Неизбежно ли повышение пенсионного возраста в Беларуси?
Эксперт Аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич объясняет действия белорусских властей, прежде всего, тем, что увеличение пенсионного возраста мера крайне непопулярная. При этом Министерство труда и социальной защиты постоянно так или иначе поднимает эту проблему, поскольку она давно назрела.
— Население стареет, молодежь активно стремится в западные страны. И вопрос, как платить пенсии стремительно увеличивающемуся количеству пенсионеров при сокращении трудоспособного населения, является отнюдь не праздным. Его в любом случае придется решать. Однако белорусские власти останавливает во многом и опыт Западной Европы, например, протесты во Франции, -- отмечает Валерий Карбалевич.
Французам, как сообщает РИА «Новости», придется работать до пенсии на два года дольше — в рамках пенсионной реформы французские власти решили повысить пенсионный возраст с 60 до 62 лет. Пенсионный возраст будет увеличен в 2018 году.
Несмотря на многотысячные акции протеста, которые прошли по всей Франции, министр труда Эрик Верт назвал повышение пенсионного возраста необходимой мерой. Дефицит государственного пенсионного фонда Франции составил 5,6 миллиарда евро в 2008 году и 8,2 миллиарда евро в 2009 году, на текущий год прогнозируется 10,7 миллиарда евро, а в случае сохранения нынешней политики к 2020 году дыра в пенсионном фонде составит уже 50 миллиардов евро.
Заместитель генерального директора «Белорусского народного страхового пенсионного фонда» Валерий Телипко отмечает, что наступление пенсионного возраста предполагает два процесса: наложение определенных ограничений (привилегий) на возможность выполнения некоторых видов работ и наступление ответственности, в том числе государства, за материальное обеспечение людей нетрудоспособного возраста.
— Возрастные ограничения на выполнение работ подразумевают, что у человека есть определенный запас прочности, а выполнение многих работ требует значительных умственных и физических усилий. В определенном возрасте среднестатистический человек уже не удовлетворяет предъявляемым требованиям рынка труда, -- говорит эксперт. -- Следует заметить, что применен термин «среднестатистический», хотя каждый человек индивидуален. Вот почему в развитых странах вопрос увеличения пенсионного возраста взаимоувязан с вопросом снижения профессиональных требований, усилением эргономики производства, предоставлением рабочих мест с пониженными требованиями к физическому состоянию человека. Одним словом, если человек может и желает работать, то ему эту возможность предоставляют.
Нельзя говорить о работе после определенного возраста и не коснуться продолжительности и качества жизни. В развитых странах, подчеркивает Валерий Телипко, она значительно выше и оптимизация условий труда оправдана.
— К сожалению, средняя продолжительность жизни мужчины в нашей стране 64,7 лет, и у среднестатистического работника здоровье зачастую не позволяет проводить активную трудовую деятельность после 60 лет. В этих условиях справедливо, чтобы человек сам принимал решение о возможности и необходимости работы после 60 (55) лет с учетом индивидуальных медицинских показателей. С этой точки зрения увеличивать пенсионный возраст предпосылок нет, -- убежден эксперт.
Валерий Карбалевич также считает, что более низкая, нежели в Европе, продолжительность жизни — та объективная составляющая, которую трудно игнорировать. И если и увеличивать пенсионный возраст, то только для женщин.
— Такого низкого пенсионного возраста нет нигде в Европе. Тем более что значительная часть женщин после 55 лет работает.
В то же время Валерий Телипко считает, что следует различать ответственность самого человека и ответственность государства.
Практически во всех странах с развитой экономикой функционирует многоуровневая пенсионная система. Ответственность государства за материальное обеспечение пенсионеров («социальные пенсии») незначительна и основывается на стандартном распределительном принципе, т.е. часть (незначительная) заработанных денежных средств поступает в государственные фонды и из них выплачивается небольшая социальная пенсия нуждающимся.
Основная же часть пенсионного обеспечения — это «индивидуальные пенсионные сбережения». Человеку предоставлена определенная свобода выбора, что делать с заработанными им деньгами: потрать, отложить на будущее, пожертвовать на благотворительность. Государство создает условия (налоговая политика) для экономической целесообразности проведения пенсионного страхования. Человек обеспечивает себе периодические выплаты (размер определяет сам) в нетрудоспособном возрасте, а государство обеспечивает условия сохранности денежных средств и получает определенные инвестиционные ресурсы. Все накопленные денежные средства возвращаются человеку или его наследникам.
-- Таким образом, человек решает сам как долго работать и какую пенсию получать, но он гарантированно защищен, -- резюмирует замдиректора «Белорусского народного страхового пенсионного фонда».
В Беларуси пенсионная система распределительная. У трудоспособного населения «изымаются» государством денежные средства с учетом «социальной договоренности» о выплате пенсий при достижении определенного возраста 60 (55) лет.
— При изменении пенсионного возраста возникает обоснованный вопрос: «Я 40 лет платил налоги (34+1%), чтобы уйти на пенсию в 60 лет, где мои деньги?». Этот вопрос может привести к излишней социальной напряженности в обществе, -- считает Валерий Телипко. -- С этой точки зрения огульное изменение пенсионного возраста неоправданно. Однако при переходе на трехуровневую пенсионную систему со значительной накопительной составляющей, можно рассматривать уменьшение социальной части пенсии (она будет незначительна) при продолжении трудовой деятельности пенсионером до определенного возраста. Ведь у человека существует гарантированный источник дохода, он «индивидуально» защищен.
Итак, делает вывод Валерий Телипко, решение вопроса об увеличении пенсионного возраста упирается в реформирование пенсионной системы и введение третьего «накопительного» уровня. Чем раньше государство предложит нести ответственность за финансовое состояние в нетрудоспособном возрасте самому человеку, тем меньше проблем будет у самого государства с определением «пенсионного» возраста и с ответственностью за финансовое состояние нетрудоспособных.
Когда такое в Беларуси произойдет не с отдельными пенсионерами, а массово, неизвестно. Вот почему, скорее всего, увеличение пенсионного возраста неизбежно. Не получится ли так, что и белорусам в том же 2018 году, как и французам, увеличат пенсионный возраст, только с той разницей, что узнают они об этом едва ли не накануне?
— Увеличение пенсионного возраста неизбежно, — считает Валерий Карбалевич. -- Однако остается вопрос, кто возьмет на себя смелость сделать это? В Беларуси, правда, можно было поступить по аналогии с отменой льгот. Она хоть и вызвала возмущение в обществе, на рейтинге белорусского президента особенно не сказалась. Однако наш президент, на мой взгляд, так рисковать не будет.