Двоечник как двигатель прогресса
Двоечник как двигатель прогресса
Что нужно знать родителям первоклассников
В новом учебном году грызть гранит науки отправятся около 950 тысяч школьников, и среди них 86,3 тысячи первоклассников. Для их пап и мам это событие, безусловно, одно из самых радостных. Однако родителям мальчиков–первоклашек стоит быть готовыми и к тому, что вскоре их могут вызвать в школу из–за неуспеваемости чад. Впрочем, бить тревогу, и тем более детей, не стоит: учеными установлено, что в начальной школе учеба легче дается девочкам, чем мальчикам. Однако со временем мальчики могут достичь больших успехов, опередив своих сверстниц. Почему?
Они разные с момента рождения и развиваются по–разному. Мальчик рождается, как правило, на неделю позже, хотя новорожденные девочки оказываются более зрелыми — это определяется по рентгенограмме костей — и опережают мальчиков во всем: первыми начинают ходить, говорить, у них на 2 года раньше наступает половая зрелость, на 3 года скорее останавливается рост тела. И мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково. Поэтому и воспитывать их нужно, учитывая особенности, заложенные природой, а отнюдь не нравоучениями.
Они такие разные
В своих играх девочки чаще опираются на ближнее зрение и предпочитают играть в ограниченном пространстве. Им достаточно маленького уголка для игры с куклами, фантиками, бусинками. У мальчиков доминирует дальнее зрение для беготни, бросания предметов в цель во всем предоставленном им пространстве (чаще нарушая его границы). Для их полноценного психического развития им вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если не хватает места в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, деревья, висят на наличниках дверей, бегают по спинкам диванов, крышам... Неудивительно, что высидеть целый урок на одном месте — для них сущее наказание. Девочки–подростки способны удерживать внимание на одном предмете в среднем 20 минут, мальчики — 5 минут. Стратегия обучения рассчитана в основном на усидчивых детей, то есть на девочек. Учителя строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но если девочки сразу включаются в работу, то мальчики долго раскачиваются, а когда достигают пика своей работоспособности, девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу это замечает и начинает снимать нагрузку...
Кроме того, с мальчишечьим «туннельным» зрением, рассчитанным на дальнее расстояние, подобно биноклю, очень сложно постоянно перефокусироваться то на учебник, то в тетрадку, старательно выводя крючки и палочки. Поэтому утомляемость глаз у мальчиков гораздо выше. Глаза девочки, наоборот, позволяют ей дольше работать с мелкими деталями, выполнять кропотливый, нудный, большой объем работы. Кроме того, девочка может видеть сектор по меньшей мере 45 градусов с каждой стороны головы, т.е. вправо–влево, вверх и вниз. Поэтому если даже девочка списывает, то редко попадается на этом благодаря лучшему периферийному зрению. Да и схитрить, обмануть лучше получится у девочки. На вопрос, почему опоздал на урок или прогулял, мальчики врут нагло и верят в то, что они говорят. В момент произнесения лжи мальчик полностью убежден, что так оно и есть. Девочка будет долго ходить вокруг да около, расскажет длинную историю с множеством событий, в которых вы «утонете» и вообще не поймете, что к чему.
— Мальчика лучше отдавать в школу позже, — считает доцент кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ им. Танка Юлия Полещук. — Ему в принципе в коллективе сложнее, потому что по природе он — индивидуалист, борец. Соперничество у мужчин — в крови. Борьба эволюционно заложена: за территорию, за лидерство, за что угодно. Поэтому у мальчиков такой подход: я тебя победил, значит, я здесь главный. Когда мальчик приходит в новый класс, он утверждается там прежде всего через кулаки. А девочки более терпимы, предпочитают игры совместные и их агрессия не столь прямолинейна. Они редко дерутся, предпочитая другие формы — сплетни, эмоциональное неприятие, изоляцию — например, не взять в игру. Поэтому бойкот кто организует в классе? Девочки. Кстати, поджоги, взрывы, костры — это тоже у мальчиков в генах: когда–то далекий предок должен был уметь добывать огонь. Когда мальчик делает взрыв, он себя ассоциирует с мужеством, силой.
Мальчики с раннего возраста склонны к поисковому поведению. И так всю жизнь они ищут приключений. Это определяет у них склонность к освоению новых пространств, принятию нетрадиционных решений, часто авантюрного характера. В будущем это проявляется не только в особенностях развития зрительной системы, но и в безграничном поведении в окружающем мире (Арктика, космос, кругосветные плавания, горные восхождения). Лишь немногие девочки решаются на рискованный выход в безграничное пространство.
— Склонность к риску — качество исключительно мужское, — утверждает Андрей Туровец, руководитель Минского центра социальной поддержки семьи и детей. — Судите сами: прыгают в воду вниз головой с берега в неизвестном месте 20 мальчиков и только 1 девочка — это статистика по частоте травм нынешнего года. Если бы чувство осторожности зависело от воспитания, то соотношение было хотя бы 20 на 10. А 20 к 1 — скорее генетика, а не воспитание.
Замысел природы
Ученые объясняют все тем, что женский пол ориентирован на выживаемость, мужской — на прогресс. Девочка — носительница яйцеклетки. Если она подвергает риску свою жизнь — то и потенциальную жизнь нового человека тоже. В то время как мальчик никого, кроме себя, не подвергает опасности. И, по мнению антропологов, если допустить, что 90 процентов мужчин погибнут, то при условии сохранности женщин ничего страшного не случится. У мужчины вырабатываются миллионы сперматозоидов одновременно. А у женщины всего 400 яйцеклеток за всю жизнь. Женский пол природа бережет, а на мужском — экспериментирует, отрабатывая все новинки эволюции.
— Мужской пол нужен природе для другого — чтобы внести генетическое разнообразие! Иными словами, женщина борется за качество своего потомства. Мужчина — за количество, его неосознанная цель — передать как можно больше своих генов в популяцию, — объясняет замысел природы доктор биологических наук Инна Гусева. — Мальчику с самого начала приходится бороться за свое выживание, потому что он чужероден для женского организма. Статистика — лучший свидетель: если на 100 женских зародышей зарождается 170 мужских, то на 100 девочек появляется на свет только 105 — 106 мальчиков. Внутриутробный отбор более жесткий для мужского пола.
Если завтра человеку для какой–то немыслимой цели понадобится хвост, сначала им обзаведется мужской пол. Если новый ген докажет свое право на существование, то спустя много поколений этот участок ДНК окажется в женском геноме. Мужскому как авангардному приходится принимать на себя новые болезни. Например, от стеноза шейки аорты, из–за которого непропорционально развиваются голова и верхняя — в ущерб нижней — часть тела, чаще страдают мальчики. Такие дети умнее здоровых и учатся лучше.
А вот атавистические признаки чаще проявляются у женщин. Аномальное число почек для мальчиков — одна, для девочек — 3 — 4. В первом случае природа ставит эксперимент, во втором вспоминает прошлое, когда наш далекий–далекий предок — ланцетник — использовал 200 пар почек.
— Масса мозга у девочек, как правило, меньше, чем у мальчиков, а показатель интеллекта в среднем — выше, — замечает заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН Беларуси Владимир Кульчицкий. — Просто женский мозг в меньшем объеме содержит больше активных элементов, «маленьких серых клеточек», к которым любил прибегать Эркюль Пуаро. И «посредников» для «разговора» нервных клеток друг с другом (передачи сигналов в мозге) у девочек, кстати, больше, поэтому времени для обдумывания и принятия решений они тратят больше. Мужчины принимают более опрометчивые решения, зато в критической ситуации действуют быстрее. В мужском мозге больше белого вещества и внутримозговой жидкости. Белое вещество — это длинные отростки нейронов, одетые изолирующим слоем липидов. Эти кабели позволяют лучше распределять задачи между разными отделами мозга. Внутримозговая жидкость, содержащаяся в желудочках мозга, амортизирует удары. Так что последствия черепно–мозговых травм у мужчин бывают легче (но они, надо заметить, и чаще получают такие травмы).
Кто в чем сильнее
Если все способности распределить по трем категориям: очень высокие — средние — очень низкие, то крайности свойственны как раз мужскому полу, а женщины — золотая середина. Т.е. уровень общих способностей у средней девочки выше, чем у среднего мальчика, но среди мальчиков намного чаще встречаются сверхталантливые и абсолютные бездари.
У мальчиков первой формируется правая половина мозга, у девочек — левая: это объясняет, почему многие мальчики читают и пишут хуже, чем их ровесницы. В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Но та сторона речи, которая связана с поиском при нахождении словесных ассоциаций (решение кроссвордов), лучше представлена у мальчиков. Девочки в 2 раза чаще употребляют сослагательное наклонение, в 5 раз чаще произносят слова «вероятно», «немного», задают в 3 раза больше вопросов. Их речь развита лучше, но мышление скорее однотипно. Мальчики более конкретны, их ответы односложные и краткие, мыслят они нестандартнее и интереснее, но так как больше молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас. Они гораздо увереннее себя чувствуют не с людьми, а с неживыми объектами. В возрасте 6 лет 99 процентов девочек и лишь 17 процентов мальчиков играют с куклами. Мальчики предпочитают играть с машинками и конструкторами.
— Да и рисунки их различаются с ранних лет, — замечает Юлия Полещук. — Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами, а мальчики — машинами и военным сражением, и никогда наоборот. У мальчиков 6 — 7 лет рисунки с индустриальным пейзажем составляют 70 процентов, у девочек — 6 процентов (чаще изображают деревья, цветы, природу, людей). Скажете: стереотип мышления, навязанный родителями? Однако проводилось исследование с детьми в возрасте до 2 лет, когда влияние среды еще едва заметно. И девочки проявляли больший интерес к фотографиям человеческого лица, а мальчики — к геометрическим фигурам. Эти психологические особенности и влияют в будущем на профессиональный выбор.
У девочек в 2 — 4 раза больше нервных волокон, соединяющих два полушария, поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обеих половинках мозга. Отсюда и способность делать несколько дел одновременно: смотреть телевизор, учить стихотворение и играть с собакой. Результатов девочки добиваются благодаря хорошей памяти, интуиции, проницательности, аналитическим способностям, заложенным природой.
— Однако резкие творческие прорывы при полном игнорировании базовых знаний свойственны мальчикам, — убежден Андрей Туровец. — Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить «двойку». Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали. А это именно то, что требуют в школе.
В первом классе одной из питерских гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили у детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: чтобы построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить гараж, забор, школу... Когда строительная тема была исчерпана, голос подал мальчик: «Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести». Снова лес девчачьих рук и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки бросились развивать и эту тему. А вот новый поворот — опять из уст мальчиков: «Можно положить на кирпич доску, получатся качели», «Кирпичи можно бросать, как снаряды».
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи. Но все–таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот аккуратности решения и оформления они значения не придают.
Можно привести множество примеров изобретений, принадлежащих мужчинам. Однако затем именно женщины педантично доводили их до совершенства. Из истории известно, что вязание изобрели в Италии в XIII веке мужчины. Затем этот сложный процесс освоили женщины и довели до такой вершины, что мужчины уже не смогли с ними конкурировать.
Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у 6–летних мальчиков, но часто не по силам девочкам даже в 13 лет. Мальчики никогда не перепутают, где право и лево. Они чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А представительницы женского пола: и ученицы, и учительницы, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами–теоремами.
