Амба!

Источник материала:  


27 июля в резиденции американского посла в Раубичах состоялся ежегодный, шестой по счету, фестиваль белорусской музыки «Амбасовище». Шуточное название превратилось в бренд (гостям часто раздают футболки и значки с логотипом феста), а подготовка всего белорусского музыкального бомонда к вечеринке у радушных американцев начинается за недели до мероприятия посредством переклички в блогах и социальных сетях: мол, кто идет, рассчитайся!


Нынешнее «Амбасовище» было прощальным: посольство США решило отказаться от резиденции, потому что в ней два года никто не живет. Временный поверенный в делах США Майкл Скэнлан, поприветствовав гостей, напомнил, что именно «Амбасовище» сыграло некоторую роль в истории белорусского рока: во времена «запрещенных» групп именно здесь, вокруг живописных раубичских холмов и озер, у них была возможность выступить на территории пусть и не совсем Беларуси, но окруженной со всех сторон землей белорусской.

«Что он еще сказал?» - переспрашивали у свидетелей речи Майкла новоприбывшие, взволнованные судьбой фестиваля. «Сказал, что если выбирать между свободой слова и резиденцией, то он выбирает свободу слова», - объясняли те, кто пришел пораньше. Что ж, прощание с резиденцией прошло на ура: разомлевшая под тропическим солнцем белмузбогема валялась на лужайке, окутанной питательной шашлычной дымкой, вместо устриц (о которых надсадно вспоминают старожилы фестиваля) угощали половинками гамбургеров, музыканты играли не в рамках конкурса, а просто так.

Музыка в 30-градусную жару получилась летней и позитивной - едва ли не все выступающие коллективы тащили на сцену то дудочки-тромбоны, то баяны-аккордеоны. «Хуткі Смоўж», победитель прошлогоднего конкурса, презентовал девочку с крохотным аккордеоном и босоногие танцы на траве под сценой; «Босае Сонца» играли на черном гламурном баяне, но вроде бы не босиком; «Кальмары» играли ска-панк с пурпурным аккордеоном, у «Дали» тоже были какие-то гармошки. «Я принципиально не отличаю аккордеон от баяна!» - доказывал один представитель музыкальной прессы знакомым музыкантам, смущенный инструментальным однообразием феста. «Это плохо, - вынесли вердикт музыканты. - Для критика это вообще ужасно».«Ну, я же говорю «принципиально», - смущался журналист. - На самом деле отличить очень легко, потому что я пианист: на баяне я играть не могу, а на аккордеоне - могу».

Традиционно, учитывая в первую очередь неформальный характер мероприятия, наконец-то все деятели белорусской музыки могли все друг другу высказать. Но высказывать было нечего. Видимо, за шесть лет неформального общения под устрицы с вином все музыканты наконец-то сообщили всем журналистам, в какую область им лучше не соваться («А вот народная и фолк-музыка - это не ваше, уважаемая», «Вашего увлечения фрик-сценой, конечно, я не разделяю»), журналисты не менее любезно сообщили музыкантам, что они думают по поводу их недавних проектов («Получилось очень, гм, интересно», «Прости, Саня, но это «Раммштайн» и т.п.), одни музыканты подружились с другими, рокеры перестали бояться кабаре-бэндов, альтернативщики полюбили «J-Морс», все наконец-то узнали всех в лицо.

Если несколько лет назад «Амбасовище» проходило в формате коллективного знакомства, этакого «домика дружбы», то теперь ситуация такова, что все всем братья, и это прекрасно, конечно. Можно считать, что фестиваль, подобно Чебурашке, всех передружил: строили, строили и наконец построили. Разве что музыкант, случайно обливший корреспондента «БелГазеты» роскошным красным вином, не пожелал после этого знакомиться, но коллектив «Гурзуф» предположил, что это был Чиж из группы «Чиж и Компания»: «Ну посмотри же - натуральный Чиж!» Что ж, возможно, Чиж. Вино пришлось отстирывать в апартаментах посольского дома, было очень грустно оттого, что мы - последние фактически гости в этих дружественных прохладных стенах, пребывающих в их пока что нынешнем американском статусе.

Традиционно на фестивале выступила и американская группа - ска-рокеры из Небраски The Bishops - бодренькие ребята с тромбоном, саксом и трубой, которых не стоит путать с другими, британскими The Bishops, которые играют рафинированный мод-рок.

Гвоздем программы были не американские гости, как ни странно, а новый нашумевший проект Романа Орлова «У нескладовае». Все волновались как дети: как будет звучать то, ради чего Рома покинул «J-Морс»? Оказалось, что коллектив - что-то вроде супергруппы; в нем играет Вадим Марголин, икона белорусской рок-музыки 1990-х гг., а также прекрасные музыканты братья Золотовы (ритм-секция), которые, впрочем, признались, что они тут «всего лишь на подхвате». Видимо, в проекте Орлова, по музыке чем-то напоминающем очень живенькую версию U2, все на подхвате - на вокале был парень из «Дали», потом присоединился вокалист «Харли». Казалось, что в проект одноразово приглашают всех, и в этом его соль. «Ну да, мы вот и Хлестову уже предложили!» - невозмутимо отметил Орлов в ответ на это замечание.

Фестиваль закончился тем, что Майкл Скэнлан убедил всех, что через год что-нибудь обязательно будет («Не уверен, что могу сказать «встретимся через год в том же месте в то же время», но на этом ничего не заканчивается!») и в знак вечного возвращения выпустил в небо голубя. Голубь улетел и не вернулся.

«НЕТ СМЫСЛА»

Майкл Скэнлан, временный поверенный в делах США в Беларуси, рассуждая об отказе от резиденции в Раубичах, отметил, что проблема исключительно в том, что резиденция два года не использовалась, а сотрудники посольства «не собирались менять свою позицию в том, что касается прав человека в Беларуси».

По его мнению, «чтобы что-нибудь изменилось, должен был быть какой-либо шаг от правительства Беларуси, которое наверняка должно захотеть решить наладить контакты в той сфере, где пока что не получается сотрудничать». По его словам, «нет смысла платить за то, что не использовали уже два года». Сколько точно надо платить, он не сказал, отметив, что «бухгалтерией занимаются другие люди», но он надеется, что «ситуация изменится». Также Майкл отметил, что для него большая честь участвовать в мероприятии, которое шесть лет «позволяло встречаться творческим людям, а также помогало народам Америки и Беларуси делиться своей культурой», и он не теряет надежды, что фестиваль возобновится.

По словам дипломата, американское посольство продолжает свою культурную миссию, и в ближайшие полгода нас ждут всевозможные мероприятия: от выступлений мастеров американского современного танца до встречи с основателем американского движения поэтического слэма. Отвечая на вопросы, Майкл смеялся: «Думаете, я не понимаю по-белорусски? Я все понимаю. Ничего определенного про «Амбасовище» я пока что не могу сказать, но у нас впереди целый год, чтобы решить этот вопрос, тем более что это очень важный фестиваль».
←Кто приезжает в Беларусь в поисках дорогостоящих брагинских метеоритов?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика