В школы продвигают православие
26.08.2010 10:38
—
Новости Общества
Велика вероятность, что в новом учебном году в школах займутся изучением православной культуры. Дело за Национальным институтом образования, где программа факультативного курса "Основы православной культуры. Святыни белорусского народа" находится на рассмотрении. Эксперты меж тем отмечают, что преподавание основ лишь одной религии во многоконфессиональном обществе настораживает. И даже может восприниматься как посягательство на права человека.
Изучать основы православия в основной сетке занятий не будут. Коллектив авторов разработал программу факультативного курса для 1-11 классов.
Кто смел, тот и съел?
Начальник управления общего среднего образования Юрий Гладков сказал "Белорусским новостям", что программа должна пройти рассмотрение в Национальном институте образования, прежде чем будет рекомендована для использования в школах. И еще - это один из многих факультативных курсов, подчеркнул Гладков.
Так-то оно так, однако на факультативе будет изучаться очень тонкая материя - религия. В Беларуси к верующим причисляют себя около половины взрослых. Из них православными себя называют около 80%, католиками - 14%. Есть последователи протестантства, ислама, иудаизма, прочих конфессий.
Почему в школах будут изучать только основы православной культуры? Юрий Гладков объяснил, что это вопрос к представителям других конфессий. Мол, нет с их стороны инициативы, нет и факультатива.
Заметим, что Минобразования к факультативам относится серьезно. Когда школа переходила на 11-летку с 12-летки в 2008 году, на факультативы перенесли углубленное изучение многих предметов, в том числе курса "Мировая художественная культура" и частично иностранные языки.
"На пороге нового этапа"
Между тем в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка разработан курс лекций для студентов и преподавателей вузов "Методика преподавания религиоведения в средней школе". Курс прошел рецензирование в Республиканском институте высшей школы и Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ.
Введение этих курсов предполагается принятой программой сотрудничества Министерства образования Беларуси и Белорусской православной церкви на 2011-2015 годы. Этот документ обсуждался на Координационном совете по вопросам сотрудничества Минобразования и БПЦ.
Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет в числе перспективных направлений взаимодействия Министерства образования и БПЦ назвал активизацию научно-исследовательской работы. Предыдущая программа сотрудничества, по его словам, нашла глубокий отклик в обществе, чутко реагирующем на все изменения, касающиеся сфер образования и культуры.
"Сейчас мы находимся на пороге нового этапа развития наших отношений", - сказал владыка Филарет.
Так отделена ли церковь от государства?
Философ Алесь Антипенко отмечает, что существует противоречие между заявленной светскостью образования в Беларуси и введением изучения одной религии в школе: "Если церковь отделена от государства, о каком изучении религии может идти речь в государственной школе?".
Профессор, доктор философских наук Георгий Антонюк подчеркивает, что в светском государстве, в котором религия отделена от государства и от школы, ничего предосудительного не было бы, если бы излагался научный взгляд на религию, освещающий ее суть, своеобразие конфессий.
При этом профессор Антонюк отмечает: "Светское государство - это передовое государство, объективно сложившееся в результате длительного исторического развития. Правда, в нынешней конституции нашей страны, в отличие от конституции БССР, нет четких указаний на светский характер государства. Поэтому не удивлюсь, если в школах Беларуси будут проповедовать истинность религиозной веры. Изучение в школах религиозного мировоззрения с позиции убеждения школьников в истинности религии, в том числе конкретной - это, на мой взгляд, проявление обскурантизма".
Если изучать основы религии, то не одной
Если школьникам предлагают основы только одной религии, логично напрашивается вопрос, почему именно православной, а не католической, мусульманской, иудейской, говорит Антипенко. По словам философа, ситуация напоминает попытку влезть через окно: "Создаются дополнительные преимущества одной конфессии. И это просто неприемлемо. Получается, что Министерство образования действует как филиал Русской православной церкви".
Профессор Антонюк при этом считает, что курс был бы некорректен во многоконфессиональном обществе, даже если излагать научный взгляд на религию - ведь он отдает приоритет православной вере: "Сейчас вряд ли можно найти государство с одной конфессией. К тому же в любом государстве есть атеисты, а также люди с рациональным мышлением".
Как быть с правами человека?
Профессор Антонюк подчеркивает: если к изложению религиозного мировоззрения будут привлечены священнослужители, то "они в силу своей природы будут прививать школьникам религиозное мировоззрение, убеждая их в безусловной истинности конкретной религии, которую они будут представлять. Полагаю, это будет нарушением прав человека. К тому же есть опасность, что государство, отдельные чиновники, руководители школ будут поощрять привитие школьникам религиозной веры".
Профессор Антонюк подчеркивает, что религия диктует приверженцу веры определенный взгляд на мир, определенный способ объяснения и осмысления мира и поведения в нем: "Поэтому естественно, что всякая религия вступает в конфликт с наукой. А без науки человечеству не выжить".
"Если есть необходимость приобщить школьников к мировоззрению, что само по себе очень сложно, то нужно научно знакомить их с сутью основных мировоззрений, не навязывая ни одно из них. Это позволило бы каждому свободно, основываясь на знаниях, выбрать наиболее соответствующее ему мировоззрение", - подчеркнул эксперт.
Изучать основы православия в основной сетке занятий не будут. Коллектив авторов разработал программу факультативного курса для 1-11 классов.
Кто смел, тот и съел?
Начальник управления общего среднего образования Юрий Гладков сказал "Белорусским новостям", что программа должна пройти рассмотрение в Национальном институте образования, прежде чем будет рекомендована для использования в школах. И еще - это один из многих факультативных курсов, подчеркнул Гладков.
Так-то оно так, однако на факультативе будет изучаться очень тонкая материя - религия. В Беларуси к верующим причисляют себя около половины взрослых. Из них православными себя называют около 80%, католиками - 14%. Есть последователи протестантства, ислама, иудаизма, прочих конфессий.
Почему в школах будут изучать только основы православной культуры? Юрий Гладков объяснил, что это вопрос к представителям других конфессий. Мол, нет с их стороны инициативы, нет и факультатива.
Заметим, что Минобразования к факультативам относится серьезно. Когда школа переходила на 11-летку с 12-летки в 2008 году, на факультативы перенесли углубленное изучение многих предметов, в том числе курса "Мировая художественная культура" и частично иностранные языки.
"На пороге нового этапа"
Между тем в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка разработан курс лекций для студентов и преподавателей вузов "Методика преподавания религиоведения в средней школе". Курс прошел рецензирование в Республиканском институте высшей школы и Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ.
Введение этих курсов предполагается принятой программой сотрудничества Министерства образования Беларуси и Белорусской православной церкви на 2011-2015 годы. Этот документ обсуждался на Координационном совете по вопросам сотрудничества Минобразования и БПЦ.
Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет в числе перспективных направлений взаимодействия Министерства образования и БПЦ назвал активизацию научно-исследовательской работы. Предыдущая программа сотрудничества, по его словам, нашла глубокий отклик в обществе, чутко реагирующем на все изменения, касающиеся сфер образования и культуры.
"Сейчас мы находимся на пороге нового этапа развития наших отношений", - сказал владыка Филарет.
Так отделена ли церковь от государства?
Философ Алесь Антипенко отмечает, что существует противоречие между заявленной светскостью образования в Беларуси и введением изучения одной религии в школе: "Если церковь отделена от государства, о каком изучении религии может идти речь в государственной школе?".
Профессор, доктор философских наук Георгий Антонюк подчеркивает, что в светском государстве, в котором религия отделена от государства и от школы, ничего предосудительного не было бы, если бы излагался научный взгляд на религию, освещающий ее суть, своеобразие конфессий.
При этом профессор Антонюк отмечает: "Светское государство - это передовое государство, объективно сложившееся в результате длительного исторического развития. Правда, в нынешней конституции нашей страны, в отличие от конституции БССР, нет четких указаний на светский характер государства. Поэтому не удивлюсь, если в школах Беларуси будут проповедовать истинность религиозной веры. Изучение в школах религиозного мировоззрения с позиции убеждения школьников в истинности религии, в том числе конкретной - это, на мой взгляд, проявление обскурантизма".
Если изучать основы религии, то не одной
Если школьникам предлагают основы только одной религии, логично напрашивается вопрос, почему именно православной, а не католической, мусульманской, иудейской, говорит Антипенко. По словам философа, ситуация напоминает попытку влезть через окно: "Создаются дополнительные преимущества одной конфессии. И это просто неприемлемо. Получается, что Министерство образования действует как филиал Русской православной церкви".
Профессор Антонюк при этом считает, что курс был бы некорректен во многоконфессиональном обществе, даже если излагать научный взгляд на религию - ведь он отдает приоритет православной вере: "Сейчас вряд ли можно найти государство с одной конфессией. К тому же в любом государстве есть атеисты, а также люди с рациональным мышлением".
Как быть с правами человека?
Профессор Антонюк подчеркивает: если к изложению религиозного мировоззрения будут привлечены священнослужители, то "они в силу своей природы будут прививать школьникам религиозное мировоззрение, убеждая их в безусловной истинности конкретной религии, которую они будут представлять. Полагаю, это будет нарушением прав человека. К тому же есть опасность, что государство, отдельные чиновники, руководители школ будут поощрять привитие школьникам религиозной веры".
Профессор Антонюк подчеркивает, что религия диктует приверженцу веры определенный взгляд на мир, определенный способ объяснения и осмысления мира и поведения в нем: "Поэтому естественно, что всякая религия вступает в конфликт с наукой. А без науки человечеству не выжить".
"Если есть необходимость приобщить школьников к мировоззрению, что само по себе очень сложно, то нужно научно знакомить их с сутью основных мировоззрений, не навязывая ни одно из них. Это позволило бы каждому свободно, основываясь на знаниях, выбрать наиболее соответствующее ему мировоззрение", - подчеркнул эксперт.