Мощь и немощь духа

Источник материала:  

Мощь и немощь духа

О краже духовных святынь

Украли икону с частицами мощей Сергия Радонежского. Несколько дней назад такая новость обошла многие российские интернет–сайты и страницы газет. Из православного храма Святой Троицы в селе Троицкое Мытищинского района под Москвой злоумышленники умыкнули иконы Илии Пророка, преподобного Сергия Радонежского и его родителей, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, с мощевиком, в котором находилась частица мощей преподобного Сергия (сами мощи святого хранятся в Троице–Сергиевой лавре). Как пишут газеты, на заутрене были на месте, а к обедне — пропали.


Тема кражи икон и других духовных святынь, имеющих значительную и материальную ценность, конечно, не нова. На нашей западной границе сколько их перехватили и продолжают перехватывать стражи рубежей! Многие иконы переданы назад в храмы. А из тех, владельцев которых не удалось установить, — целый музей в Бресте удалось создать! Контрабанда культурных, исторических и духовных ценностей — мощно развитый криминальный бизнес. И вместе с тем: «Кто мог их похитить, ума не приложим», — сетовал «Известиям» настоятель подмосковной Свято–Троицкой церкви отец Владимир. По словам батюшки, коммерческой ценности те образа не имели, хотя храм ими дорожил: иконы подарил церкви один монах. Что касается частиц мощей Сергия Радонежского и его родителей, на них не было никаких документов, поэтому для профессиональных похитителей ценностей они тоже не имели привлекательности.


Так кто же все–таки мог похитить иконы? Вопрос настолько простой, насколько и сложный. Представьте себе: средь бела дня в церковь вошли несколько подозрительных (!) мужчин и начали, шумно переговариваясь, шуршать пакетами — отвлекать внимание окружающих. Затем, воспользовавшись ситуацией, один из сообщников незаметно снял три иконы и сунул их в свой пакет. Вроде даже есть свидетели, которые видели, как, выйдя из храма, незнакомцы со всех ног кинулись к машине и поспешно укатили. Сейчас воров ищет милиция. Короче, все так просто. Но! Неизбежно возникают вопросы из разряда «не для следствия». Какими же должны быть эти люди? Что у них в голове? Есть ли там еще хоть что–то, кроме крепкой черепной коробки? Посещают ли этих воров когда–нибудь какие–либо страдания и переживания? Или из всех чувств им ведомы только алчность и тупая грубая вседозволенность? И главное: откуда они берутся?! И еще: настигает ли их Божья кара?!! Вот эти–то вопросы, как мне кажется, и относятся к разряду сложных, если, конечно, не упрощать всё и вся.


В ноябре 2008 года из Донского монастыря похитили ковчег с мощами Александра Невского. Однако вскоре его вернули. Камеры видеонаблюдения зафиксировали человека, который это сделал, но лицо «благодетеля» скрывалось под капюшоном. Что заставило похитителей вернуть реликвию — до сих пор загадка. Их так и не нашли. Может, все–таки испугались суда — не людского, конечно, но Божьего? И Всевышний помиловал грешников?


Проблема сохранности храмовых ценностей и имущества существует и в наших белорусских церквах, чем священноначалие, бесспорно, озабочено. Сейчас церкви бережет профессиональная вневедомственная охрана, сторожа и, если позволяют собственные средства храма, камеры видеонаблюдения. Когда есть ограда — можно и собак ночью выпустить, тоже лишним не будет. Но о неких особых мерах безопасности речь сегодня не идет. Слишком дорого. Так что, судя по всему, приходится больше уповать на защиту свыше — в смысле небесную. Но тогда, может быть, действительно старинным иконам и драгоценной церковной атрибутике пока лучше оставаться в хорошо защищенных музейных залах и хранилищах? И таким образом не испытывать собственную судьбу и не ввергать в соблазн немощных духом?


...Знаю один очень скромный дом в небольшом городке, который после смерти своей хозяйки стоял заброшенным. Добра там особого не было. Но кое–какая хозяйственно–бытовая утварь на полках имелась. Короче, алкашам и бродягам сгодилась бы. Но за те несколько лет, что дом сиротливо коротал свои дни и ночи без человеческого тепла и участия, никто ни разу в него не забрался. Я вот думаю: может, потому что он все–таки не был пуст — ведь в углу, на его отсыревших стенах, остались висеть иконы... Они его хранили.


Потом иконы забрали. Все же не дело, чтобы святые образа маялись запертыми в промозглости и холоде. Они должны общаться, разговаривать с людьми.


И тогда дом умер...

Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК

←Кадры решают головоломки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика