Деградация высшего образования

Источник материала:  
10.08.2010 22:33 — Новости Общества

Деградация высшего образования

Снижение уровня образования в школах, а затем вузах, уже сказывается на науке. Таким мнением с «Ежедневником» поделился экс-президент Национальной академии наук академик Александр Войтович.

В нынешнем году система высшего образования в Беларуси продемонстрировала не только спад интереса со стороны абитуриентов, но и зачастую низкий уровень базовых знаний будущих дипломированных специалистов. Так, в белорусских вузах на дневное бюджетное отделение средний конкурс сократился с 2,3 человека на место до двух. На почти 26 тысяч бюджетных мест высшие учебные заведения приняли 52 тысячи заявлений, что на 5,8 тысячи заявлений меньше, чем в 2009 году. При этом на платных отделениях некоторых вузов конкурс вообще отсутствовал. Например, в Белорусском государственном педагогическом университете им.Танка из 42 специальностей на платном отделении конкурс (и то с довольно низкими баллами) существовал только по 11 специальностям. Что говорить, если даже на дневную бюджетную форму обучения по специальностям «Математика. Информатика», «Физика. Математика», «Физика. Информатика», «Физика. Техническое творчество» здесь не возник конкурс. То есть были зачислены все абитуриенты, подавшие документы.

Чем чревато такое снижение вступительного барьера для абитуриентов, «Ежедневник» попросил поделиться мнением Александра Войтовича:

– Вышеназванная проблема очень актуальна и обусловлена снижением статуса учителя. В педуниверситет поступают слабые ученики. Из них получаются слабые учителя, которые идут в школу и готовят слабых учеников. Возникает замкнутый круг. Но основная проблема лежит в очень низком статусе учителя и в системе образования, созданной в стране. Ее реформировали-реформировали, но лучше-то она не стала. Это, на мой взгляд, по большей части была имитация деятельности.

– Но снижение образовательного уровня и вообще желания поступать зафиксировано не только в одном вузе и не только среди будущих учителей. Как в перспективе, на ваш взгляд, это отразится на белорусской науке?

– Снижение уровня образования – это очень тревожный симптом. В результате идет деградация высшего образования. Проблему нужно активно поднимать в обществе, принимать меры на уровне Министерства образования, но почему-то этого не происходит. А на науке образовательный уровень выпускников вузов уже отражается. Я разговаривал с представителями Высшей аттестационной комиссии, которая рассматривает вопросы защиты диссертаций в нашей стране, и там тоже отмечают снижение образовательного уровня. Бывает, что при защите кандидатских диссертаций по техническим наукам соискатели ставят знаки равенства между килограммами и сантиметрами или возводят 10 в степень 5 килограммов. Такого абсурда в советское время нельзя было представить.

Но слабые знания в школе, слабые знания в вузе дают в результате слабые знания в науке. Ученым теперь быть непрестижно и невыгодно. Если раньше я, будучи заведующим лабораторией, доктором наук, получал 500 рублей – это были большие деньги. А сейчас ставка заведующего лабораторией 530 тысяч. Если приплюсовать различные надбавки, например, за стаж работы, получится 950 тысяч рублей. Милиционер или рабочий на тракторном заводе больше зарабатывает. Есть, конечно, доплата, по-моему, 350 тысяч, если ты кандидат наук. Если академик – миллион. Но ведь для этого надо долгие годы работать и учиться. А зачем учиться, если такие деньги можно заработать без всякой учебы. Все это понижает престиж высшего образования.

– Но ведь сейчас президент дал добро на присоединение Беларуси к Болонскому процессу. Сможет ли это как-то улучшить ситуацию?

– О присоединении к Болонскому процессу говорилось давно и много. Раньше с этим присоединением связывали возможность утечки мозгов из страны. Теперь перестали. Но ведь Болонский процесс не решает внутренних проблем образования. Дети в школы идут в нашей стране. И учат их учителя, которые заканчивают наши вузы.

←Путин принял рязанский огонь на себя (фото)

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика