Настя в школе и дома
Настя в школе и дома
В прошлом году деревня Войнилы Чаусского района стала агрогородком. Сейчас тут многое радует глаз: ровный асфальт, обновляющийся Дом культуры, открытия которого с нетерпением ждут сельчане, яркие фасады домов. Но нет в Войнилах, пожалуй, самого главного - школы. Хотя по социальным стандартам в агрогородке она должна быть.
- Школы у нас никогда и не было, - разводит руками председатель Войниловского сельсовета Тамара Жиркевич. - Детей всегда возили на занятия в соседние деревни. Сейчас в Войнилах более полусотни учеников. Наступит учебный год, и они будут ездить на автобусе районного отдела образования в агрогородок Горбовичи, в 12 километрах отсюда. Там хорошая школа. Родители привыкли к этому. В середине 80-х была идея построить в нашей деревне школу. Даже проектно-сметную документацию подготовили. Но что-то не получилось. Только ясли-сад у нас есть.
Неподалеку от сельсовета я увидел играющих на улице мальчишек. Один из них - Кирилл - 1 сентября идет в 6-й класс. Похвастался, что учится только на "хорошо" и "отлично". И совсем по-взрослому посетовал на давку в школьном автобусе.
- Было бы здорово, если бы у нас школа открылась, - мечтает мальчишка. Тогда сразу после занятий можно было бы домой идти и еще много свободного времени оставалось бы. А так после окончания занятий обычно задерживаемся на несколько часов. У нас бывает по 4 - 5 уроков, а автобус отправляется лишь после седьмого. Сидим в классе, ждем. Или мяч на улице гоняем.
Родители школьников, понятное дело, не в восторге от ежедневных поездок детей за знаниями.
- Моя Настя в прошлом году пошла в первый класс, занятия начинались в 9 утра, - приводит аргументы сельчанка Зоя Ильющенко. - Автобус же отправлялся на час раньше. Дочку приходилось поднимать в 7. Но хуже всего, что уроки у нее заканчивались в полдень, а дома девочка оказывалась лишь спустя четыре часа. Когда же ребенку отдыхать?
Начальник отдела образования Чаусского райисполкома Григорий Мордачев считает, что открывать школу в Войнилах нецелесообразно. Немалые средства уйдут на строительство, а потом - на содержание учебного заведения. А школьников в районе с каждым годом все меньше. В райотделе образования подсчитали: к 2014 году их останется менее тысячи...
Но ведь на обустройство агрогородков тоже тратятся немалые средства. Цель понятна: будет здесь комфортный быт - приедут и квалифицированные специалисты. Поднимется производство, оживет населенный пункт... Но отсутствие школы может затормозить эти благоприятные процессы.
Этого опасается и начальник управления образования Могилевского облисполкома Леонид Смотрицкий:
- Школа в деревне - не просто место, где дети получают образование. Это еще своеобразный социально-культурный центр. Тут и спортом можно заниматься, и доступ в интернет получить, и книги из библиотеки взять. Какой агрогородок без школы?
- Не стоит забывать и про положительное влияние на сельчан педагогического коллектива, - дополняет начальник управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов КГК Могилевской области Вячеслав Осмоловский. Наличие школы в агрогородке не зря прописано социальными стандартами. Но пока они, как видим, выполняются не везде...
Фото автора.
Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО