Ролевик: Роли мы берем только на время игр. А так мы самые обычные люди
18.08.2010 09:00
—
Новости Общества
Если в вагоне метро вы увидите рыцаря в латах, не спешите звонить в милицию и звать на помощь. Вполне вероятно, что это ролевик - интересный и совершенно безвредный игрок в ролевую игру. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры. О том, какие игры предпочитают взрослые дети, в студии TUT.BY рассказали минские ролевики со стажем Евгений Макейчик и Алексей Гурский.
Скачать видео
- Кто такие ролевики? Что это за ролевые игры, в которые вы играете?
Алексей Гурский (А.Г.): Ролевиками в нашем понимании принято называть людей, играющих в ролевые игры живого действия, хотя на самом деле слово "ролевик" имеет более широкое понятие. Ролевиками называют всех, кто играет в ролевые игры - от компьютерных и до настольных. Любого ребенка вполне можно назвать ролевиком.
- Откуда и как давно в Минске появилось движение любителей игр живого действия?
А.Г: Появилось давно, лет пятнадцать-шестнадцать назад, и пришло оно, естественно, с Запада. Надо сказать, что белорусское движение особенное и сильно отличается от стран СНГ.
Появилось просто: ребята где-то что-то услышали и постепенно стали представлять себя благородными рыцарями, прекрасными дамами. Кто-то эльфами.
- А чем именно отличается белорусское движение от всех остальных?
А.Г.: Дело в том, что это субкультурная заморочка. В СНГ, например, ролевые игры сводятся к боевым взаимодействиям в межкомандной игре. У каждой команды есть своя цель, и в антураже мира или события они играют в догонялки: каждый старается выполнить свою задачу. В белорусской же интерпретации каждый игрок - это актер, который играет не только на публику, но и сам для себя в соответствии с какими-то своими внутренними переживаниями. Белорусская ролевая игра - это театральное представление, составленное из ролей, а украинская или российская - это командная эстафета.
- Значит, у нас раздаются роли?
А.Г.: В России тоже раздаются формальные роли, но они не всегда влияют на ход событий. Вот сейчас, наверное, обижу ребят… Там роли, как правило, меньше влияют на сюжет игры. А иногда и вовсе не влияют.
Евгений Макейчик (Е.М.): У нас игры просто менее глобальные. Если для России игра с тысячей игроков - это вполне нормально, то у нас самое большое - 200 человек.
А.Г.: Украинские ролевики звонят и говорят: "Приезжайте к нам на игру. У нас тут будет небольшой междусобойчик человек на восемьсот". А у нас же в самой большой игре участвовало 200 человек. Это было для нас грандиозное событие, когда съехались все ролевики. Такая вот приблизительно разница.
- Насколько массово и часто все происходит в Беларуси? Вы же не каждый день собираетесь?
Е.М.: Летом полевые игры проходят каждые выходные.
А.Г.: Есть такое понятие, как сезон, который начинается с конца апреля и заканчивается в середине октября. Хотя некоторые могут и зимой играть, в снегу по колено. В сезон мероприятия проходят довольно часто, особенно после сессии - у нас очень много студентов. Июль-август практически все выходные заняты. Но это касается не только ролевиков, но и всех других мероприятий. На выходных собираются и дуреют.
- Где собираетесь-то?
А.Г.: Теперь есть интернет, что очень хорошо и удобно. А раньше собирались в клубах. В самом начале ролевики всячески пытались отгородиться от внешнего мира, который мешал заниматься любимым делом, заставлял их работать, учиться, помогать по дому, мыть посуду. Ребята старались группироваться, кучковаться в тусовки по интересам, из которых потом и появились клубы. Клуб занимался тем, что привлекал новых людей, объяснял, что такое ролевые игры, как в них играть, помогал к ним готовиться и с силой выталкивал на эту самую ролевую игру. Человек приходил, смотрел, ему нравилось или не нравилось, и он либо уходил, либо продолжал играть. Кто-то до сих пор еще не наигрался, как я.
Сейчас в интернете есть ресурс www.rpg.by, где собираются абсолютно все ролевики. На этом ресурсе анонсируются различные мероприятия. В принципе, любой человек с улицы может написать о том, что хочет участвовать. Обычно в условиях проведения мероприятия описывается, что нужно для того, чтобы в нем участвовать.
- И что за условия? Очень интересно.
Е.М.: А вот сейчас на экране появится номер телефона, вам нужно будет нам с Лешей заплатить по 50 тысяч белорусских рублей, и вы сразу будете включены в игру. Условия обычно такие, да… Нет, 50 тысяч белорусских рублей - это, конечно, маловато.
А.Г.: Обычно условия требуют четко разбираться в сюжете игры, понимать то, что происходит вокруг тебя, потому что странно будет смотреться король Франции, который не знает, как зовут его ближайших придворных, например. Необходимо выглядеть соответственно своей роли - странно тому же королю Франции ходить в трусах. Обычно собравшиеся люди строят некий внешний антураж, ведь трудно играть в крепость, если у тебя нет крепости в голом поле. Для этого обычно в поле строят муляж, так называемую штурмовую стену - одна стена, частокол, башня. Но достаточно часто строится капитальное сооружение. Это такие условия: соблюдение места, сути и антуража игры. Эти три компонента необходимо выполнить. В зависимости от уровня игры компоненты могут быть либо проще, либо сложнее.
Также очень многое зависит и от самого человека. Я, например, могу потратить и тысячу долларов, а кто-то может потратить пятьдесят тысяч белорусских рублей. Это все сугубо индивидуально. Были игры, на которых я выезжал в конном строю со своей командой: мы приехали верхом на лошадях и развлекали себя и народ конными рыцарями.
Так что все зависит от уровня проводимого мероприятия. Это может быть и очень высокий уровень антуража, когда снимаются коттеджи, похожие на дворцы. Все зависит также и от самих участников и организаторов мероприятия.
- Какие эпохи и сюжеты вы используете? Откуда вы их берете? Откуда берется сама игра, в которую вы играете?
Е.М.: Это может быть все что угодно. За основу сюжета берется эпизод из книги, определенные события, любая компьютерная игра, любой фильм - все что угодно.
А.Г.: Наиболее популярными являются игры по книгам. Каждому в детстве хотелось быть Д’Артаньяном, многие уже и пробовали. Я, например, хотел быть кардиналом Ришелье, и я играл Ришелье. Смешно звучит: взрослый мужик - и кардинал Ришелье. Но внешне, на самом деле, это смотрелось не очень смешно. Мы ставили эпизод про осаду Ля Рошель. Был построен лагерь из больших шатров. Нас там было человек сто, все костюмы были на очень высоком уровне - нас было очень сложно отличить от героев фильма. И вот в таком антураже - со шпагами, шляпами и перьями - мы играли этот эпизод. Пили, надо сказать, настоящее бургундское вино, в отличие от актеров фильма. Я с трудом удержался, чтобы прямо в кардинальской сутане, как был, с наперстным крестом, не сесть на лошадь. Я очень люблю лошадей, потому кусал локти, держал себя в руках, но не сел. И был очень горд этим.
Ролевые игры дают возможность почувствовать себя тем, кем ты не можешь почувствовать себя в реальной жизни. Я не могу быть в реальной жизни средневековым рыцарем, потому что я не рыцарь. А вот на ролевой игре - могу.
- Не заигрываетесь? В реальную жизнь не вносите свои персонажи?
А.Г.: Чаще бывает как раз обратная проблема - сложно полностью отключиться от реальной жизни. Если человек начинает представлять себя Горлумом из Толкиена, то, значит, ему надо обратиться к врачу, пока не поздно, - может быть, ему еще можно помочь. Все мы в своей массе прекрасно понимаем, кто мы есть на самом деле, и это такое же хобби, как шахматы. Играющий в шахматы не представляет же себя Наполеоном, ведущим шахматную армию к победе. Нет, он Вася Пупкин, который просто играет в шахматы. Или в компьютерные игры. Есть, конечно, такие, которые играют, например, в эльфов и живут по 18 часов в сутки за зеркальным монитором. Да, наверное, есть больные люди - я даже некоторых знаю. Но в целом - нет, мы не заигрываемся.
- Как раздаются роли? Жеребьевка проводится какая-то или вы их выбираете сами?
Е.М.: Можешь сам придумать.
А.Г.: Первый вариант - придумать самому, прийти к мастеру, который организует саму игру, и сказать, например: "Я хочу быть Д’Артаньяном". А он скажет: "Молодец! Будь им, ты на него похож, умеешь драться на шпагах". Кстати, чтобы хорошо играть роль, неплохо бы и владеть навыками и манерами, свойственными выбранному персонажу. Играть Д’Артаньяна, не умея драться на шпагах, можно, и люди даже пробовали, но смотрится смешно. Так что лучше все-таки это уметь. Если игра предполагает твое участие в конном турнире, то лучше все-таки уметь ездить. Конечно, можно и не ездить, но тоже будет смешно и больно, кстати.
В целом в игре есть основные роли, которые тянут весь сюжет, и есть роли, которые мало влияют на основной сюжет. Это не значит, что первые важнее, чем вторые. Нет. И тем более это не означает, что на первых ролях будут играть более опытные, а на вторых - менее. Это совершенно не связано между собой.
Мастер, как правило, уже представляет, какого склада человека он хотел бы видеть на роли, которая двигает сюжет. Когда ты приходишь к мастеру и говоришь, что хочешь играть, то, если он тебя не знает, он начинает тебя расспрашивать о том, что ты умеешь и что можешь. Такой разговор может занять часа два, за которые мастер пытается понять, что ты собой представляешь. Но, как правило, тусовка не очень большая: по всей Беларуси нас тысячи две, из них активно играют человек 400-500 - те, кто постоянно принимают участие в различных мероприятиях, знают друг друга как облупленных, по 10 лет знакомы, женились-переженились между собой.
Человек приходит в аську и пишет: "Леша, ты нужен мне в роли Бармалея". У каждого со временем вырабатывается уже свое амплуа, как и у актеров в театре, ведь очень сложно избавиться от своей натуры, поэтому постепенно мы все скатываемся к определенному амплуа. Периодически пытаемся из него выбраться, но если я попал в амплуа жесткого феодала - царедворца - придворного - короля, то я это амплуа буду играть в том или ином качестве, в той или иной игре. Мы вообще уже можем не про средневековое играть, но я буду бандитом, руководителем сумасшедшей банды, которая ставит на уши весь район.
- Евгений, у тебя есть какое-то амплуа?
Е.М.: Еще пока не сложилось - я еще не так давно играю. Но мне нравится играть веселых, балагурных воинов, но не пехоту.
А.Г.: "Пехота" - это такое ругательное слово. К этому слову очень часто добавляется приставка "быдло-пехота". И хоть это слово ругательное, однако многие, даже достойные люди, этим гордятся, говорят: "Мы - быдло-пехота: пиво выпить, мечом помахать нам очень нравится". Но это больше про реконструкторов, ролевиков меньше.
Е.М.: На играх нам очень не нравится, когда люди разговаривают не по-игровому, когда идет "неигровуха", поведение не соответствует игровому. Например, недавно была игра, в которой принимал участие мой приятель. И он рассказывал, что как раз вот эта быдло-пехота сидела в построенной таверне и вела себя не по-игровому. В итоге, как оказалось, эта пехота вела себя все-таки по игре, им по роли надо было играть таких вот свиней. Так что есть абсолютно разные люди. У меня, например, есть знакомый, которому просто нравится играть в пехоте - попить, помахать мечом. Но отыгрывает свою роль он всегда хорошо. А есть люди, которые ездят просто мечом помахать.
А.Г.: Лично я занимаюсь не только ролевыми играми, но и средневековой реконструкцией - у меня вообще обширные исторические увлечения. И все, что было рассказано, характерно также и для ролевиков, но о владении мечом чаще говорят про реконструкторов. Хотя сегодня все тусовки снова перемешиваются.
Е.М.: Навыки владения мечом на ролевой игре не всегда важны. А вот уже в реконструкции - очень важны и очень полезны.
- Получается, в основном вы играете в войнушку и ходите туда просто повоевать?
Е.М.: Отнюдь. Есть игры, например, посвященные послевоенному 1946 году. На следующих выходных мы будем играть в одной из таких - "Эре милосердия".
А.Г.: Это тоже будет игра в войнушку, я тебе расскажу, - я мастера хорошо знаю. Но была и совсем свежая идея в ролевых играх - играть в Винни-Пуха и Пятачка. Без шуток, народ на полном серьезе обсуждал, как разделить роли. Конечно, это своего рода капустник для ролевиков с опытом, которые уже поиграли во всех, а вот теперь надо поиграть и в Винни-Пуха с Пятачком. Это такой детский утренник.
Сейчас нам предлагают поиграть в пионерский лагерь. Кому-то, видимо, не хватило впечатлений в детстве и сейчас он хочет компенсировать этот недостаток. Пионерский лагерь, зарницы, зорьки. Так что война - лишь одно из многих направлений ролевых игр.
- Есть ли цель игры - для чего вы играете?
А.Г.: Какая цель у любого хобби? Отдохнуть. Это хорошее времяпрепровождение.
- Ставится какая-то задача перед каждым игроком?
А.Г.: В процессе игры задача ставится не всегда. Бывают игры, когда у тебя стоит четкая задача сделать так, чтобы пал Монсегюр, а бывает, что задачей человека является только воссоздать атмосферу какой-то эпохи. Например, сел народ за стол и играет в карты два часа. Все - больше ничего не происходит. Идут какие-то разговоры сообразно своим ролям - очень важно в такой момент представлять, о чем говорили в то время, играя в карты, ведь не всегда за картами велись высокие беседы о политике. И вот народ сидит и играет в карты, им хорошо. Антураж красивенький, они представляют себя во дворце. Отличное времяпровождение. Какие задачи человек при этом выполняет - не знаю. Отдыхает после работы.
Я периодически встречаю отзывы, что "ролевые игры сделали меня смелее, я перестал бояться людей. Я научился общаться и не стесняюсь выступать на сцене". Ну это же смешно.
- Отчего же смешно? Наверное, развиваются какие-то качества?
А.Г.: Да, конечно, какие-то качества развиваются…
- Или они должны присутствовать изначально для того, чтобы человек мог стать ролевиком?
А.Г.: Все очень индивидуально. Да, у кого-то развиваются какие-то качества - наглость, например. Все очень сильно зависит от человека. Здесь нельзя вывести какую-то общую формулу для всех. Приходят и закомплексованные люди, замученные непониманием в семье. В свое время я возглавлял ролевой клуб "Серебряный единорог", самый старый клуб в Минске. Например, приходит парень из неполной семьи, который не нравится девочкам, плохо учится, у него нет денег. Начинает общаться, и постепенно выясняется, что он умеет рисовать или петь. Ему начинают говорить, что он не такой, как все, что у него есть такие способности. Постепенно он раскрывается, начинает себя более свободно чувствовать и становится полноценным членом общества.
Но бывает и обратное, когда приходит человек, ничего особенного собой не представляющий. Вместо того, чтобы сказать ему о том, что надо бы подтянуться, ему говорят: "Да посмотри, ты бегаешь хорошо, ты гений, да с тобой и рядом никто не стоял". И он думает: "Ну все, я пацан", а сам - полное ничтожество. И жизнь его сразу не удалась: кто-то в свое время в узкой тусовке сказал ему, что он классный парень, а на самом деле никакой он не классный. Как сказать - хороши или плохи ролевые игры? Это разновидность обычной жизни. Все зависит от того, насколько серьезно человек этим хобби занимается. Кто-то на лоб наклейку повесит себе "Д’Артаньян", приходит и говорит: "Я Д’Артаньян". Ну, хорошо, есть и такие ролевые игры. А кто-то серьезно заморачивается, шьет костюмы, чему-то специально обучается.
- Костюмы, доспехи - откуда все это берется?
А.Г.: По-разному бывает. Я предпочитаю делать это у специально обученных людей. У нас в Минске, как ни смешно это звучит, есть несколько серьезных и вполне успешных мастеров, которые делают доспехи. Я свое здоровье берегу, поэтому мой доспех сделан у хороших мастеров по средневековой технологии: он каленый, чтобы не прогибался под ударом меча. Я дерусь на турнирах, в конном строю, и там все всерьез. Никакого "пусси-файта", идет полный контакт. Это, наверное, один из самых травматичных видов средневекового спорта, поэтому мои доспехи сделаны очень серьезными людьми, каленые и хорошо держат удар меча. У каждой детали моих доспехов был реальный аналог, с которого он был реконструирован.
Точно так же я стараюсь делать и с костюмом. За одиннадцать лет у меня накопилось уже очень много такой одежды, потому что к каждой роли приходится что-то шить. Иногда костюм переходит от роли к роли, но чаще приходится шить что-то новое. Скапливается куча барахла. И периодически мне приходится вычищать свой шкаф, потому что со временем уже становишься похожим на жеманную модницу XVII века: открываешь шкаф, а на тебя падают все эти одеяния. Поэтому все это уносится в пользу сирых и убогих ролевиков, у которых деньги не позволяют, времени нет или просто не хочется шить. Дома остаются костюмы шедеврального плана, основательные. Например, у меня дома висит немецкий мундир. Долго висел у меня и костюм кардинала, но потом я его тоже подарил - надоел. Еще у меня есть и весь комплекс уланского костюма XIX века, который обошелся мне в 3 или 4 тысячи долларов.
Некоторые костюмы делают "на коленке". Но в целом у меня все костюмы двойного предназначения, имели исторический аналог. Есть костюмы, которые шились на одну игру: например, туники, когда мы играли в богов Олимпа. Пуговицы льются специальные, чтобы не пластиковые магазинные были, а металлические, особой формы, с реальным изображением.
- За границу ездите поиграть? К коллегам.
А.Г.: К коллегам не езжу, потому что коллеги пока ничем таким не заинтересовали, чтобы можно было все бросить, собраться и поехать. Лучше уж я съежу куда-нибудь отдохнуть. По реконструкциям я бываю за границей: не далее как месяц назад вернулся из Бельгии, где была реконструирована битва под Ватерлоо. Это интересно.
Дело в том, что у наших заграничных коллег-ролевиков совсем третье представление о ролевых играх, не такое, как у нас и у наших коллег из СНГ. Недавно там проводили ролевую игру по фильму "Аватар", где пять или шесть толстых американцев возраста между тридцатью и сорока годами остались в шортах, раскрасились в синий цвет, прилепили себе хвосты, сделали характерное оружие - странные луки, которые стреляли шиворот-навыворот. Все сделали - сорок лет мужикам, толстые такие приехали. Ладно еще, если бы они просто играли в "Аватар": возможно, там тоже были такие толстые жители. А они играли главных героев фильма, что в ролевых играх вообще считается дурным тоном: про него уже все известно, его уже сыграли, про него уже есть представление. Сложно сыграть Шерлока Холмса лучше, чем Ливанов. Там рыцарь английский за Шерлока Холмса, а мы тут так, погулять вышли.
А они играли главных героев фильма. И сидит пухлая дамочка, делает жест "я вижу тебя" из "Аватара". Я чуть вместе с креслом не перевернулся. Смешно, правда. Или играют в эльфов со стрекозиными крылышками: ну нельзя в 30 лет быть девочкой-колокольчиком. Когда в ролевых играх начинается детский сад, посмотреть, конечно, прикольно, есть над чем посмеяться, но сам я не играю в такое.
Но при всем таком подходе проводилось несколько очень серьезных проектов. Ребята даже дракона сделали: на базе экскаватора поставили дракона, он приехал, рычал, плевался огнем. Была построена деревня. В игре участвовало около двух тысяч человек. Играли во что-то не совсем историческое, а больше полулегендарное. Был серьезнейший уровень подготовки. Сама игра отчасти была профинансирована правительством страны, отчасти из каких-то фондов. Там был просто огромный бюджет - речь шла о нескольких миллионах долларов. И люди две недели жили в сказочном мире с драконами, говорящими колодцами. Но чтобы попасть на эту игру, нужно преодолеть ряд проблем. Во-первых, не все роли интересные, а неинтересную роль играть скучно. Во-вторых, как ни смешно, языковый барьер. Был бы английский - не было бы проблем. Но там рабочим был датский язык. В скандинавском мифе я буду неуместен со своим русским, английским. Я даже французский знаю, но все равно ничего не получится.
К таким проектам необходимо готовиться заранее - за полгода или год. Год готовишься, за это время много чего в жизни меняется, команда рассыпается. На такую серьезную игру очень сложно выбраться, требуется очень серьезная подготовка. Хотя я думаю, что когда-нибудь мы это обязательно реализуем.
- Расскажите тогда, какие игры запомнились из тех, что проводились у нас.
А.Г.: Есть два типа "запомнились": одни запомнились, потому что были хорошими играми, но это сложно будет передать не участвовавшему зрителю. Были моменты, когда ты смотришь на картинку из головы и понимаешь, что все это как по-настоящему. Ты не знаешь, как все было на самом деле, но все выглядит очень реалистично, и ты чувствуешь себя на месте Ричарда Львиное Сердце.
Картинка очень похожа, она как-то отзывается в тебе. Это один тип игры, который запомнился. Их бесполезно описывать, но такие игры были.
А есть игры, которые запоминаются тем, что есть что вспомнить. И такие моменты чаще бывают связаны не с играми, а с подготовками к играм, когда, например, железный рыцарь спускается в метро, подходит к дежурному, поднимает забрало и говорит: "Вы знаете, у меня есть проездной, но он лежит в рубашке, а рубашка - под поддоспешником, а поддоспешник - под кирасой. Можно я не буду его доставать?". Закрывает забрало и идет дальше.
Не всегда удается "зашиться" так, чтобы никому не мешать, и иногда мы мешаем людям. Иногда бывает так, что мы играем где-то недалеко от населенных пунктов, и периодически люди на нас напарываются и также очень по-разному воспринимают. Я не знаю, как бы я воспринял группу людей в странных одеждах, вооруженных холодным оружием, хотя оно на самом деле не холодное, а муляжи его, которые кого-то бьют, рубят.
Вспомнил замечательную историю. Была игра по миру Fallout - любители компьютерных игр знают. Будущее, поселение чудом выживших после катастрофы людей. Туда приходят бандиты и начинают поселение низводить и укрощать, добиваясь каких-то своих целей. Исходная ситуация: 20 человек, среди которых женщины, подростки и мужчины, стоят на коленях, окруженные людьми с автоматами-муляжами, которые очень похожи на настоящие. И эти люди с автоматами всячески над ними измываются. Я командовал теми, кто измывался. Вижу свет фар, думаю: кого принесло? Думал, там какие-то игровые действия разворачиваются, можно и туда сходить - нам не сложно. В свете фар замечаю блеск звездочек на погонах и понимаю, что к этим гостям мы не сходим, - могут начать отстреливаться. А звездочки приближаются. У меня в руке пистолет, я его прячу в кобуру. Сам в камуфляже, разрисованный татуировками - очень впечатляюще выгляжу. А у меня такие же ребята, восемь рыл, стоят. Остальные на коленях, с руками за головой. Иду навстречу этому человеку, говорю: "Добрый вечер". А там майор милиции: "Что у вас тут? Как дела?" Оказывается, мастера для того, чтобы нам никто не мешал, попросили сотрудников милиции поохранять некое мероприятие, которое будет проходить в данном регионе. Во-первых, нам ничего не сказали, а во-вторых, сотрудникам милиции не сказали, что за мероприятие. И я понимаю, что сейчас приведу майора милиции в то место, где стоит 20 человек на коленях, руки за голову, вокруг них восемь автоматчиков, и буду вынужден объяснять ему, что же здесь происходит.
Я его подвожу; действительно, он уже сильно удивляется. Все стоят и не знают, как реагировать на происходящее. И я стоящим на коленях людям говорю: "Поздоровались все!" И они хором, в двадцать глоток, говорят: "Добрый вечер!" У майора совсем округляются глаза. И я говорю: "Всем можно встать. Стоп игра! Мы пять минут не поиграем". Он спросил у каждого из них, все ли у них в порядке, собрался и уехал. Но были две минуты, когда я ждал, что вот-вот начнет вызывать ОМОН, скручивать нас и спасать тех, над кем мы издеваемся. Вот такая запомнившаяся игра. Кстати, одна из лучших игр, в которые я участвовал, потому что там действительно ребята хорошо играли.
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Скачать видео
- Кто такие ролевики? Что это за ролевые игры, в которые вы играете?
Алексей Гурский (А.Г.): Ролевиками в нашем понимании принято называть людей, играющих в ролевые игры живого действия, хотя на самом деле слово "ролевик" имеет более широкое понятие. Ролевиками называют всех, кто играет в ролевые игры - от компьютерных и до настольных. Любого ребенка вполне можно назвать ролевиком.
- Откуда и как давно в Минске появилось движение любителей игр живого действия?
А.Г: Появилось давно, лет пятнадцать-шестнадцать назад, и пришло оно, естественно, с Запада. Надо сказать, что белорусское движение особенное и сильно отличается от стран СНГ.
Появилось просто: ребята где-то что-то услышали и постепенно стали представлять себя благородными рыцарями, прекрасными дамами. Кто-то эльфами.
- А чем именно отличается белорусское движение от всех остальных?
А.Г.: Дело в том, что это субкультурная заморочка. В СНГ, например, ролевые игры сводятся к боевым взаимодействиям в межкомандной игре. У каждой команды есть своя цель, и в антураже мира или события они играют в догонялки: каждый старается выполнить свою задачу. В белорусской же интерпретации каждый игрок - это актер, который играет не только на публику, но и сам для себя в соответствии с какими-то своими внутренними переживаниями. Белорусская ролевая игра - это театральное представление, составленное из ролей, а украинская или российская - это командная эстафета.
- Значит, у нас раздаются роли?
А.Г.: В России тоже раздаются формальные роли, но они не всегда влияют на ход событий. Вот сейчас, наверное, обижу ребят… Там роли, как правило, меньше влияют на сюжет игры. А иногда и вовсе не влияют.
Евгений Макейчик (Е.М.): У нас игры просто менее глобальные. Если для России игра с тысячей игроков - это вполне нормально, то у нас самое большое - 200 человек.
А.Г.: Украинские ролевики звонят и говорят: "Приезжайте к нам на игру. У нас тут будет небольшой междусобойчик человек на восемьсот". А у нас же в самой большой игре участвовало 200 человек. Это было для нас грандиозное событие, когда съехались все ролевики. Такая вот приблизительно разница.
- Насколько массово и часто все происходит в Беларуси? Вы же не каждый день собираетесь?
Е.М.: Летом полевые игры проходят каждые выходные.
А.Г.: Есть такое понятие, как сезон, который начинается с конца апреля и заканчивается в середине октября. Хотя некоторые могут и зимой играть, в снегу по колено. В сезон мероприятия проходят довольно часто, особенно после сессии - у нас очень много студентов. Июль-август практически все выходные заняты. Но это касается не только ролевиков, но и всех других мероприятий. На выходных собираются и дуреют.
- Где собираетесь-то?
А.Г.: Теперь есть интернет, что очень хорошо и удобно. А раньше собирались в клубах. В самом начале ролевики всячески пытались отгородиться от внешнего мира, который мешал заниматься любимым делом, заставлял их работать, учиться, помогать по дому, мыть посуду. Ребята старались группироваться, кучковаться в тусовки по интересам, из которых потом и появились клубы. Клуб занимался тем, что привлекал новых людей, объяснял, что такое ролевые игры, как в них играть, помогал к ним готовиться и с силой выталкивал на эту самую ролевую игру. Человек приходил, смотрел, ему нравилось или не нравилось, и он либо уходил, либо продолжал играть. Кто-то до сих пор еще не наигрался, как я.
Сейчас в интернете есть ресурс www.rpg.by, где собираются абсолютно все ролевики. На этом ресурсе анонсируются различные мероприятия. В принципе, любой человек с улицы может написать о том, что хочет участвовать. Обычно в условиях проведения мероприятия описывается, что нужно для того, чтобы в нем участвовать.
- И что за условия? Очень интересно.
Е.М.: А вот сейчас на экране появится номер телефона, вам нужно будет нам с Лешей заплатить по 50 тысяч белорусских рублей, и вы сразу будете включены в игру. Условия обычно такие, да… Нет, 50 тысяч белорусских рублей - это, конечно, маловато.
А.Г.: Обычно условия требуют четко разбираться в сюжете игры, понимать то, что происходит вокруг тебя, потому что странно будет смотреться король Франции, который не знает, как зовут его ближайших придворных, например. Необходимо выглядеть соответственно своей роли - странно тому же королю Франции ходить в трусах. Обычно собравшиеся люди строят некий внешний антураж, ведь трудно играть в крепость, если у тебя нет крепости в голом поле. Для этого обычно в поле строят муляж, так называемую штурмовую стену - одна стена, частокол, башня. Но достаточно часто строится капитальное сооружение. Это такие условия: соблюдение места, сути и антуража игры. Эти три компонента необходимо выполнить. В зависимости от уровня игры компоненты могут быть либо проще, либо сложнее.
Также очень многое зависит и от самого человека. Я, например, могу потратить и тысячу долларов, а кто-то может потратить пятьдесят тысяч белорусских рублей. Это все сугубо индивидуально. Были игры, на которых я выезжал в конном строю со своей командой: мы приехали верхом на лошадях и развлекали себя и народ конными рыцарями.
Так что все зависит от уровня проводимого мероприятия. Это может быть и очень высокий уровень антуража, когда снимаются коттеджи, похожие на дворцы. Все зависит также и от самих участников и организаторов мероприятия.
- Какие эпохи и сюжеты вы используете? Откуда вы их берете? Откуда берется сама игра, в которую вы играете?
Е.М.: Это может быть все что угодно. За основу сюжета берется эпизод из книги, определенные события, любая компьютерная игра, любой фильм - все что угодно.
А.Г.: Наиболее популярными являются игры по книгам. Каждому в детстве хотелось быть Д’Артаньяном, многие уже и пробовали. Я, например, хотел быть кардиналом Ришелье, и я играл Ришелье. Смешно звучит: взрослый мужик - и кардинал Ришелье. Но внешне, на самом деле, это смотрелось не очень смешно. Мы ставили эпизод про осаду Ля Рошель. Был построен лагерь из больших шатров. Нас там было человек сто, все костюмы были на очень высоком уровне - нас было очень сложно отличить от героев фильма. И вот в таком антураже - со шпагами, шляпами и перьями - мы играли этот эпизод. Пили, надо сказать, настоящее бургундское вино, в отличие от актеров фильма. Я с трудом удержался, чтобы прямо в кардинальской сутане, как был, с наперстным крестом, не сесть на лошадь. Я очень люблю лошадей, потому кусал локти, держал себя в руках, но не сел. И был очень горд этим.
Ролевые игры дают возможность почувствовать себя тем, кем ты не можешь почувствовать себя в реальной жизни. Я не могу быть в реальной жизни средневековым рыцарем, потому что я не рыцарь. А вот на ролевой игре - могу.
- Не заигрываетесь? В реальную жизнь не вносите свои персонажи?
А.Г.: Чаще бывает как раз обратная проблема - сложно полностью отключиться от реальной жизни. Если человек начинает представлять себя Горлумом из Толкиена, то, значит, ему надо обратиться к врачу, пока не поздно, - может быть, ему еще можно помочь. Все мы в своей массе прекрасно понимаем, кто мы есть на самом деле, и это такое же хобби, как шахматы. Играющий в шахматы не представляет же себя Наполеоном, ведущим шахматную армию к победе. Нет, он Вася Пупкин, который просто играет в шахматы. Или в компьютерные игры. Есть, конечно, такие, которые играют, например, в эльфов и живут по 18 часов в сутки за зеркальным монитором. Да, наверное, есть больные люди - я даже некоторых знаю. Но в целом - нет, мы не заигрываемся.
- Как раздаются роли? Жеребьевка проводится какая-то или вы их выбираете сами?
Е.М.: Можешь сам придумать.
А.Г.: Первый вариант - придумать самому, прийти к мастеру, который организует саму игру, и сказать, например: "Я хочу быть Д’Артаньяном". А он скажет: "Молодец! Будь им, ты на него похож, умеешь драться на шпагах". Кстати, чтобы хорошо играть роль, неплохо бы и владеть навыками и манерами, свойственными выбранному персонажу. Играть Д’Артаньяна, не умея драться на шпагах, можно, и люди даже пробовали, но смотрится смешно. Так что лучше все-таки это уметь. Если игра предполагает твое участие в конном турнире, то лучше все-таки уметь ездить. Конечно, можно и не ездить, но тоже будет смешно и больно, кстати.
В целом в игре есть основные роли, которые тянут весь сюжет, и есть роли, которые мало влияют на основной сюжет. Это не значит, что первые важнее, чем вторые. Нет. И тем более это не означает, что на первых ролях будут играть более опытные, а на вторых - менее. Это совершенно не связано между собой.
Мастер, как правило, уже представляет, какого склада человека он хотел бы видеть на роли, которая двигает сюжет. Когда ты приходишь к мастеру и говоришь, что хочешь играть, то, если он тебя не знает, он начинает тебя расспрашивать о том, что ты умеешь и что можешь. Такой разговор может занять часа два, за которые мастер пытается понять, что ты собой представляешь. Но, как правило, тусовка не очень большая: по всей Беларуси нас тысячи две, из них активно играют человек 400-500 - те, кто постоянно принимают участие в различных мероприятиях, знают друг друга как облупленных, по 10 лет знакомы, женились-переженились между собой.
Человек приходит в аську и пишет: "Леша, ты нужен мне в роли Бармалея". У каждого со временем вырабатывается уже свое амплуа, как и у актеров в театре, ведь очень сложно избавиться от своей натуры, поэтому постепенно мы все скатываемся к определенному амплуа. Периодически пытаемся из него выбраться, но если я попал в амплуа жесткого феодала - царедворца - придворного - короля, то я это амплуа буду играть в том или ином качестве, в той или иной игре. Мы вообще уже можем не про средневековое играть, но я буду бандитом, руководителем сумасшедшей банды, которая ставит на уши весь район.
- Евгений, у тебя есть какое-то амплуа?
Е.М.: Еще пока не сложилось - я еще не так давно играю. Но мне нравится играть веселых, балагурных воинов, но не пехоту.
А.Г.: "Пехота" - это такое ругательное слово. К этому слову очень часто добавляется приставка "быдло-пехота". И хоть это слово ругательное, однако многие, даже достойные люди, этим гордятся, говорят: "Мы - быдло-пехота: пиво выпить, мечом помахать нам очень нравится". Но это больше про реконструкторов, ролевиков меньше.
Е.М.: На играх нам очень не нравится, когда люди разговаривают не по-игровому, когда идет "неигровуха", поведение не соответствует игровому. Например, недавно была игра, в которой принимал участие мой приятель. И он рассказывал, что как раз вот эта быдло-пехота сидела в построенной таверне и вела себя не по-игровому. В итоге, как оказалось, эта пехота вела себя все-таки по игре, им по роли надо было играть таких вот свиней. Так что есть абсолютно разные люди. У меня, например, есть знакомый, которому просто нравится играть в пехоте - попить, помахать мечом. Но отыгрывает свою роль он всегда хорошо. А есть люди, которые ездят просто мечом помахать.
А.Г.: Лично я занимаюсь не только ролевыми играми, но и средневековой реконструкцией - у меня вообще обширные исторические увлечения. И все, что было рассказано, характерно также и для ролевиков, но о владении мечом чаще говорят про реконструкторов. Хотя сегодня все тусовки снова перемешиваются.
Е.М.: Навыки владения мечом на ролевой игре не всегда важны. А вот уже в реконструкции - очень важны и очень полезны.
- Получается, в основном вы играете в войнушку и ходите туда просто повоевать?
Е.М.: Отнюдь. Есть игры, например, посвященные послевоенному 1946 году. На следующих выходных мы будем играть в одной из таких - "Эре милосердия".
А.Г.: Это тоже будет игра в войнушку, я тебе расскажу, - я мастера хорошо знаю. Но была и совсем свежая идея в ролевых играх - играть в Винни-Пуха и Пятачка. Без шуток, народ на полном серьезе обсуждал, как разделить роли. Конечно, это своего рода капустник для ролевиков с опытом, которые уже поиграли во всех, а вот теперь надо поиграть и в Винни-Пуха с Пятачком. Это такой детский утренник.
Сейчас нам предлагают поиграть в пионерский лагерь. Кому-то, видимо, не хватило впечатлений в детстве и сейчас он хочет компенсировать этот недостаток. Пионерский лагерь, зарницы, зорьки. Так что война - лишь одно из многих направлений ролевых игр.
- Есть ли цель игры - для чего вы играете?
А.Г.: Какая цель у любого хобби? Отдохнуть. Это хорошее времяпрепровождение.
- Ставится какая-то задача перед каждым игроком?
А.Г.: В процессе игры задача ставится не всегда. Бывают игры, когда у тебя стоит четкая задача сделать так, чтобы пал Монсегюр, а бывает, что задачей человека является только воссоздать атмосферу какой-то эпохи. Например, сел народ за стол и играет в карты два часа. Все - больше ничего не происходит. Идут какие-то разговоры сообразно своим ролям - очень важно в такой момент представлять, о чем говорили в то время, играя в карты, ведь не всегда за картами велись высокие беседы о политике. И вот народ сидит и играет в карты, им хорошо. Антураж красивенький, они представляют себя во дворце. Отличное времяпровождение. Какие задачи человек при этом выполняет - не знаю. Отдыхает после работы.
Я периодически встречаю отзывы, что "ролевые игры сделали меня смелее, я перестал бояться людей. Я научился общаться и не стесняюсь выступать на сцене". Ну это же смешно.
- Отчего же смешно? Наверное, развиваются какие-то качества?
А.Г.: Да, конечно, какие-то качества развиваются…
- Или они должны присутствовать изначально для того, чтобы человек мог стать ролевиком?
А.Г.: Все очень индивидуально. Да, у кого-то развиваются какие-то качества - наглость, например. Все очень сильно зависит от человека. Здесь нельзя вывести какую-то общую формулу для всех. Приходят и закомплексованные люди, замученные непониманием в семье. В свое время я возглавлял ролевой клуб "Серебряный единорог", самый старый клуб в Минске. Например, приходит парень из неполной семьи, который не нравится девочкам, плохо учится, у него нет денег. Начинает общаться, и постепенно выясняется, что он умеет рисовать или петь. Ему начинают говорить, что он не такой, как все, что у него есть такие способности. Постепенно он раскрывается, начинает себя более свободно чувствовать и становится полноценным членом общества.
Но бывает и обратное, когда приходит человек, ничего особенного собой не представляющий. Вместо того, чтобы сказать ему о том, что надо бы подтянуться, ему говорят: "Да посмотри, ты бегаешь хорошо, ты гений, да с тобой и рядом никто не стоял". И он думает: "Ну все, я пацан", а сам - полное ничтожество. И жизнь его сразу не удалась: кто-то в свое время в узкой тусовке сказал ему, что он классный парень, а на самом деле никакой он не классный. Как сказать - хороши или плохи ролевые игры? Это разновидность обычной жизни. Все зависит от того, насколько серьезно человек этим хобби занимается. Кто-то на лоб наклейку повесит себе "Д’Артаньян", приходит и говорит: "Я Д’Артаньян". Ну, хорошо, есть и такие ролевые игры. А кто-то серьезно заморачивается, шьет костюмы, чему-то специально обучается.
- Костюмы, доспехи - откуда все это берется?
А.Г.: По-разному бывает. Я предпочитаю делать это у специально обученных людей. У нас в Минске, как ни смешно это звучит, есть несколько серьезных и вполне успешных мастеров, которые делают доспехи. Я свое здоровье берегу, поэтому мой доспех сделан у хороших мастеров по средневековой технологии: он каленый, чтобы не прогибался под ударом меча. Я дерусь на турнирах, в конном строю, и там все всерьез. Никакого "пусси-файта", идет полный контакт. Это, наверное, один из самых травматичных видов средневекового спорта, поэтому мои доспехи сделаны очень серьезными людьми, каленые и хорошо держат удар меча. У каждой детали моих доспехов был реальный аналог, с которого он был реконструирован.
Точно так же я стараюсь делать и с костюмом. За одиннадцать лет у меня накопилось уже очень много такой одежды, потому что к каждой роли приходится что-то шить. Иногда костюм переходит от роли к роли, но чаще приходится шить что-то новое. Скапливается куча барахла. И периодически мне приходится вычищать свой шкаф, потому что со временем уже становишься похожим на жеманную модницу XVII века: открываешь шкаф, а на тебя падают все эти одеяния. Поэтому все это уносится в пользу сирых и убогих ролевиков, у которых деньги не позволяют, времени нет или просто не хочется шить. Дома остаются костюмы шедеврального плана, основательные. Например, у меня дома висит немецкий мундир. Долго висел у меня и костюм кардинала, но потом я его тоже подарил - надоел. Еще у меня есть и весь комплекс уланского костюма XIX века, который обошелся мне в 3 или 4 тысячи долларов.
Некоторые костюмы делают "на коленке". Но в целом у меня все костюмы двойного предназначения, имели исторический аналог. Есть костюмы, которые шились на одну игру: например, туники, когда мы играли в богов Олимпа. Пуговицы льются специальные, чтобы не пластиковые магазинные были, а металлические, особой формы, с реальным изображением.
- За границу ездите поиграть? К коллегам.
А.Г.: К коллегам не езжу, потому что коллеги пока ничем таким не заинтересовали, чтобы можно было все бросить, собраться и поехать. Лучше уж я съежу куда-нибудь отдохнуть. По реконструкциям я бываю за границей: не далее как месяц назад вернулся из Бельгии, где была реконструирована битва под Ватерлоо. Это интересно.
Дело в том, что у наших заграничных коллег-ролевиков совсем третье представление о ролевых играх, не такое, как у нас и у наших коллег из СНГ. Недавно там проводили ролевую игру по фильму "Аватар", где пять или шесть толстых американцев возраста между тридцатью и сорока годами остались в шортах, раскрасились в синий цвет, прилепили себе хвосты, сделали характерное оружие - странные луки, которые стреляли шиворот-навыворот. Все сделали - сорок лет мужикам, толстые такие приехали. Ладно еще, если бы они просто играли в "Аватар": возможно, там тоже были такие толстые жители. А они играли главных героев фильма, что в ролевых играх вообще считается дурным тоном: про него уже все известно, его уже сыграли, про него уже есть представление. Сложно сыграть Шерлока Холмса лучше, чем Ливанов. Там рыцарь английский за Шерлока Холмса, а мы тут так, погулять вышли.
А они играли главных героев фильма. И сидит пухлая дамочка, делает жест "я вижу тебя" из "Аватара". Я чуть вместе с креслом не перевернулся. Смешно, правда. Или играют в эльфов со стрекозиными крылышками: ну нельзя в 30 лет быть девочкой-колокольчиком. Когда в ролевых играх начинается детский сад, посмотреть, конечно, прикольно, есть над чем посмеяться, но сам я не играю в такое.
Но при всем таком подходе проводилось несколько очень серьезных проектов. Ребята даже дракона сделали: на базе экскаватора поставили дракона, он приехал, рычал, плевался огнем. Была построена деревня. В игре участвовало около двух тысяч человек. Играли во что-то не совсем историческое, а больше полулегендарное. Был серьезнейший уровень подготовки. Сама игра отчасти была профинансирована правительством страны, отчасти из каких-то фондов. Там был просто огромный бюджет - речь шла о нескольких миллионах долларов. И люди две недели жили в сказочном мире с драконами, говорящими колодцами. Но чтобы попасть на эту игру, нужно преодолеть ряд проблем. Во-первых, не все роли интересные, а неинтересную роль играть скучно. Во-вторых, как ни смешно, языковый барьер. Был бы английский - не было бы проблем. Но там рабочим был датский язык. В скандинавском мифе я буду неуместен со своим русским, английским. Я даже французский знаю, но все равно ничего не получится.
К таким проектам необходимо готовиться заранее - за полгода или год. Год готовишься, за это время много чего в жизни меняется, команда рассыпается. На такую серьезную игру очень сложно выбраться, требуется очень серьезная подготовка. Хотя я думаю, что когда-нибудь мы это обязательно реализуем.
- Расскажите тогда, какие игры запомнились из тех, что проводились у нас.
А.Г.: Есть два типа "запомнились": одни запомнились, потому что были хорошими играми, но это сложно будет передать не участвовавшему зрителю. Были моменты, когда ты смотришь на картинку из головы и понимаешь, что все это как по-настоящему. Ты не знаешь, как все было на самом деле, но все выглядит очень реалистично, и ты чувствуешь себя на месте Ричарда Львиное Сердце.
Картинка очень похожа, она как-то отзывается в тебе. Это один тип игры, который запомнился. Их бесполезно описывать, но такие игры были.
А есть игры, которые запоминаются тем, что есть что вспомнить. И такие моменты чаще бывают связаны не с играми, а с подготовками к играм, когда, например, железный рыцарь спускается в метро, подходит к дежурному, поднимает забрало и говорит: "Вы знаете, у меня есть проездной, но он лежит в рубашке, а рубашка - под поддоспешником, а поддоспешник - под кирасой. Можно я не буду его доставать?". Закрывает забрало и идет дальше.
Не всегда удается "зашиться" так, чтобы никому не мешать, и иногда мы мешаем людям. Иногда бывает так, что мы играем где-то недалеко от населенных пунктов, и периодически люди на нас напарываются и также очень по-разному воспринимают. Я не знаю, как бы я воспринял группу людей в странных одеждах, вооруженных холодным оружием, хотя оно на самом деле не холодное, а муляжи его, которые кого-то бьют, рубят.
Вспомнил замечательную историю. Была игра по миру Fallout - любители компьютерных игр знают. Будущее, поселение чудом выживших после катастрофы людей. Туда приходят бандиты и начинают поселение низводить и укрощать, добиваясь каких-то своих целей. Исходная ситуация: 20 человек, среди которых женщины, подростки и мужчины, стоят на коленях, окруженные людьми с автоматами-муляжами, которые очень похожи на настоящие. И эти люди с автоматами всячески над ними измываются. Я командовал теми, кто измывался. Вижу свет фар, думаю: кого принесло? Думал, там какие-то игровые действия разворачиваются, можно и туда сходить - нам не сложно. В свете фар замечаю блеск звездочек на погонах и понимаю, что к этим гостям мы не сходим, - могут начать отстреливаться. А звездочки приближаются. У меня в руке пистолет, я его прячу в кобуру. Сам в камуфляже, разрисованный татуировками - очень впечатляюще выгляжу. А у меня такие же ребята, восемь рыл, стоят. Остальные на коленях, с руками за головой. Иду навстречу этому человеку, говорю: "Добрый вечер". А там майор милиции: "Что у вас тут? Как дела?" Оказывается, мастера для того, чтобы нам никто не мешал, попросили сотрудников милиции поохранять некое мероприятие, которое будет проходить в данном регионе. Во-первых, нам ничего не сказали, а во-вторых, сотрудникам милиции не сказали, что за мероприятие. И я понимаю, что сейчас приведу майора милиции в то место, где стоит 20 человек на коленях, руки за голову, вокруг них восемь автоматчиков, и буду вынужден объяснять ему, что же здесь происходит.
Я его подвожу; действительно, он уже сильно удивляется. Все стоят и не знают, как реагировать на происходящее. И я стоящим на коленях людям говорю: "Поздоровались все!" И они хором, в двадцать глоток, говорят: "Добрый вечер!" У майора совсем округляются глаза. И я говорю: "Всем можно встать. Стоп игра! Мы пять минут не поиграем". Он спросил у каждого из них, все ли у них в порядке, собрался и уехал. Но были две минуты, когда я ждал, что вот-вот начнет вызывать ОМОН, скручивать нас и спасать тех, над кем мы издеваемся. Вот такая запомнившаяся игра. Кстати, одна из лучших игр, в которые я участвовал, потому что там действительно ребята хорошо играли.