Что делал Николай II в Минске

Источник материала:  
05.08.2010 09:06 — Новости Общества
Что делал Николай II в Минске
Незадолго до войны, в 1912 году, царь приезжал поохотиться в Беловежскую пущу.
22 октября 1914 года губернский Минск был празднично украшен национальными российскими флагами, цветочными гирляндами, транспарантами. С балконов домов, стоящих на центральных улицах, свисали ковры и красиво драпированные ткани. Посреди цветов и ковров выделялись портреты императора Николая II.


Горожане с нетерпением ожидали знаменательного события - приезда царя.

Ровно в 10 утра императорский поезд прибыл к дебаркадеру вокзала.

В Минск Николай II приехал на пару часов - поднять патриотический дух жителей города, волею судьбы оказавшихся на военном положении.

В Российской империи три месяца назад объявили мобилизацию - началась война с Германией и Австро-Венгрией. Газеты уже окрестили ее Великой войной. Но кровопролитные сражения пока, слава Богу, идут далеко - напоминают о них лишь поезда с ранеными, регулярно прибывающие в город.

В тот момент мало кому приходит в голову, что ровно через год почти 400 километров витебских, гродненских, минских, брестских земель станут линией фронта. Под немецкой оккупацией вначале окажется половина Беларуси, а к марту 1918 года вся ее территория.

Но пока большинство верит, что война будет недолгой и победоносной. А издержки военного положения: запрет митингов, высылку подданных враждебных государств, сухой закон - можно и перетерпеть! Ведь на медицинские нужды исправно выделяется спирт, а на церковные - красное вино. Да и рестораторы постоянно хлопочут о послаблениях в честь разных торжеств. 
Что делал Николай II в Минске
Первоначально ставка Верховного главнокомандующего располагалась в Барановичах, но по мере продвижения линии фронта в глубь Беларуси была перенесена в Могилев. Николай II (на снимке слева) неоднократно сюда наведывался и жил неподалеку от ставки.


Вот и в нынешнюю среду вечером наверняка у губернатора будет пир горой, а затем праздничная иллюминация. Народ как ребенок радуется приезду батюшки-царя!

В Минске Его Величество вначале побывали в Кафедральном соборе, а затем царь направился в дом губернатора, где размещался лазарет Красного Креста имени императрицы Марии Федоровны. Вот как об этом написали местные журналисты, а затем и в "Памятной книжке Минской губернии за 1914-й год": император, проследовав "в палату нижних чинов, где находилось 40 раненых, каждого в отдельности изволил подробно расспрашивать, где ранен, какая рана - пулевая или шрапнельная, в каких боях участвовал и в составе какой воинской части находился...

Особенно подробно Его Величество изволил расспрашивать рядового Георгиевского кавалера Федора Ячменева, получившего тяжелые поранения в бою под Яновым, где отняты были у неприятеля 18 германских орудий. Раненых, в числе 34 человек, Государь Император Всемилостивейше наградил серебряными медалями с надписью "За храбрость" на Георгиевской ленте, которые они радостно прикалывали к своей груди. Его Величеству угодно было рассматривать вынутые при операциях пули и осколки шрапнелей".

Любопытно, что император только после обхода рядовых направился в палату к офицерам и тоже наградил отличившихся георгиевскими крестами. После чего с удовольствием отведал солдатской каши.

А вот что написал сам Николай в своем дневнике: "Проснулся нехолодным дождливым утром. В 10 час. Приехал в Минск. На станции был прием начальства и несколько депутаций. Ехал по городу в своем моторе с Сухомлиновым. После собора осмотрел лазарет для раненых в доме губернатора и военный полевой госпиталь на краю города".

ТОЛЬКО ФАКТЫ

- Когда губернатор Гирс издал циркуляр с призывом к бдительности, первыми оказались начеку минские жандармы. Задержали девицу Антонину Кедыс, которая слишком много времени проводила в постелях российских офицеров. И не просто проводила, а выпытывала у них сведения военного характера. Когда девицу допросили, оказалось, что перед минскими спецслужбами - почти Мата Хари. Настоящая ее фамилия - Эрма Ляудер. Родилась в Тильзите в семье торговца лесом. Закончила летную школу. Весь предшествующий войне 1913 год провела в шпионских полетах над крепостями Ковно (нынешний Каунас) и Гродно. В начале войны по поддельным документам пробралась в Минск, чтобы собирать разведданые не в небе, а в офицерских койках. Может, потому, что с объявлением войны барышень официально отстранили от полетов. 
Что делал Николай II в Минске
1 ноября 1914 года в Гродненской крепости царило радостное волнение: врачи и сестры милосердия добровольного санитарного отряда ожидали приезда Николая. Медперсонал собрался в кабинете главврача отряда.


- В Первую мировую по числу развернутых госпиталей Минск стал рекордсменом Российской империи. Прибывших в город раненых принимали четыре сводных госпиталя, госпиталь Курского губернского земства, лазарет Красного Креста Смоленской и Царицынской общин сестер милосердия и даже Приамурский отдельный госпиталь. Минский губернатор Гирс с супругой отдали свой дом под лазарет Минской общины Красного Креста. Весь второй этаж был переоборудован в палаты на 50 человек, операционную. На первом поселились врачи, на третьем - сестры милосердия. Примеру губернатора последовали многие минчане: семьи Терещенко, Фальковича, организовавшие частные лазареты. А в здании, где нынче находится Минское Суворовское училище, 17 сентября 1914 года открылся походный санитарный лазарет во имя Преподобного Серафима Саровского, средства на который собирали по всей России. В нем - шесть палат на 50 кроватей, операционная, перевязочная аптека, две столовые, ванная. Изувеченных фронтовиков доставляли с вокзала в лазарет сами воспитанники Минской духовной семинарии.

- В Беларуси работали сестры милосердия со всей России и даже заграницы. В Национальном историческом архиве Беларуси хранятся чудом уцелевшие личные дела многих белых голубок, как называли барышень с красными крестами на передниках.

- В августе 1914 года был создан Минский губернский комитет Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам, который патронировал многие добрые начинания, - говорит заместитель директора НИА Лариса Лисова, показывая увесистые коробки с личными делами прибывших в Минск волонтеров.

Например, 21-летняя Нина Абрамович, закончив курсы сестер милосердия при Обществе русских врачей в Москве, поступила во врачебно-наблюдательный пункт в местечке Греск. Ухаживала за солдатиками с осложненной крупозной пневмонией и тяжелой формой сыпного тифа. Заболела сама, но уехала домой лишь тогда, когда прибыла новая сестра милосердия.
Что делал Николай II в Минске
Вот в этом доме минского губернатора Алексея Гирса 22 октября 1914 года император Николай II вручил Георгиевские кресты вначале раненым солдатам, а затем офицерам. Сегодня в этом здании по адресу пл. Свободы, 7, находится музыкальный лицей. Фото: Виктор ДРАЧЕВ


Ее однофамилица Лида Абрамович - иудейка из Луганска. Ради того чтобы попасть в эпидемотряд в деревне Веркалы Игуменского уезда, приняла обряд крещения. Дежурила "преимущественно на эпидемиях сыпного тифа и дизентерии". По пути домой везла с собой больную коллегу - сестру милосердия Машу Гришкову.

Точной цифры "белых голубок" Первой мировой до сих пор нет. Сразу после войны фамилии сестер милосердия собирались занести в "Золотую книгу", но помешала революция. 


- С началом Первой мировой во всех прифронтовых городах России была объявлена реквизиция личного автотранспорта. Владельцам выплачивали сумму в размере стоимости авто с учетом его амортизации. Правда, если новенький "мерседес" или "даммлер" принадлежал подданному Германии или Австро-Венгрии, то компенсация не полагалась.

- Мужчинам-иностранцам призывного возраста от 17 до 45 лет светила высылка в восточные губернии Российской империи.

Фото предоставлены Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов.
 

←БАТЭ вылетел из Лиги чемпионов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика