Фестиваль ударных: без грома и молнии
20.09.2010
—
Новости Общества
25 сентября в Большом зале Белгосфилармонии пройдет международный фестиваль ударных и перкуссионных инструментов - Day Of Percussion In Belarus. В этом году, помимо белорусского ансамбля ударных Grig Percussion, на фестивале можно будет увидеть и услышать Цезария Конрада (Польша), Небойшу Йована Живковича (Германия), Станислава Скачински (Польша), Павла Гюнтера (Литва).
Цезарий КОНРАД, уже приезжавший в Минск в 2008г. в составе Wlodek Pawlik Trio, рассказал корреспонденту «БелГазеты» о традиционных для фестивалей ударников подводных камнях и своей программе на Day Of Percussion In Belarus.
- Чего ждать публике от вашего выступления?
- 25 сентября я буду презентовать свою авторскую программу. Это не будет сплошное барабанное соло - ему будут сопутствовать запись музыки, фонограмма. Слушатель получит полную картину того, что играет коллектив, но на сцене буду только один я. Таким образом я попытаюсь представить то, чем занимаюсь непосредственно сейчас, и, соответственно, продемонстрировать различные оттенки звучания перкуссии.
26 сентября я уже буду выступать со своими друзьями: Робертом Кубишиным (бас) и Мареком Напюрковским (гитары). Мы представим программу, частично составленную из композиций Марека Напюрковского, частично - из моих. Будет там и несколько стандартов, которые публика наверняка узнает.
Музыка будет выдержана в стиле электрического джаза. В то же время я не знаю, сколько гитар удастся нам взять в самолет - Марек Напюрковский часто использует и акустическую гитару. Возможно, нам удастся представить и несколько акустических вещей, но в любом случае это будет музыка импровизационная.
- Иногда кажется, что единственная цель перкуссионных фестивалей - предоставить барабанщику долгожданную возможность выбраться наконец из угла сцены и играть соло без перерыва...
- Каждый перкуссионист переживает различные этапы своего творческого роста. В начальный период овладения инструментом ударник поглощен техникой игры - встречи с перкуссионистами более высокого класса на подобных фестивалях могут дать ему серьезный импульс для работы над собой, вдохновить его на самосовершенствование.
На подобные фестивали приезжают и барабанщики, для которых самое главное - сделать шоу. Их зовут крайне охотно: они демонстрируют небывалые высоты в технике игры, играют соло по нескольку часов без перерыва и сопровождения. Это уже граничит с цирковым искусством и адресовано исключительно коллегам: только профессиональные барабанщики могут получать удовольствие от подобных технических нюансов.
Есть перкуссионисты, которые стали известны благодаря не каким-то трюкам и отточенной технике, а только по причине своей исключительной музыкальности, и именно за это качество их ценят и постоянно приглашают различные коллективы. Я, к сожалению, вряд ли буду представлять на фестивале эту группу музыкантов - все-таки я где-то иду на поводу у доминирующих настроений, постоянно занимаюсь и надеюсь, что оценят в т.ч. и мою технику. При этом я хочу поделиться с публикой совсем другим: возможностью создавать музыку на ходу, создавать ее с живыми людьми, получать в реальном времени идеи и вдохновение для музицирования.
- Но в итоге столь специфические фестивали все-таки организуются для самих музыкантов, а не для любителей музыки?
- Честно говоря, точная программа фестиваля в Минске и список участников мне неизвестны. Но мне известна ситуация с аналогичными фестивалями, например, в Варшаве - там организаторы пытаются привлечь на фестиваль публику все-таки более широкую, чем только музыкантов-ударников. Перкуссию можно презентовать не только как отличный инструмент, который играет что-то там очень громко и быстро, но и в составе ансамблей классической музыки, этноколлективов...
Надеюсь, что перкуссионный фестиваль в Минске таким и окажется и продемонстрирует все возможности этого инструмента. Поэтому и свои два выступления я планирую сделать принципиально отличающимися друг от друга, чтобы слушатель мог найти хотя бы в одном из них что-то интересное для себя.
- Все чаще на джазовых фестивалях - от «Джаз Коктебеля» до Montreux Jazz Festival - фолк, поп-музыка и рок вытесняют джаз как таковой. Как воспринимать такую печальную тенденцию?
- Конечно, я тоже вижу это явление. Просто стараюсь верить в то, что музыка делится не только на хорошую и плохую. Но я определенно не одобряю ситуации, когда, например, влюбленный в акустический джаз музыкант бежит в поп-коллектив, чтобы играть для большей аудитории и продавать больше пластинок. То, что люди все-таки так поступают, - это вполне в порядке вещей. Время сейчас такое, что музыкант думает только о том, как упаковать свою музыку в «проект» и продать повыгоднее.
СПРАВКА «БелГазеты». Цезарий Конрад родился в 1967г. Окончил Варшавскую академию музыки им. Шопена по классу перкуссии. В 1995г. создал свой первый коллектив -Cezary Konrad Quartet. С 1998г. сотрудничает с Анной Марией Йопек. Концертировал с Ренди Брекером, Кэррин Эллисон, Деборой Браун, Пэтом Мэтини, Лешеком Можджером и Томашом Станько. Принимал участие в студийных работах и гастролях коллективов Влодека Павлика, Кшиштофа Хердина, Збигнева Намысловского. Участвовал в записи около 100 альбомов. Стипендиат фонда им. Кшиштофа Комеды Министерства культуры и искусств Польши. С 1992г. регулярно признается лучшим польским джазовым барабанщиком в рейтинге журналаJazz Forum.