«Они уже своё на свободе отоспали!»
16.08.2010
—
Новости Общества
На минувшей неделе в суде Первомайского района столицы стартовал громкий процесс по делу дольщиков, из-за обмана потерявших свои сбережения, вложенные в строительство квартир в доме на пересечении минских улиц Притыцкого и Лобанка. Застройщик - ныне функционирующее ЗАО «Террастройинвест» - всяческим образом открещивается от пострадавших, ссылаясь на факт заключения последними договоров в «подставном» офисе, не имеющем отношения к главному.
Дольщики в свою очередь недоумевают, указывая на «очевидную связь между офисами и их работниками», а также на сомнительные факты проведения вместо комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности данной организации, включающей проверку организации бухучета, «лишь формальной поверхностной проверки с привлечением ревизоров-финансистов из Минфина», которые с подобным «никогда не сталкивались». Непонятно также почти 500 несостоявшимся соседям и кажущееся бездействие Мингорисполкома, идущее вразрез с заверениями президента.
(На фото: Десятки несостоявшихся соседей по злополучному дому на перекрёстке ул. Притыцкого и Лобанка настраиваются на многомесячную тяжбу по «делу «Террастройинвеста»)
Вмешательство Александра Лукашенко в данную проблему очевидных плодов пока не принесло.
20 апреля, выступая с ежегодным посланием к народу и Нацсобранию, президент заявил: «Острой проблемой, возникшей на почве жилищного вопроса, являются обманутые дольщики. Только в Минске их уже насчитывается свыше 500 человек. Мошенникам, наживающимся на людской беде, следует поставить жесткий заслон. Правительство должно принять исчерпывающие меры, не допускающие появления таких случаев. Думаю, Минский горисполком при поддержке соответствующих структур найдет, как достроить или рассчитаться с этими 500 дольщиками. Доложите к концу лета».
(На фото: Надежда пострадавших дольщиков вернуть вложенные в строительство квартир деньги всё ещё остаётся призрачной: на данный момент следствию не удалось отследить финансовые потоки «подставного» офиса «Террастройинвест» )
ПЯТНО ЗАСТРОЙКИ
Если доклад состоится, то ему суждено стать, вероятно, одним из самых печальных. На данный момент следствию не удалось отследить финансовые потоки, увлекшие за собой собранные с 487 дольщиков Br41,2 млрд., а сами потерпевшие будут вынуждены заново отстраивать квартиры за счет предоставляемых государством льготных кредитов. При этом, как сообщил и.о. начальника управления жилищной политики Мингорисполкома Александр Шершень, льготным кредитованием смогут воспользоваться только «те обманутые дольщики, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо продали жилье и не имеют другой жилплощади, либо имеют в составе семьи инвалида». Такая ситуация сложилась лишь у сотни обманутых.
Сомнителен, по мнению председателя общественного объединения «Обманутые граждане-дольщики» Василия Михневича, сам факт победы «Террастройинвест» в тендере по строительству злополучного дома в 2005г. Размер уставного фонда компании составлял всего Br11 млн., а за год деятельности оборот зарегистрированной в 2004г. фирмы не составил и Br100 млн. В тендере участвовало пятеро претендентов, в числе которых числилась и такая известная организация, как «Минскпромстрой», сдавшая в эксплуатацию не один десяток домов.
«Террастройинвест» соблазнила комиссию несколькими привлекательными обстоятельствами, среди которых - внесение в городской бюджет $500 тыс. за предоставление пятна застройки и обещание 30% квартир нуждающимся, которых в Минске порядка 280 тыс. Спроектировать и построить дом было обещано в сроки, не превышающие 18 месяцев.
Нынешний гендиректор ОАО «Минскпромстрой» Владимир Нехай в письме руководству Мингорисполкома спустя несколько дней после тендера написал о нецелесообразности выбора комиссии. «Действительно: фирма эта практически ничего в Минске не построила, а некоторые ее сотрудники пришли из «Республиканского центра молодежного строительства», в свое время отметившегося незаконными делами. Сбор техусловий, отвод земли и экспертиза - это должно было занять как минимум год. За полгода построить 16-этажный дом - такого в истории Беларуси еще не было», - возмущен председатель «Обманутых граждан-дольщиков».
«КРУТИ ЧТО ХОЧЕШЬ!»
Однако служебное расследование, проведенное аналитическим управлением Мингорисполкома, выявило отсутствие каких-либо нарушений. При этом заключение между Мингорисполкомом и ЗАО «Террастройинвест» в лице директора Романовой, «не осведомленной, - как гласит текст обвинения, - о сущности происходящего», производил главный фигурант дела - Борис Руднев, соучредитель ЗАО «Террастройинвест».
Принятый 15 июня 2006г. указ N396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов» включил в себя норму, касающуюся осуществления контроля за деятельностью застройщика. «Она носит исключительно декларативный характер - прописана, но не работает, - убежден Михневич. - Этого контроля никто не производил. В доме 460 квартир - на любой стадии кто-то передумывает строить, выходит из долевого строительства. Только на один дом три юриста необходимо. При этом люди были уверены, что все это контролируется самим горисполкомом».
В свое время во избежание двойных продаж ведущие юристы страны предлагали выделить договор о долевом строительстве в отдельный тип договоров, уверяя в необходимости внесения изменений в Гражданский кодекс. Также, по мнению специалистов, необходимо наличие у застройщика резервных собственных средств на случай выплаты компенсаций. «Однако этого не было сделано, - говорит Михневич. - Деньги вращаются большие, человек собирал на квартиру всю жизнь и потом остался ни с чем. Сложились идеальные условия для мошенников, крути что хочешь».
ЧИСТО ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗВОД
Все началось с открытия на ул. Толбухина второго офиса фирмы. Затем на имя еще одного фигуранта дела - Дмитрия Огородникова - была оформлена доверенность от имени директора ЗАО «Террастройинвест» Романовой, в соответствии с которой последний уполномочивался совершать от имени общества все необходимые операции. «На одном офисе был выставлен ценник в $2300. На другом офисе дешевле - там $1500 при уплате 30% задатка наличными с выдачей предварительных договоров и корешков приходных ордеров. При уплате деньги якобы оприходовались в кассе и поступали на расчетный счет. Часть денег была таким образом собрана, затем направлена в Москву. Там была открыта фирма, предоставившая заем. Люди считали, что стройка велась за их деньги, однако финансы уже были присвоены и выданы в виде займа», - вспоминает Михневич. По его мнению, между «официальным» и «неофициальным» офисами существовала связь: «Сотрудники общались, производили общие мероприятия с дольщиками. Это не двойник - это одна и та же шайка-лейка!»
Ложная документация фирмы-«фальшивки» была замаскирована с выверенностью до мелочей: «Среди дольщиков есть и работники контрольно-ревизионного управления Минфина, профессиональные ревизоры, 52 директора государственных и частных предприятий, более 40 бухгалтеров, включая 12 главных, 12 юрисконсультов и адвокатов, 11 риелторов и агентов. Люди обращались в юридические консультации - с выездом опытного юриста на место. Дольщик платил 350 тыс., брал этого опытного юрисконсульта, она ехала и проверяла документы фирмы. Проверив, выносила вердикт: все нормально! Заключайте договоры!»
Об изрядной сложности и запутанности дела говорят многие факты. Так, в частности, по делу из 75 томов одно только обвинение заняло около 100 страниц и зачитывалось прокурором в ходе начавшегося процесса в течение недели. Возникли и житейско-технические заминки: крошечный зал суда Первомайского района не смог вместить армаду из нескольких десятков пришедших на процесс потерпевших - половине пришлось остаться за порогом зала заседаний.
Помимо Руднева и Огородникова, на скамье подсудимых оказались еще четверо фигурантов «дела «Террастройинвест». Пришедшие иногда не могли сдержать эмоций. «В глаза хочу им посмотреть, - сквозь зубы кинула одна из женщин, - вот уж точно спать сегодня не смогут. Они уже свое на свободе отоспали!»
Обеспокоенность пострадавших в значительной мере определяется и тем, что обе ревизии, проведенные компетентными органами, кроме таких несущественных моментов, как несвоевременная публикация проектной декларации, ничего не выявили. «Мы поставили конкретные вопросы - что надо проверить, - говорит Михневич. - Следствие с этим согласилось и поставило эти вопросы перед контрольно-ревизионным управлением Минфина. Однако у нас нет специалистов, способных провести данную ревизию. Парадокс - неужели в столице нет таких людей? Уже в конце следственное управление начало трактовать ситуацию так, что проведение ревизии вообще выходит за рамки данного уголовного дела. Есть влиятельные силы, которые заинтересованы, чтобы оно было так, как оно есть».
Дольщица Мария Данилова рассказала «БелГазете»: «Я стою во Фрунзенском исполкоме на очереди, неоднократно туда подъезжала, спрашивала, как продвигается очередь, есть ли статистические данные. На что начальник жилищной политики заявил: никаких данных вам никто не предоставит. Подвел к стенду, где были указаны все застройщики. Говорит: «Выбирай любого! Пока очередь подойдет - выплатишь любые кредиты». В итоге стала искать, обратилась в агентство «Столичная недвижимость», где риелтор мне показал план строительства этого дома. Я согласилась на двухкомнатную квартиру. Потом меня этот риелтор в «Террастройинвест» привела заключать договор. Прежде чем вносить деньги, проверила у Огородникова сертификат, лицензию, разрешение, учредительный договор, устав. Все документы в порядке. Я даже не знала на тот момент, что у них есть центральный офис на Богдановича. Узнала только в начале сентября, когда все стали шевелиться. Вообще, Фрунзенский исполком на основании списков из следственного управления Мингорисполкома предлагает некоторым дольщикам строительство в Масюковщине, но на общих основаниях и без учета внесенных ранее сумм».
На встрече обманутых дольщиков с чиновниками, состоявшейся в день начала уголовного процесса, присутствовал замглавы администрации Фрунзенского района Александр Довгало. «Я задавала ему вопросы о том, чем вы помогли мне как нуждающейся, за что мне строить новое жилье и почему до сих пор не проведена ревизионная проверка? За какие средства построен дом? Дольщики убеждены, что за наши, - уверена Мария. - Довгало на это сказал, что ревизионная проверка была и никакой другой проводиться не будет. То, что сейчас предлагает Мингорисполком, я, как нуждающаяся, могу найти в любой фирме-застройщике, если у них есть такие квартиры. Понимаю, если бы они решали какой-то вопрос по поводу льготного кредитования. Нужно вносить первый взнос, а за что? Я уже отдала деньги за 50% двухкомнатной квартиры! Толку нет с этого их предложения - вопрос по кредитованию не решен».