На что жалуемся? Жильцы готовы годами судиться с коммунальниками из-за протекающей крыши, не зная, что вопрос можно решить составлением простого договора
Со времени появления закона о защите прав потребителей услуг ЖКХ прошло уже достаточно времени, но юристы все еще говорят о неоднозначном отношении белорусов к своему спасительному документу. Споры между жильцами и коммунальниками решаются в судах ежедневно: потребители месяцами отстаивают свои права на сухую крышу над головой, на качественный капремонт и соблюдение сроков коммунальных ремонтных работ в доме. Но при этом почему-то ленятся элементарно составить с коммунальниками договор на обслуживание.
— Мы провели анкетирование жильцов многоквартирных домов, чтобы узнать об их взаимоотношениях с обслуживающими организациями и выяснить уровень осведомленности о своих правах в сфере услуг ЖКХ, — рассказала “НГ” координатор проводимого исследования председатель Белорусской организации трудящихся женщин Ирина Жихар. — Результаты во многом оказались удивительными. Многие белорусы даже при недовольстве качеством оказываемых им коммунальных услуг не предпринимают ничего, чтобы решить проблемы в собственном доме. А если и проявляют активность, то весьма однобокую и малоэффективную.Кстати, среди опрошенных недовольных работой коммунальников оказалось подавляющее большинство — 96 процентов. Однако лишь половину из них можно причислить к числу активных борцов за собственные права. Остальные, увы, предпочитают пассивно терпеть любые неудобства.Но больше всего специалистов удивили ответы на логично вытекающий вопрос: а что же вы делали для того, чтобы решить возникшую проблему с коммунальными услугами? Больше половины “активистов” в таком случае предпочитают устно обратиться в свой ЖЭС, 47 процентов опрошенных обращались туда же письменно. И лишь оставшиеся немногочисленные жильцы, как оказалось, знают, что для решения проблемы можно обратиться в вышестоящую организацию, в исполком или хотя бы заглянуть в договор на обслуживание.— Фактически это означает, что белорусы так и не научились пользоваться созданным специально для них законом о защите прав потребителей услуг ЖКХ, — прокомментировала Ирина Жихар. — Когда мы стали выяснять, заключают ли жильцы договоры на обслуживание своих квартир с организациями ЖКХ, то пришли к неутешительному выводу: сделал это лишь каждый второй из опрошенных. При этом наше предположение, что в это число вошли те самые “активные” недовольные, так и не подтвердилось. Среди подкованных с правовой точки зрения потребителей оказались как пассивные, так и активные.А непопулярность, казалось бы, спасительных договоров подтвердил еще и попутно составленный специалистами рейтинг источников информации, из которых белорусы предпочитают узнавать о своих правах. На первом месте в списке доверия оказались... информационные стенды в подъездах, время от времени народ разглядывает и инфостенды в ЖЭСах или расчетных центрах. А официальные документы и собственно договор на обслуживание (наш главный правовой гарант качества услуг!) оказались лишь в хвосте этого рейтинга.