Спрос без предложения
Спрос без предложения
О дефиците |
Пора менять вывеску на двери моего кабинета. Вместо «отдел экономики» предлагаю написать «отдел маркетинга». Потому что последние несколько месяцев занимаюсь совершенно нежурналистским делом: продаю радиаторы, трехколесные велосипеды, выясняю, куда исчезли чугунные сковородки. Исключительно по просьбам читателей. Вы, наверное, как и я прежде, думали, что у нас в экономике главная проблема загруженные склады? А вот и нет, дефицит — беда ничуть не меньше. Причем не достать самые разные и далеко не высокотехнологичные товары.
Вот пример — чугунные сковородки. Прежде этого добра было — в каждом сельмаге. Не знали, куда девать. Хозяйки, соблазненные рекламой, бросились покупать модные тефлоновые. Оказалось, через пару лет можно выбросить. А стоят недешево. Раскусив все эти замысловатые заграничные штучки, покупатели вспомнили о проверенных временем образцах посуды. Хоть и тяжелые чугунные сковородки, но зато антипригарные лет эдак на пятьдесят. Пошли хозяйки в магазин, а уже поздно. Несколько лет наш слуцкий завод «Эмальпосуда» трудно понять: не то работает, не то стоит. Производство сковородок, казанов и горшков (тоже нынче в моде) сократилось втрое, и практически вся эта продукция уезжает за рубеж. Россияне забирают в обмен на металл. Кстати, обходится восточным соседям наша чугунная сковородка в 30 — 40 тысяч рублей. А дефицит на собственном рынке торговля закрывает импортом. Каждое ввезенное изделие — от 200 тысяч. Такой вот «баланс».
С трехколесными велосипедами история еще забавнее. Вот что рассказывает наш читатель из Минска Андрей Трубчик. «Есть у моей мамы мечта — трехколесный велосипед с багажником для поездок на дачу. От дома до участка 8 километров. Решил сделать ей подарок. Поиски в интернете не дали ничего. Знакомые порекомендовали обратиться в магазин при заводе «Мотовело». Поехал. Продавец сказала, что данная модель не поступала в продажу больше двух лет. И это при том, что спрос есть! Покупатели из Гомеля, Бреста и даже из Москвы готовы брать трехколесные велосипеды. Чего ждет завод? Если можете, помогите».
Помогли. Направили письмо читателя на предприятие. Через месяц не только Андрей Трубчик, но и все, кто стоял в очереди за велосипедами с минувшего года, желанной техникой обзавелись. Теперь–то уж все пойдет как по маслу, наивно думала я. На предприятии узнали, какой спрос на трехколесные велосипеды, и поспешат его удовлетворить. Однако, на всякий случай, решила отлакировать успех. Звоню в магазин. Прошу записать в очередь на трехколесник. «Сейчас заявки не принимаем, — слышу ответ на другом конце провода и дальше слово в слово, как написал А.Трубчик. — Завод выпускает этих моделей мало и редко». «Сколько закажут, столько и сделаем!» — возражает другой собеседник из велосипедной сбытовой компании. Что за чертовщина?!
Однако никакой мистики — чистая экономика. Оказывается, чтобы выполнить заявку, магазин должен наперед, как минимум за несколько месяцев, профинансировать изготовление трехколесной модели. Завод работает только по предоплате. То есть торговля берет кредит и спонсирует производство. А если верить статистике, рентабельность наших сбытовых сетей балансирует вокруг 1 процента. Собственных свободных денег у торговли нет. А брать кредит, платить немалые проценты и ждать — кому охота? Куда проще продать то, что отдают на реализацию, со скидками или длительной отсрочкой платежа. Но такие условия могут предложить далеко не все наши производители.
А некоторые заводы вообще не хотят работать с розницей. Работают с крупными оптовыми потребителями. Читатель из Витебска обратился в «СБ» с просьбой помочь купить отопительные радиаторы. В своем городе ни на рынках, ни в магазинах искомую вещь он не нашел. Почему? «Связаться с розницей, значит, нажить себе головную боль, — прокомментировали в отделе маркетинга завода–производителя. — Не платят годами, придется судиться, выбивать деньги за давно проданный товар. И это в то время, когда спрос на наши изделия и так зашкаливает. Заказы, в том числе и зарубежные, не успеваем выполнять!» Понятно, что заводу удобнее работать со строительными организациями. И платят оперативно, и объемы большие. Но плохо, когда люди остаются с неудовлетворенным спросом.
Кстати, радиатор читателю из Витебска мы тоже достали. Получили в ответ благодарность. Но виданное ли дело, чтобы газета превращалась в отдел маркетинга страны? Занималась продажей сковородок, велосипедов, радиаторов? Ведь совершенно очевидно: отсутствие своего товара на прилавках обязательно восполнится импортом. А потом опять будем горестно вздыхать над отрицательным сальдо внешней торговли?
Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА