Белорусов нужно готовить к старости

Источник материала:  
05.08.2010 10:15 — Новости Общества
Белорусов нужно готовить к старости
Фото: photo.bymedia.net
Старики — неудобная социальная группа, которая напоминает каждому из нас о не очень радостном будущем. Но с каждым годом пожилые люди будут составлять все большую часть белорусского общества. Создать для нее "резервацию" уже не получится. Как может быть организована жизнь стариков в ближайшую пятилетку, анализирует "Завтра твоей страны".

Замедление темпов рождаемости и увеличение продолжительности жизни населения – процесс для Беларуси неизбежный. По классификации ООН, население страны считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет составляет 7%. На начало 2009 года удельный вес этой возрастной категории населения в Беларуси достиг 14,1%.

Вместе с координатором программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси (ЮНФПА) Татьяной Гапличник "Завтра твоей страны" составляет краткий конспект того, как может быть организована жизнь пожилых людей в белорусском обществе уже в ближайшую пятилетку.

Ждать радикальных изменений к 2015 году не приходится. Но некоторые наметившиеся тренды, связанные со старением населения, приобретут более отчетливые очертания. Главная рекомендация – просто перестать отправлять стариков в "резервацию".

– На мой взгляд, большая проблема современного общества – это то, что люди пожилого возраста воспринимаются как прошлое. На самом деле – это настоящее, – подчеркивает эксперт.

Однако, как замечают специалисты, при очень высоком политическом интересе к вопросам демографии во всем мире делается очень мало попыток разобраться в сути демографических процессов и учитывать при принятии решений реальные прогнозы не только численности населения, но и его структуры, продолжительности жизни, смертности.

– Жить сегодняшним днем – это как ехать на поезде, не зная, есть ли дальше рельсы, – сравнивает Татьяна Гапличник. – С позиции государственной системы это очень опасно.

Государство уже не в состоянии тащить пенсионную систему и социальные койки

По данным Национального статистического комитета, уже сейчас 22% жителей Беларуси – старше трудоспособного возраста. Существующая ныне государственная стратегия делает их зависимыми иждивенцами. Старики становятся испытанием для общества на качество и доступность медицинской и социальной помощи. Неслучайно на Западе все большую популярность приобретает идея перехода от государства всеобщего благосостояния к обществу всеобщего благосостояния.

– Это означает, что не только государство должно заботиться о детях и стариках, а общество в целом должно заниматься этим, – поясняет координатор программ ЮНФПА. Идея заключается в том, чтобы создавать условия, когда человек как можно дольше будет оставаться в своем доме и обслуживать себя сам.

По мнению Татьяны Гапличник, все более весомую роль в ближайшем будущем в Беларуси будет играть связь поколений. Ее укрепление должно стать государственной политикой.

– Это не значит, что всей семье следует съехаться и жить под одной крышей, но следует признать, что государство уже не в состоянии тащить на своих плечах пенсионную систему и социальные койки, – констатирует Татьяна Гапличник.

К 2015 году это станет еще более очевидным, поскольку подъем рождений, связанных с большим количеством женщин активного детородного возраста (от 20 до 39 лет), закончится в 2011-м, и придет реальное осознание ситуации. Перестроиться на позиции активного старения (когда пожилые становятся ресурсом общества и приносят пользу, например, в общественных организациях) белорусская государственная система за столь короткое время вряд ли успеет.

Получается, государство весьма заинтересовано в том, чтобы связь поколений не разрывалась. И даже очень богатая Европа в решениях вопросов старения видит будущее за семьей и сообществом, разрабатывая программы по развозу старикам горячего питания, созданию центров дневного пребывания и приспособлений, которые расширяют возможности самообслуживания пожилых людей.

Татьяна Гапличник готова поспорить с теми, кто считает такие способы вовлечения пожилых в жизнь сообщества уделом богатых стран.

– Это всего лишь вопрос переориентации, – говорит эксперт. – Те деньги, которые уходят у нас на содержание коек в интернатах для престарелых, вполне можно перераспределить на программы, которые позволяют человеку стареть там, где он живет.

В погоне за достижением демографических показателей по увеличению продолжительности жизни власти забывают о том, что надо использовать любую возможность для улучшения ее качества.

– Его не достигнуть созданием рая для стариков за стенами интернатных учреждений. Старость должна стать будущим, к которому нынешние молодые поколения готовы присоединиться, – считает Татьяна Гапличник.

И здесь белорусам есть у кого поучиться, поскольку это та сфера, в которой, в отличие от новой для всей Европы тенденции по спаду рождаемости, накоплено немало опыта: начиная от западноевропейских университетов третьего возраста, когда пожилые люди реально осваивают новые профессии, и заканчивая Мальтой, куда едут стареть пенсионеры со всего мира.

– Везде ищут альтернативные пути. В Скандинавии большинство общественных организаций – это пенсионеры, потому что у них есть опыт и масса свободного времени. В Беларуси для организации третьего сектора нужны минимальные вложения, а ведь это как раз та ниша, где пожилые люди могут стать основным ресурсом, например, по уходу за еще более пожилыми, – полагает Татьяна Гапличник.

Как сэкономить на пенсионере

Или вот еще задача, которую в Беларуси никто пока так и не взялся решать, – как подготовить человека к выходу на пенсию. Ведь это совершенно новый этап жизни.

Люди теряются, потому что не знают своих прав, не представляют, чем они могут себя занять, когда утром не надо вставать и идти на работу.

– Чем лучше люди будут подготовлены к пенсии, тем выше у них будет качество жизни и тем меньше придется тратиться государству, для которого большинство проблем пожилого человека имеют денежное выражение, – считает Татьяна Гапличник. – Государству выгодно, если человек может сам себя обслужить, знает, как решить свои проблемы, не создает очередей в поликлиниках только потому, что ему не с кем пообщаться, не занимает койку в интернатном учреждении – все это существенное снижение расходов на социальные нужды.

Правда, возможную экономию никто пока не удосужился подсчитать.

– Здесь без заинтересованности государства ничего не получится, – уверена координатор программ ЮНФПА в Беларуси. – Мне кажется, вот-вот наступит момент, когда Министерство экономики или Министерство финансов поставят перед учеными задачу подсчитать, в какую сумму обходятся государству пенсионеры разных возрастов с тем или иным состоянием здоровья.

Людей перестанут оценивать по тому, сколько им лет

Татьяна Гапличник прогнозирует укрепление более активной позиции среди пожилых на фоне осознания человеком любого возраста своей самоценности с учетом того, что есть уже много информации о том, как живут старики в других странах.

– Произойдет прорыв в сознании. Люди станут более автономны, более требовательны к своим детям, будут в большей степени обладать здравым эгоизмом, – считает эксперт.

Еще – они будут жить дольше и лучше, если только государство позаботится об обеспечении возможности получения образования через всю жизнь. Уже доказано: чем дольше пожилой человек не выпадает из общего функционирования мира, тем дольше он остается дееспособным.

– Пока же пожилые люди сталкиваются с тем, что они изолированы от части жизни общества просто потому, что не знают, как воспользоваться благами цивилизации: компьютером, цифровым телевидением, – говорит Татьяна Гапличник. – Нужно применять функциональный подход к образованию и направлять ресурсы в обучение взрослых.

Но прежде – государство должно осознать, что ему это выгодно. Как отмечают демографы, белорусские власти подтолкнет к переосмыслению нынешней стратегии изменение коэффициента нагрузки на трудоспособное население, которому придется кормить все большее количество пожилых. Этот процесс будет длиться не менее 15-20 лет.

Хорошим примером решения вопросов старения для белорусов может служить Дания. Исследования показали, что если бы уровень занятости среди пожилых людей старше 60 лет везде в Европе был, как в этой стране, то проблема нагрузки пожилыми была бы решена даже в ситуации нынешней демографической "ямы". Тем более что, как отмечает Татьяна Гапличник, уменьшение доли тяжелого физического труда за счет внедрения на производстве передовых технологий делает неактуальным тезис о том, что пожилой человек больше не сможет работать, поскольку он не в состоянии отстоять рабочую смену на ногах – он просто будет сидеть за компьютером.

– Работника все больше будут оценивать не потому, сколько ему лет, а по тому, как он справляется со своими должностными обязанностями, – убеждена Татьяна Гапличник.
 

←Белорусскому учителю нужно работать больше года, чтобы достичь зарплаты своего голландского коллеги

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика