В Гродненской области осталось только одно ПТУ
02.09.2010 10:27
—
Новости Общества
Областное совещание руководящих работников учреждений профессионально-технического образования прошло на базе Скидельского сельскохозяйственного профессионального лицея. Сегодня система профтехобразования области – это 10 колледжей, 17 лицеев и одно ПТУ.
Со знаком качества
На республиканских конкурсах профессионального мастерства учащиеся системы ПТО Гродненщины заняли одно первое, два третьих места, шесть победителей – в личном зачете.
Средний балл по спецпредметам составил 6,5, по производственному обучению средний балл – 7.
Выпускные квалификационные экзамены показали, что уровень профессиональной подготовки соответствует требованиям квалификационных характеристик и стандартов. На 193 человека (более 12%) увеличилось количество выпускников, получивших разряды выше установленных.
Нужны монтажники и соцработники
Подготовка рабочих и специалистов ведется по 84 единичным квалификациям.
Из перечня приема в 2010 году исключено 38 квалификаций, не востребованных на региональном рынке труда. Введено 32, в том числе три новых – демонстратор одежды, монтажник строительных конструкций, социальный работник.
Одной из главных задач профессионально-технических учебных заведений является выполнение госзаказа на подготовку рабочих кадров. В прошлом учебном году при государственном плане 6147 фактически принято 6884 – 112% к плану.
ПТУЗ выполняют и социальную функцию, обучая 530 детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, 324 учащихся с особенностями психофизического развития и 40 инвалидов. Но есть категория детей, для которых необходима организация дистанционного обучения в силу состояния их здоровья.
Куда пойти… работать?
В 2009 году распределению подлежало более 5 тысяч выпускников. Однако многие организации-заказчики отказались принимать на работу молодых рабочих. Причины – уменьшение объемов работ, ликвидация организаций, изменение в штатном расписании организации, отсутствие рабочих мест и т.п. В 2010 году учреждениями системы ПТО подготовлено 3375 квалифицированных рабочих. Общая занятость выпускников составила 95%: 85% были трудоустроены, 6,2% поступили в средние специальные и высшие учебные заведения, 4% призваны в армию.
Кто учит?
Из работающих педагогических работников высшее образование имеют 62,2%, это на уровне прошлого года. Высшую и первую категории имеют 63,3%. В этом году в систему профтехобразования направлены 68 молодых специалистов, к работе приступили 62.
По-прежнему не хватает мастеров производственного обучения. 329 (30%) педагогов не имеет психолого-педагогического образования, и только 115 человек занимаются на интегрированном курсе психолого-педагогической подготовки. Остается значительной текучесть кадров – за 2009-2010 учебный год уволен 121 педагог.
Финансовый вопрос
Платные образовательные услуги организованы во всех учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Основным источником внебюджетных поступлений в ПТУЗ сельскохозяйственного профиля являются учебные хозяйства.
В 2010 году на ремонтные работы в ПТУЗах выделено 5105 млн. рублей, из них 4800 – по программе ремонта и модернизации, 305 млн. рублей – непрограммные средства. К началу нового 2010/2011 учебного года были проведены косметические ремонты во всех 28 учреждениях. Вместе с тем подготовка учреждений к новому учебному году не была организована на достаточном уровне. Как результат – не во всех учреждениях образования были подписаны акты готовности представителями МЧС и санитарно-эпидемиологических служб.
Инновациям – да!
В 2009–2010 учебном году полностью реализованы программы экспериментальной и инновационной деятельности. Разработаны электронные средства обучения по учебным специальностям, образовательные стандарты и типовая УПД по некоторым специальностям, подготовлено 17 учебно-методических комплексов. В инновационную деятельность в рамках области включены 26 ПТУЗ.
На достаточном уровне оснащены учебные заведения компьютерной техникой. Каждый кабинет информатики оборудован локальной вычислительной сетью, в четырех ПТУЗах создана административная локальная сеть, что позволяет автоматизировать управленческую и образовательную деятельность. 14 ПТУЗов имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет, в четырех закончена разработка электронных средств обучения профессионального направления в рамках республиканского эксперимента. А вот сайты учреждений образования пока оставляют желать лучшего.
Каковы перспективы?
Каковы перспективы развития системы профтехобразования? Могут ли учреждения ПТО конкурировать с вузами и ссузами? Какие новшества ждут учащихся в этом году? С такими вопросами мы обратились к Эдуарду ГОНЧАРУ, начальнику управления профессионально-технического образования Министерства образования Республики Беларусь:
– Внимание к учреждениям, обеспечивающим профессионально-техническое образование, не меньше, чем к ссузам и вузам. Более того, и до кризиса, и во время кризиса рабочие кадры были востребованы. С другой стороны, постепенно в производство будут внедряться современные технологии, и как результат – потребность в рабочих кадрах будет снижаться. Наша задача – следить за этими процессами, приспосабливаться, изменять стандарты, учебные программы, планы. Экономике страны нужны рабочие с разным уровнем подготовки.
Очень важны связи учреждений ПТО с заказчиками и базовыми организациями. Ориентируясь на заказчиков кадров, мы определяем количественный состав учебных групп, и самое главное – меняем качество обучения, корректируя учебные программы с учетом требований, которые предъявляет производство в сегодняшних условиях. Постепенно расширяем подготовку высококвалифицированных кадров: 25 процентов учащихся готовим на уровень 4-го разряда. С каждым годом становится меньше выпускников школ, а значит, и наших абитуриентов. Наша задача – подготовить меньше учащихся, но сделать это более качественно.
- В новом учебном году в учреждениях ПТО, так же, как и в общеобразовательной школе, часов иностранного языка станет больше. Кроме того, институт профессионального образования работает над профессиональным компонентом иностранного языка для различных специальностей.
- В этом году система ПТО празднует 70-летие. На уровне республики пройдут праздничные мероприятия – "Город мастеров", конкурс "Мастер года".
- С четвертого квартала помощником для педагогов системы профтехобразования станет специализированный журнал "Профессиональное образование".
Со знаком качества
На республиканских конкурсах профессионального мастерства учащиеся системы ПТО Гродненщины заняли одно первое, два третьих места, шесть победителей – в личном зачете.
Средний балл по спецпредметам составил 6,5, по производственному обучению средний балл – 7.
Выпускные квалификационные экзамены показали, что уровень профессиональной подготовки соответствует требованиям квалификационных характеристик и стандартов. На 193 человека (более 12%) увеличилось количество выпускников, получивших разряды выше установленных.
Нужны монтажники и соцработники
Подготовка рабочих и специалистов ведется по 84 единичным квалификациям.
Из перечня приема в 2010 году исключено 38 квалификаций, не востребованных на региональном рынке труда. Введено 32, в том числе три новых – демонстратор одежды, монтажник строительных конструкций, социальный работник.
Одной из главных задач профессионально-технических учебных заведений является выполнение госзаказа на подготовку рабочих кадров. В прошлом учебном году при государственном плане 6147 фактически принято 6884 – 112% к плану.
ПТУЗ выполняют и социальную функцию, обучая 530 детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, 324 учащихся с особенностями психофизического развития и 40 инвалидов. Но есть категория детей, для которых необходима организация дистанционного обучения в силу состояния их здоровья.
Куда пойти… работать?
В 2009 году распределению подлежало более 5 тысяч выпускников. Однако многие организации-заказчики отказались принимать на работу молодых рабочих. Причины – уменьшение объемов работ, ликвидация организаций, изменение в штатном расписании организации, отсутствие рабочих мест и т.п. В 2010 году учреждениями системы ПТО подготовлено 3375 квалифицированных рабочих. Общая занятость выпускников составила 95%: 85% были трудоустроены, 6,2% поступили в средние специальные и высшие учебные заведения, 4% призваны в армию.
Кто учит?
Из работающих педагогических работников высшее образование имеют 62,2%, это на уровне прошлого года. Высшую и первую категории имеют 63,3%. В этом году в систему профтехобразования направлены 68 молодых специалистов, к работе приступили 62.
По-прежнему не хватает мастеров производственного обучения. 329 (30%) педагогов не имеет психолого-педагогического образования, и только 115 человек занимаются на интегрированном курсе психолого-педагогической подготовки. Остается значительной текучесть кадров – за 2009-2010 учебный год уволен 121 педагог.
Финансовый вопрос
Платные образовательные услуги организованы во всех учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Основным источником внебюджетных поступлений в ПТУЗ сельскохозяйственного профиля являются учебные хозяйства.
В 2010 году на ремонтные работы в ПТУЗах выделено 5105 млн. рублей, из них 4800 – по программе ремонта и модернизации, 305 млн. рублей – непрограммные средства. К началу нового 2010/2011 учебного года были проведены косметические ремонты во всех 28 учреждениях. Вместе с тем подготовка учреждений к новому учебному году не была организована на достаточном уровне. Как результат – не во всех учреждениях образования были подписаны акты готовности представителями МЧС и санитарно-эпидемиологических служб.
Инновациям – да!
В 2009–2010 учебном году полностью реализованы программы экспериментальной и инновационной деятельности. Разработаны электронные средства обучения по учебным специальностям, образовательные стандарты и типовая УПД по некоторым специальностям, подготовлено 17 учебно-методических комплексов. В инновационную деятельность в рамках области включены 26 ПТУЗ.
На достаточном уровне оснащены учебные заведения компьютерной техникой. Каждый кабинет информатики оборудован локальной вычислительной сетью, в четырех ПТУЗах создана административная локальная сеть, что позволяет автоматизировать управленческую и образовательную деятельность. 14 ПТУЗов имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет, в четырех закончена разработка электронных средств обучения профессионального направления в рамках республиканского эксперимента. А вот сайты учреждений образования пока оставляют желать лучшего.
Каковы перспективы?
Каковы перспективы развития системы профтехобразования? Могут ли учреждения ПТО конкурировать с вузами и ссузами? Какие новшества ждут учащихся в этом году? С такими вопросами мы обратились к Эдуарду ГОНЧАРУ, начальнику управления профессионально-технического образования Министерства образования Республики Беларусь:
– Внимание к учреждениям, обеспечивающим профессионально-техническое образование, не меньше, чем к ссузам и вузам. Более того, и до кризиса, и во время кризиса рабочие кадры были востребованы. С другой стороны, постепенно в производство будут внедряться современные технологии, и как результат – потребность в рабочих кадрах будет снижаться. Наша задача – следить за этими процессами, приспосабливаться, изменять стандарты, учебные программы, планы. Экономике страны нужны рабочие с разным уровнем подготовки.
Очень важны связи учреждений ПТО с заказчиками и базовыми организациями. Ориентируясь на заказчиков кадров, мы определяем количественный состав учебных групп, и самое главное – меняем качество обучения, корректируя учебные программы с учетом требований, которые предъявляет производство в сегодняшних условиях. Постепенно расширяем подготовку высококвалифицированных кадров: 25 процентов учащихся готовим на уровень 4-го разряда. С каждым годом становится меньше выпускников школ, а значит, и наших абитуриентов. Наша задача – подготовить меньше учащихся, но сделать это более качественно.
- В новом учебном году в учреждениях ПТО, так же, как и в общеобразовательной школе, часов иностранного языка станет больше. Кроме того, институт профессионального образования работает над профессиональным компонентом иностранного языка для различных специальностей.
- В этом году система ПТО празднует 70-летие. На уровне республики пройдут праздничные мероприятия – "Город мастеров", конкурс "Мастер года".
- С четвертого квартала помощником для педагогов системы профтехобразования станет специализированный журнал "Профессиональное образование".