Почему молодые медики стремятся уехать из районных больниц?

Источник материала:  
03.09.2010 09:05 — Новости Общества
В районных центрах, кажется, уже привыкли, что молодежь, приезжая сюда на положенную по закону отработку, все равно смотрит в сторону больших городов. Кто-то в итоге прикипает к новой родине, кто-то уезжает в желанном направлении. Здравоохранение оказалось здесь, пожалуй, в самой невыгодной ситуации: несмотря на то, что проблему дефицита врачей и текучести кадров решают не один год и на всех уровнях, она по-прежнему актуальна.

Почему молодые специалисты стремятся уехать из районных больниц после двух лет работы? Что ищут в областных центрах – деньги, квартиры, карьеру? Корреспонденты "Р" попытались выяснить это на примере отдельно взятого района. Мы направляемся в Березу.

В Беларуси ситуация с медицинскими кадрами приблизительно такая, как и во всех странах, только с поправкой на масштаб. В мире сегодня не хватает больше 4 миллионов медицинских работников, в Беларуси – около 4 тысяч. Во многих частях планеты врачи усиленно мигрируют из одной страны в другую. У нас тоже идет этот процесс, только, правда, пока внутри страны. Дефицит же кадров и вовсе не дает системе здравоохранения вздохнуть на полную грудь. В итоге страдает пациент.

Сегодня Березовская ЦРБ укомплектована лишь на 75 процентов. Району недостает 35 специалистов: Березе – 28, Белоозерской городской больнице – 5, медучреждениям на селе – 2. Наибольший кадровый голод испытывает поликлиника, что входит в состав ЦРБ: там вакантны 27 должностей. Остро не хватает терапевтов, в районе нет ни одного онколога, кардиолога, лор-врача, окулиста.

— Оториноларинголог и окулист со стопроцентной вероятностью к нам прибудут уже в следующем году, — говорит Нелли Малейтина, главный врач Березовской центральной районной больницы. – Сколько приедет врачей других специальностей, сказать пока сложно, но заявки мы подали на всех. В нынешнем году в район направлено 13 врачей и 18 человек среднего медперсонала.

Казалось бы, с таким неплохим подкреплением шаг за шагом, год за годом дефицит должен уходить.

Но приблизительно на такую же цифру к концу года штат врачей сократится. Отток специалистов по естественным причинам и из-за профессиональных поисков медиков, кстати, не только молодых, сделает свое дело. "Минус" становится лишь чуть меньше.

— Кадровый дефицит, можно сказать, перешел в хроническое состояние, — рассуждает Нелли Малейтина. – С 2004 года, а я с этого времени и работаю в должности главного врача, цифра недостающих специалистов приблизительно одинакова. Если она и сокращается, то ненамного. Например, в 2008 году не хватало 45 человек, в прошлом – 43. Страдают качество и доступность медицинской помощи. Ведь если за дверью врача своей очереди ожидают человек 50, то это уже не прием получается, а конвейер.

Почему же уезжают врачи? Чаще – на повышение, чтобы влиться в руководящий состав медучреждений областных центров, столицы. Даже должность врача отделения, к примеру, областной больницы на каком-то этапе считается карьерным взлетом. В этом смысле районные ЦРБ можно рассматривать как кузницы кадров для больниц более высоких уровней. Из Березы за последние десять лет на повышение пошло около десятка человек. Самые яркие примеры: главные врачи Кобринской и Ивацевичской ЦРБ, заведующие реанимационным и рентгенологическим отделениями Брестской областной больницы, заместитель главного врача и заведующий отделением Брестского областного роддома – "родом" из местной больницы.

Чтобы удержать молодых специалистов, руководители больницы и района прикладывают все возможные усилия: обеспечивают жильем, обещают перспективу роста, начисляют все надбавки и премии, причитающиеся по закону и колдоговору. Врачам, работающим на селе, выплачиваются еще и "сельские", которые делают зарплату выше на несколько сотен тысяч рублей. Кстати, глава района лично отслеживает заработную плату каждого молодого специалиста.

— Молодой специалист, работающий в городе на ставку, получает около 600—700 тысяч рублей, — говорит Нелли Малейтина. – Как правило, все берут полторы, кто-то – две, ведь вакантных должностей много. Через девять лет врач может получить высшую категорию, соответственно, за это время три раза повышается ставка. Есть еще надбавки за стаж.

Олег и Татьяна Капуза приехали в Березу около месяца назад. Оба – терапевты в поликлинике, у обоих по полторы ставки, оба – в ожидании своей первой зарплаты.

— Я уже сейчас знаю, что зарплата будет неплохая, больше миллиона у каждого, — говорит Татьяна. – Пока это нормально. Когда родится ребенок, будет сложнее, но, думаю, выкрутимся. Нам выделили хорошую комнату в общежитии – там даже ремонт не надо делать. Город нравится, коллектив – тоже. Уедем ли через два года? Пока не планируем.

— Семейным парам мы стараемся выделять служебное жилье: в городе – квартиры, на селе – дома и коттеджи, — говорит Нелли Малейтина. – Тому, кто снимает жилье, оплачиваем половину стоимости, остальные обеспечены местами в общежитиях. Но замечено: жильем человека не удержишь. Особенно, если его влечет мегаполис.

Андрей Михнюк работает в Березовской ЦРБ хирургом. Его жена Татьяна – врач отделения гемодиализа. Они в больнице уже третий год. Живут в служебной квартире, до этого полтора года – в общежитии, уже подумывают строить собственную. В принципе, они довольны жизнью, хотя мысли приходили всякие.

— В один момент думали уехать, — делится Татьяна. – А потом остановились и решили, что Береза – не такой уж и плохой вариант. Тем более что здесь есть перспектива строительства жилья, а трудности будут всюду. Наверное, в большом городе их даже больше.

С супругой согласен и Андрей, хотя он признается честно: на районном уровне нет такого высокотехнологичного оборудования, которым бы он хотел пользоваться по своей специальности. Но, может, это вопрос времени.

Когда очередной специалист начинает намекать на свой скорый отъезд, а затем все увереннее говорить об этом, его обычно пытаются удержать, оговаривая все пункты, которые можно было бы улучшить. Но наступает предел, который ни одна райбольница не может перешагнуть.

— Какой выход? Надо что-либо менять коренным образом: зарплату или отношение к работе, — говорит Нелли Малейтина. — Случается, что вчерашние студенты приезжают с изначально завышенными требованиями и претензией на высокую зарплату. Ожидание этого все чаще подменяет саму идею профессии, ведь бюджетная медицина никогда не ассоциировалась с золотыми приисками. Хотя коллег можно понять: врач — тоже человек, который хочет жить так, как ему это видится.

…Когда-то выходцы из далеко не бедных семей покидали уютные гнезда своих родителей, чтобы стать рядовыми земскими врачами в глуши и безвестности. Таков был дух той эпохи, таковы были нравы. Сегодня все по-другому. Одни радеют о заполненности больниц и поликлиник, другие хотят материального достатка и комфорта. Истина, как всегда, где-то посредине, где-то рядом.

Кстати

По словам министра здравоохранения Беларуси Василия Жарко, система здравоохранения нашей страны будет обеспечена кадрами к 2013 году. Все последние годы увеличивался прием в медицинские вузы, в нынешнем туда поступило около 2,7 тысячи абитуриентов. В этом году от медучреждений пришли заявки на 4,5 тысячи медработников, включая 2,2 тысячи специалистов узкого профиля. С августа 1,9 тысячи распределенных выпускников приступили к работе.

Прямая речь

Роберт Часнойть, председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения:


— По данным мониторинга, наиболее актуальными для молодых специалистов остаются проблемы низкой заработной платы и отсутствия жилья. На начало 2010 года из числа молодых специалистов не были обеспечены жильем более 23 процентов врачей и почти 13 процентов специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Но в регионах постоянно проводится работа по решению жилищных проблем, наиболее активно — в Минской, Витебской и Гродненской областях. 



←С начала года в Гомельской области попали в вытрезвитель 7 тысяч человек

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика