ВМЕСТЕ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОГОДУ

Источник материала:  

Совместная белорусско-российская программа «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды» утверждена 26 апреля 2007 г. Советом Министров Союзного государства и рассчитана на 2007—2011 годы.
Новая программа — логическое продолжение предыдущей. Если первая решала вопросы сохранения, стабилизации нашего взаимодействия на существовавшем тогда уровне техники, технологий, то теперь речь идет о стратегических задачах. Прежде всего — о внедрении новых технологий измерения, прогнозирования, сбора и передачи гидрометеорологической информации, повышении эффективности ее использования, в том числе экономической.
«Благодаря высокому научному потенциалу российской гидрометеослужбы, мы можем получать новые технологии и знания. А у нас, что отмечают и российские коллеги, результаты исследований эффективно и быстро внедряются. То, что апробировано, доработано нашими специалистами, Росгидромет активно внедряет в своей сети», — считает начальник отдела международного сотрудничества Республиканского гидрометеорологического центра Иван Михайлович Скуратович.
— Иван Михайлович, взаимодействие гидрометеослужб России и Беларуси направлено на обеспечение безопасности жизнедеятельности наших народов?
— Совершенно верно. Оценки специалистов показывают, что сейчас климатические условия существенно меняются как на глобальном уровне, так и на региональном. Последствия изменчивости климата проявляются в росте повторяемости и продолжительности опасных погодных явлений, которые приводят к значительному социально-экономическому ущербу, непосредственно влияют на эффективность деятельности таких жизненно важных секторов экономики Союзного государства, как энергетика, сельское и лесное хозяйство, водопользование и водопотребление, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт.
По оценкам экспертов Всемирного банка реконструкции и развития, ежегодный ущерб от воздействия опасных гидрометеорологических явлений на территории России составляет 1—2 млрд долларов США, а на территории Республики Беларусь примерно 50 млн долларов США.
Деятельность Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, национальных гидрометеорологических служб Беларуси и России направлена на снижение уязвимости населения и экономики от погодных рисков для обеспечения устойчивого развития Союзного государства, на основе имеющихся информационных ресурсов в области наблюдений, анализа и прогнозов климатических и погодных явлений.
— Не могли бы вы вкратце рассказать о целях программы и о том, сколько средств выделено на ее реализацию?
— На реализацию Программы предусмотрено и выделено из бюджета Союзного государства в 2007—2010 годах 101532,6 тыс. российских рублей.
Формирование бюджетной составляющей Программы и распределение выделенных на нее средств из бюджета Союзного государства осуществлялось государственными заказчиками на паритетной основе.
В 2007 г. освоено средств на сумму 22550,75 тыс. российских рублей, в 2008 г. общая сумма освоенных средств составила 24375,4 тыс. российских рублей, в 2009 г. освоено средств на сумму 26202,05 тыс. российских рублей, за I полугодие 2010 г. сумма освоенных средств составила 13 311,4 тыс. российских рублей.
Основными целями Программы являлось создание и практическое функционирование более эффективной системы обеспечения потребностей населения, обороны и экономики Беларуси, России и Союзного государства в целом данными и информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды, включая экстренные сообщения и штормовые предупреждения о стихийных явлениях и процессах.
— Кто осуществляет контроль за исполнением Программы?
— Общую координацию деятельности и контроль за исполнением работ по Программе осуществляет совместная коллегия Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Регулярно на заседаниях совместной коллегии руководители организаций — исполнители работ по разделам Программы — отчитываются о ходе реализации и полученных результатах, а ежеквартально предоставляется и обсуждается информация о ходе реализации Программы, использовании выделяемых средств, их целевого использования.
Промежуточный ход реализации Программы рассматривался на заседаниях Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации аварий, на которых отмечалась эффективность совместной деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в рамках реализуемой Программы.
На основании работ, выполненных в рамках Программы, подготовлен и представлен на заседание Совета Министров Союзного государства доклад «О стратегических оценках последствий изменений климата в ближайшие 10—20 лет для природной среды и экономики Союзного государства» (октябрь, 2009 г.), который был одобрен и направлен в министерства и ведомства Российской Федерации и Республики Беларусь для практического использования в работе.
Программа включает восемь разделов. В их рамках выполняется 38 проектов, работа по которым осуществляется путем объединения финансовых, научно-технических, кадровых, вычислительных и информационных ресурсов обеих стран в целях создания единого информационного и технологического пространства в сфере вышеуказанной деятельности России и Беларуси.
Поставленные Программой задачи успешно решаются, конечные цели будут достигнуты после завершения реализации Программы в 2011 году. Эти цели достигаются путем повышения качества, заблаговременности и оперативности предупреждений о стихийных гидрометеорологических процессах и явлениях, о высоких уровнях загрязнения природной среды; повышения оправдываемости различных видов прогнозов погоды и сценариев климатических изменений; совершенствования систем оценки и прогноза состояния и загрязнения природной среды при техногенных авариях и катастрофах; увеличения объема и видов представляемых потребителям фактических, аналитических и прогностических данных, информации и соответствующей продукции; создания новых, более эффективных форм, методов и технологий адресного специализированного обслуживания заинтересованных пользователей конкретными видами информации о состоянии и загрязнении природной среды; применения передовых технологий, унификации производственной, научно-методической и нормативно-организационной базы, регламентирующей деятельность гидрометслужб Беларуси и России как на национальных уровнях, так и в рамках Союзного государства.
— Иван Михайлович, а более конкретно могли бы рассказать о том, что уже удалось сделать?
— В рамках реализации Программы создана и оперативно функционирует схема прогноза температуры воздуха с большей заблаговременностью до 120 ч и осадков до 72 ч для 152 городов России и 6 областных центров Беларуси.
Усовершенствован метод прогноза сильных шквалов на основе новой численной региональной модели, которая улучшила оправдываемость прогнозов по новой технологии на 2—6%. Проведены работы по повышению эффективности использования гидрометеорологической информации в отраслях экономики.
Экономический эффект от использования прогнозов среднесуточной температуры воздуха в отопительный сезон 2007—2008 гг. Минской ТЭЦ-4 составил более 3 млрд белорусских рублей! Экономический эффект в дорожном хозяйстве Республики Беларусь за период с 1 октября 2008 г. по 31 апреля 2009 г. от использования прогнозов гололеда и гололедицы для Минской кольцевой автодороги составил более 888 млн. бел. руб. За этот же период для автодороги Минск — Слуцк величина экономического эффекта от использования прогнозов гололеда и гололедицы составила 301,5 млн бел. руб.
Для аэрологической сети наблюдений Союзного государства разработаны экспериментальные образцы и проведены испытания наземной аппаратуры и радиозондов повышенного качества.
Применение новых радиозондов позволит повысить точность данных радиозондирования, уменьшить количество отказов радиозондов и наземного оборудования и тем самым уменьшить число нерезультативных выпусков радиозондов. Возможный экономический эффект может составлять около 360 миллионов российских рублей.
— Циклоны, засуха, ливни, наводнения, внезапное понижение и повышение температуры — действительно, важней всего погода в доме. Причем в доме, который называется планета Земля…
— Нельзя не согласиться с вами. Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от погодно-климатических условий и опасных гидрометеорологических явлений. Сельское хозяйство, лесное хозяйство и управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный и авиационный транспорт, строительство и городское хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи и оборона не могут нормально функционировать без своевременного и качественного гидрометеорологического обеспечения.
А вообще для погоды и климата не существует границ. В связи с этим выполнение задач по снижению угрозы жизни и собственности от опасных гидрометеорологических явлений на национальном уровне невозможно без международного обмена данными гидрометеорологических наблюдений и прогнозов.

Елена НИКОЛАЕВА
←О беспорядке по порядку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика