили для раскрутки брэнда «Беларусь»?
— Как приобретается известность? Возьмем, например, спорт. Недавно сборная по футболу выиграла у французов. Представляете, сколько людей во Франции задали вопрос «Что это за страна, Беларусь?»! Это тысячи, если не миллионы человек, и не только футбольных фанатов. Спорт объединяет каждую нацию во время мировых состязаний. За матчем следили люди в разных странах: они, естественно, запрашивали в интернете ссылки о нашей стране, ее расположении, истории. Примерно так и происходит открытие «неизвестной земли» миру...
— А появление ярких имен в художественной литературе может принести дивиденды стране?
— Мне кажется, что в художественной литературе прорывов ждать не стоит. Мир теперь больше читает не романы, а справочники, энциклопедии, и не книги, а интернет. Свое «золото» в борьбе за зарубежного читателя наша литература взяла еще в 1960 — 1980–е годы. Тогда в странах — союзниках СССР читали и знали Быкова, Короткевича, Адамовича...
— У нас об этих писателях говорят как о всемирно известных. Но я почти не встречал людей из–за границы, которые бы знали их как белорусских литераторов. Почему?
— Дело в том, что, к примеру, Быкова не всегда ассоциировали с Беларусью: воспринимали как советского, постсоветского, русскоязычного. И, как правило, переводили с русского, а не с белорусского языка.
— Получается, что эти имена особо и не «играли» на страну?
— «Игра» на имидж Беларуси без всяких условностей началась только тогда, когда наша страна стала независимой, — чуть меньше 20 лет назад. А когда мы принадлежали к единому советскому многонациональному пространству, для Запада мы были «советскими» или вообще «русскими». Так что имиджевый багаж Беларуси 50 — 80–х годов, увы, невелик. В последние годы нам пришлось многое начинать фактически с нуля.
— А как же тогда членство в ООН, ЮНЕСКО?
— Этот факт имел значение лишь для небольшого круга политиков. Даже в серьезной литературе, говоря о членстве Белоруссии в ООН, порой подразумевали «белую», белогвардейскую Россию! По сей день в общении с иностранцами приходится возвращаться к прописным истинам. Три года назад я встречался со студентами первого курса департамента политических наук Университета Святого Фомы (штат Минессота, США). Свою лекцию я начал было с Полоцкого княжества. Но мой коллега профессор Хофман вдруг попросил остановиться и обратился к студентам: «Кто до сего дня что–либо знал о Беларуси?» Оказалось, название нашей страны слышала лишь половина аудитории. Пришлось доставать карту и учить ребят географии...
— А способна ли наша диаспора за границей повлиять на восприятие Беларуси в мире?
— Десятки тысяч молодых людей уехали за рубеж по экономическим причинам. Но в душе они здесь. Многие хотели бы поддерживать активные связи с родиной. Хорошо, что в Риге, Вильнюсе, на Белосточчине есть белорусские школы, которым помогает наше государство. Выпускники этих школ могут сделать для страны даже больше, чем дипломаты.
— Думаете, они будут это делать бескорыстно?
— Абсолютно! Если раньше белорусы в эмиграции часто сливались с поляками или русскими, то сегодня мы видим их стремление объединяться с соотечественниками.
— Символы нашей неповторимости нужно искать в прошлом или в настоящем?
— Знаете, как была озаглавлена статья в парижской газете о победе нашей футбольной сборной? «Вторая Березина»! Вот вам и образ, который цепляет французов. Потому что во Франции поражение Наполеона связывают с его переправой через Березину в районе Борисова. Эта река — яркий символ, пусть себе и исторической катастрофы.
— А Бородино?
— Бородино для французов — это битва за Москву, которая русскими была проиграна. А «Березина» употребляется как устойчивый фразеологизм, в том числе в политическом лексиконе. И если мы говорим о разработке стратегии продвижения Беларуси в мире, нужно знать эти нюансы. Для французов известные образы Беларуси — Шагал, Витебск... Не секрет, что Голливуд, многие промышленные гиганты американской экономики были созданы нашими земляками. Уроженцы Беларуси — первый и нынешний президенты Израиля... Теперь, конечно, мы не можем претендовать на то, чтобы быть впереди всех на мировой арене, несмотря на центральное географическое положение в Европе. Однако символами нашей страны могут стать симпатичный домик на берегу лесного озера, чистая столица с приветливыми людьми и уютными кафе...
— Наш сервис пока еще оставляет желать лучшего...
— Знаете, в чем проблема? Подозреваю, что в привычках, если не в психологии. Мы еще не научились всем премудростям сервиса, приема гостей, хотя индивидуальному туристу и стол накроем, и последнюю рубашку отдадим. А надо уметь угодить всем сразу... Но нашей целью должно быть даже не создание «образа» на экспорт. Мы должны научиться жить хорошо — ради самих себя. Когда остальные увидят, что и в Минске, и в отдаленной деревушке не только прекрасные люди, отменная кухня, но и приличные бытовые условия, — к нам потянутся со всего мира.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