Сладкая работа
Сладкая работа
Люди и время глазами Леонида ЕКЕЛЯ |
За годы жизни, которые мелькают, как птицы в поднебесье, что–то наверняка менялось в характере Михаила Васильевича Криштаповича. Даже привычки. Кроме одной, ничем неискоренимой — просыпаться с первыми петухами. Ну петухи — это к слову. Жителей Несвижа давно будят часы на Ратуше. Бой у них сильный и мелодичный. Едва отзвучит пятый удар, Михаил Васильевич уже на ногах. «Кто рано встает, тому и Бог дает», — эта крестьянская мудрость проросла в нем и стала той жизненной нотой, с которой и начинается его рабочий день. Время в нем спрессовано, как сахар в кубиках и бриджах. Это лишь на первый взгляд работа директора ОАО «Городейский сахарный комбинат» кажется сладкой. Было немало горьких дней, еще больше — мучительных поисков и раздумий, прежде чем комбинат стал таким, какой он есть сегодня...
Михаил Васильевич — не сахарник. Окончив Костромской технологический институт, он стал специалистом по машинам и аппаратам текстильной промышленности. Льнозаводы — его производственная сфера. В Крупках Криштапович работал мастером, в Воложине — главным инженером, а в Несвиже — директором. Прошло несколько лет — и Несвижский льнозавод из хиленького предприятия стал лучшим в отрасли. Никто не сковывал инициативу директора. Он шел на службу, как художник в мастерскую. Криштапович творил. Производственные показатели, атмосферу в коллективе, высокую зарплату и условия для достойной жизни людей. Он умел повести их за собой. Эти 9 лет были лучшими в его жизни. И вдруг неожиданный шаг из относительного благополучия, где все продумано и рассчитано на годы вперед, в неведомое — директор сахарного комбината. Что заставило Михаила Васильевича принять такое решение? 1997 год — это не восьмидесятые, где за несогласие с решением руководящих органов можно было лишиться партбилета и следовательно поставить крест на карьере. Очевидно, ответ надо искать в характере Криштаповича. Когда в производстве все отлажено и организовано и можно перевести дыхание от нескончаемых забот — вот это как раз ему и не по душе. В нем столько созидательной энергии, что она, не найдя сполна своего применения, выплескивается через край. И как художнику постоянно нужны новые впечатления — иначе неизбежен повтор, так и Михаилу Васильевичу — новые дела, новые горизонты и... новые трудности. Нет, я не оговорился. Если для одних руководителей трудности всего лишь головная боль, то для Криштаповича — составная успеха. Трудно — значит, идешь своей дорогой. Трудности мобилизуют творческие силы, концентрируют волю, вынуждают искать не пути их обхода, а преодоления.
Итак, Городейский сахарный комбинат... Первый сахарный завод в Беларуси был создан в 1951 году в Скиделе. А в 1959 году в Городее вступил в строй второй завод. Его возвели всего за три года! По тем временам это было мощное предприятие. Ежедневно перерабатывалось 1.500 тонн сахарной свеклы и выпускалось 150 тонн сахара. Через 10 лет переработка свеклы увеличилась на 750 тонн. После реконструкции завода здесь уже перерабатывалось почти 8.000 тонн свеклы в сутки. Всего за 14 лет (столько времени Михаил Васильевич возглавляет коллектив комбината) мощность переработки свеклы в сутки увеличилась без малого в 4 раза. Ежедневно комбинат производит около 20 вагонов сахара (1.000 — 1.200 тонн). Каждый день рождается сахарная гора. Чем можно объяснить этот феномен? Прежде всего смелой и точной стратегией четвертого по счету директора завода Михаила Криштаповича. Пришел он на предприятие в тяжелейшее переломное время, когда наверху решалось, быть комбинату как таковому или превратиться в заготовительный пункт, придаток к Слуцкому сахарному комбинату. Огромная ответственность за его судьбу легла на плечи Михаила Васильевича. В первую очередь надо было сохранить кадры. Суметь убедить людей, что выход есть. И есть возможности принять условия нового времени. Превратить их в реалии жизни. Ему поверили. Вовремя была оказана и поддержка государства. Обычно самостоятельность руководителя заканчивается после того, как он произнесет слово «дайте». Роль просителя совершенно не подходит к Михаилу Васильевичу. Поддержку он воспринял как должное, прекрасно зная, что с лихвой вернет все государству. Да еще многократно приумножит.
Начали с изучения технологий лучших в Европе сахарных предприятий. За четыре года осуществили техническое перевооружение комбината. Провели модернизацию и полную автоматизацию производств. Построили склад бестарного хранения сахара. Гигантская серебристая «бочка» емкостью 50 тысяч тонн стала символом комбината.
Михаил Васильевич любит повторять известное изречение: «Не имеешь своей армии — будешь кормить чужую». А понимать это надо так: нет своего сырья — сядешь на привозной сахарный сырец. «Но почему я должен поддерживать бразильского фермера, выращивающего сахарный тростник, а не белорусского крестьянина–свекловода? — не раз задавал себе вопрос Михаил Васильевич. — Другое дело, когда свекла поступает самотеком — это еще не сырьевая база. Надо создать свою систему. 300 гектаров свеклы на арендуемых землях для комбината мизер». И такая система создана. Сырьевая зона комбината — это 20 районов в трех областях. Свеклу на комбинат поставляют 115 свеклосеющих хозяйств общей площадью 24.720 гектаров.
Поставка гарантирована. Но далеко не всякое хозяйство сможет выращивать свеклу с высокой урожайностью и сахаристостью. А комбинат в этом кровно заинтересован. Вот он и взял на себя заботу снабжать «свои» хозяйства элитными семенами и средствами защиты растений. Более того — содействовать в приобретении зарубежных свеклоуборочных комбайнов. Банк не выдаст хозяйству на это кредит. Но когда гарантом выступает производство, тогда другое дело. Так через «руки» комбината прошли уже 37 комбайнов. Семь лет назад учредили предприятие «АгроДело», которое оказывает сельчанам помощь в возделывании и уборке сахарной свеклы и других сельхозработах. В передовых СПК за площадью 500 га закрепляется всего лишь 4 человека. А берут свеклы с одного гектара по 700 центнеров. Вот пример подлинной интеграции.
Городейский сахарный комбинат — это производство европейского уровня. Подтверждение тому — спрос на его продукцию. А экспортируется она как в соседние страны, так и в дальнее зарубежье: Россия, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан, Грузия, Абхазия, Молдова, Латвия, Литва, ОАЭ, Швейцария.
Какие бы проблемы ни ставила жизнь, разрешить их могут только люди. Но и сами они создают проблемы. Да еще какие! И чтобы решить их, в первую очередь идут к своему руководителю. Михаил Васильевич отличается не показным, а искренним человеколюбием. Он считает, что помогать людям не столько долг, как обязанность руководителя.
Чтобы удержать человека на предприятии, одной, пусть и приличной, зарплаты мало (в среднем на комбинате получают 1,5 млн. рублей). Надо создать условия и для комфортной работы, и для отдыха, и для жизненной перспективы. Ночная смена (а это 110 человек) получает бесплатное питание. Надо обратиться к врачу — есть свой медздравпункт. Говорят, жизнь там, где идет стройка. На месте бывшей свалки возник поселок из 20 симпатичных домиков. Каждый, кто пожелал строиться, мог взять беспроцентный кредит, бесплатно получить транспорт и воспользоваться столярным цехом. На отведенном участке возводится еще 14 домов.
Возникло желание культурно отдохнуть? Никаких проблем. К услугам сахарников: Дом культуры, бассейн, сауна, бильярд, кафе, ресторан с прекрасной кухней. Все, как в столице. А чего стоит футбольная команда «Городея», любимое детище Михаила Васильевича! В минувшем году она стала серебряным призером чемпионата страны во второй лиге. Когда любимая команда играет на своем стадионе, кажется, что все жители Городеи устремляются туда...
И все–таки у Михаила Васильевича Криштаповича, директора ОАО «Городейский сахарный комбинат», члена Совета Республики Национального собрания, действительно сладкая работа. И вовсе не потому, что связана с сахаром. Он умеет жить так, что каждый его след на земле — росток доброго дела.
На снимках: Михаил Криштапович; Городейский сахарный комбинат.
Фото автора.