— Недавно в американском суде женщины отстаивали право быть пилотами военных самолетов и летать столько же, сколько мужчины, — рассказывает Андрей Туровец. — Однако после того, как одна женщина–пилот утопила 4 самолета, так и не сумев сесть на авианосец, им перекрыли эту возможность. Пространственная ориентация с детства лучше развита у мальчиков. Хотя географию лучше знают девочки, но добиваются они успехов благодаря внимательности и трудолюбию. В то время как мальчик, неточно знающий, где находится Париж или Москва, может сориентироваться по ходу, по каким–то обрывочным сведениям, которые у него есть, и в результате точно показать место. Женские шахматы никогда не могут достичь уровня мужских. И самая великая женщина–шахматист всегда проигрывает среднего уровня мужчине–гроссмейстеру. Как объяснить? Опять же — принципиальное значение имеет умение видеть на несколько шагов вперед. Мальчикам легче стать хорошими строителями, архитекторами, художниками.
До 8 лет острота слуха у мальчиков выше, но более тонким музыкальным слухом обладают девочки. На 6 нефальшивящих учениц приходится лишь один ученик, которому медведь на ухо не наступил. Тем не менее большинство композиторов — мужчины. Мальчики более способны к математике (12 к 1) девочки быстрее овладевают иностранными языками. Хотя точность перевода выше у мужчин–переводчиков. У женщин больше развит эмоционально–образный подход.
Девочки вообще более эмоциональны. Мальчики не очень–то умеют выражать эмоции и не могут долго выдерживать эмоциональное напряжение. Когда родители ругают сына, то он быстро дает пик эмоциональной активности и затем как бы отключает слуховое восприятие. Информация до его сознания не доходит. Поэтому нужно объяснять мальчику, чем вы недовольны, кратко и точно, без длительных нотаций. Считается, что женщины менее защищены от депрессии и переживают уныние в два раза чаще. Однако такая разница между полами появляется лишь к 13 годам: до этого возраста мальчики чуть более склонны к серьезной хандре, чем девочки.
Когда–то в царской России было популярно раздельное обучение мальчиков и девочек, замечает Андрей Туровец. Оно и сейчас присутствует в Англии, Америке, в некоторых европейских странах. Когда наступила демократия, классы смешали. В этом есть доля прогресса. Вырабатывается умение общаться с противоположным полом, исчезают ненужные комплексы и напряжение. Но, с точки зрения способностей, все равно к вузовскому образованию происходит разделение. Мальчики выбирают профессии, связанные с механизмами, физическими явлениями и изобретениями, а главное — на открытом воздухе. Девушки склонны к сидячей работе в помещениях, связанной с эстетикой, оказанием помощи, особенно детям.
— В свое время, в 1946 — 1947 годах, когда я училась в 8 — 9–м классе, у нас в школе сделали раздельное обучение. Эксперимент длился всего 2 года. Но, на мой взгляд, качество образования от этого только выросло. Преподавание велось с учетом психологических особенностей девочек и мальчиков, их интересов. Соперничество было равноценным, и оценить знания мальчика среди мальчиков, а девочки среди других учениц, можно было гораздо объективнее. Поэтому я считаю, что раздельное обучение — лучше. Особенно для младших классов. Какие бы методы ни принимали, когда в классе обучаются и мальчики, и девочки, и преподавателю, и ребенку труднее. Поэтому сейчас все чаще ученые склоняются к мысли, что детей нужно разделять не только на уроках труда.
В общем, если ваш первоклассник не может связать два предложения, выучить стих и переписать без ошибок текст, не огорчайтесь — это нормально, такова особенность мужского ума. Они отстают от девочек в развитии, их детство длится дольше. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться. По крайней мере, в первом классе. Но, по мнению Владимира Кульчицкого, если они будут увлекаться играми за компьютером, крепкими напитками и малоподвижным образом жизни, то постепенно их гипотетическое интеллектуальное превосходство сведется к минимуму: «Если судить по увлеченности школьников научными исследованиями, в последние годы именно девочки доминируют в подготовительных кружках при учреждениях академии, значительно больше девочек поступает в аспирантуру и успешно защищает диссертации».
Кстати
По классификации возрастов Всемирной организации здравоохранения: второе детство — 8 — 12 лет (мальчики) и 8 — 11 лет (девочки), далее, подростковый возраст — 13 — 16 лет (мальчики) и 12 — 15 лет (девочки).
Автор публикации: Мария КУЧЕРОВА