В поисках утраченного
В поисках утраченного
Мы уже сообщали о выходе трех издательских новинок в серии «В поисках утраченного». Их автор — наш известный коллекционер–филокартист, историк Владимир Лиходедов. Сегодня речь пойдет о второй книге — «Святой Александр Невский. Православные храмы на почтовых открытках конца XIX — начала XX века». Выпущена она по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Надо сказать, что впервые в одном альбоме собрано такое количество старинных фотоснимков православных соборов и церквей во имя святого благоверного князя Александра Невского. Издание основано на богатейшем собрании почтовых открыток.
Почему же белорусский коллекционер так заинтересовался именно фигурой святого Александра Невского? Первое и, пожалуй, главное: для настоящего исследователя нет границ, если появляется увлекательная тема для работы. Второе, коль иметь в виду, как теперь говорят, информационный повод: древнерусского князя Александра Невского немало связывало с белорусскими землями и их властителями. Здесь теснейшим образом переплелись и родственные связи, и политические интересы, и военные союзы. И вообще, разве может история замыкаться в узких рамках неких национальных или религиозных ограничений? Чем шире спектр, тем ярче картина мира и общества!
Из книги «Святой Александр Невский. Православные храмы на почтовых открытках конца XIX — начала XX века»:
«Александр Невский был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы Мстиславны, дочери новгородского и галицкого князя Мстислава Мстиславича Удатного. Предполагают, что Александр родился 13 мая 1221 года, так как его покровителем был святой мученик Александр Римлянин, живший в начале IV века (однако историк В.Н.Татищев полагал, что Александр Невский родился 30 мая 1220 года, а Житие святого называет дату 30 мая 1219 года).
Уже в 1230 году Александр Ярославич — князь новгородский (конечно, номинальный, всего лишь представитель своего отца и «соправитель» старшего брата Федора). В 1236 году Ярослав Всеволодович ушел княжить в Киев, и Александр остался самостоятельным, хоть и удельным князем новгородским. В 1238 году до Новгорода едва не дошли монголо–татары, но повернули вспять, оказавшись в весенней трясине северных лесов. В это же время отец Александра стал великим князем владимирским.
В 1239 году Александр Ярославич женился на княжне Александре (Параскевии), дочери полоцкого князя Брячислава. Конечно, это был династический союз, призванный усилить военные силы и Полоцка, и Великого Новгорода. Интересная особенность: хоть Александр Ярославич брал в жены полоцкую княжну, но брак был заключен в Торопце, городе, который не принадлежал ни к полоцким, ни к новгородским владениям. Этот факт можно объяснить лишь тем, что здесь в свое время княжил дед Александра по материнской линии, и Александр, таким образом, утвердился в своем наследственном владении, вакантном в то время. Тут, в Торопце, была устроена и первая «каша» — свадебный пир. А вот вторая «каша» произошла уже в Новгороде.
На венчание Параскева взяла знаменитую икону Эфесской Божией Матери, которую привезли в Полоцк из Царьграда по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой. Согласно преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.
Вероятно, это был политический союз Александра с Полоцкой землей. Ведь такая связь значительно усиливала военную мощь союзников (например, в 1240 году в знаменитой Невской битве против шведов особенно отличился ловчий князя Яков Полочанин). Но если посмотреть глубже, союз этот был далеко не новым объединением. По сведениям летописей, дед Александра, великий князь Всеволод Юрьевич, по прозвищу Большое Гнездо, был женат во второй раз на дочери витебского князя Васильки. А Витебск, как известно, являлся одной из главных крепостей Полоцкой земли. В записках императрицы Екатерины II Всеволод Юрьевич назван князем ростовским и белорусским. Известный исследователь княжеской генеалогии Н.Баумгартен ссылается на одно из родословий, в котором указан брак отца Александра Невского — князя Ярослава Всеволодовича — с дочерью полоцкого князя Бориса. На витебском престоле сначала сидел малолетний сын Александра Василий, а затем его зять — сын полоцкого князя Константин. Объединенные войска участвовали во многих походах. Наиболее известный состоялся в 1262 году после заключения мира с литовским князем Миндовгом, с которым Александра тоже связывали родственные отношения. Тогда в поход против немецких рыцарей на город Юрьев выступили сын Александра Дмитрий, зять Константин, полоцкий князь Товтивил, литовский князь Тройнат.
Впрочем, в политике союзы, даже скрепленные родственными узами, — вещь непостоянная»...
Жизнь князя Александра проходила в сплошных сражениях и изматывающих политических ристалищах. Поэтому удивительно (а может, как раз и неудивительно!), что, предчувствуя близкую кончину, князь принял монашество с именем Алексий. Умер он в ночь на 14 ноября 1263 года. Вскоре тело князя–монаха перевезли в его главный город — Владимир — и первоначально погребли здесь 23 ноября 1263 года в монастырском храме Рождества Богородицы. Вскоре после кончины князя началось его почитание как святого. Он стал небесным покровителем страждущих. Официально Александра Невского канонизировали в 1547 году. Ныне место упокоения останков святого князя — Александро–Невская лавра в Санкт–Петербурге. В почитание памяти святого Александра Невского освящались и освящаются православные церкви. Есть они и в Беларуси. Наверное, самая известная из них — на Военном кладбище в Минске. Она практически не изменилась со времени возведения. Только если в конце XIX века вокруг нее стояли редкие тонкие березки, то уже в начале XX они превратились в высокие стройные деревья, меж которых густо выросли могильные кресты погоста.
Известным памятником была и часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского в бывшем и нынешнем центре Минска — в Александровском сквере, который и название свое получил именно от нее. Часовня появилась в конце позапрошлого века. Как свидетельствуют дошедшие до нас открытки, стояла она еще в 1918 году. Очень жаль, но ее давно нет.
Был свой храм в честь Александра Невского в Барановичах, в селе Великие Кривичи, в Вертелишках. В Гомеле в конце XIX — начале XX века Александровская церковь располагалась в мужской гимназии — мальчикам не только в духовное, но ратное назидание.
Очень красивый храм Александра Невского возвели в Гродно на Дворцовой площади. Это тоже центр города — рядом парковая зона: так называемая — и до сих пор — Швейцарская долина с Губернаторским мостом. В списке исторических адресов александровских храмов — Кобрин (там даже собор!), Крево, Мстиславль, Пружаны, Рогачев (тоже собор), Слоним, Сморгонь, Столовичи, Ушачи, Двинск (ныне Даугавпилс, Латвия). Это очень разные храмы по своей архитектуре, но прекрасные примеры зодческого таланта белорусских мастеров и свидетельства высокой духовной культуры белорусского народа.
Подготовила Алина КОЛЕСНИКОВА.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.