КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Карьера. С детского сада
20.07.2010 04:00
—
Новости Общества
Современные мамы и папы чуть ли не с пеленок начинают готовить своим чадам блестящее будущее. Мальчик или девочка отправляются сначала в престижную школу, потом - по возможности, в "хороший" университет. А там, глядишь, для повзрослевшего отпрыска готово первое, не самое худшее место работы. При этом ребенку постоянно твердят про важность успешной карьеры, престижной профессии и т.д. Родители, безусловно, хотят самого лучшего. Но иногда не знают, как совместить выбор ребенка со своим собственным видением его будущего. Как не перестараться?
Карьера. С детского сада.
Шофер может стать миллионером?

Это нормально, если дошколята хотят быть пожарниками, врачами, водителями автобуса или милиционерами. В детсадовском возрасте малыши обращают внимание на атрибутику - красивую служебную форму, например. Взрослея, ребенок уже задумывается про вещи более важные и земные: интерес профессии, размер заработка, престиж. И к 13-14 годам, как считают специалисты, пора делать первый выбор. "В этом же возрасте подростку стоит пройти тест на профориентацию. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда старшеклассники смутно представляют свое профессиональное будущее. Сложности выбора специальности возникают еще и потому, что ребята попросту не ориентируются в мире профессий, не понимают их содержания. Второй момент - дети не всегда могут адекватно соизмерять свои интересы со способностями. Кстати, это повод для серьезного стресса, в который погружается старшеклассник. Не зря в психологии есть такое понятие, как синдром выпускника, - говорит Любовь Мицкевич, профессиональный психолог, директор "Агентства НЛС". - Хочу, могу, надо - три составляющие, которые должны помочь в выборе профессии. Хочу - это интерес, то, чем нравиться заниматься подростку. Могу - это его склонности и способности. А надо - это те профессии, которые востребованы на рынке труда. Ведь не секрет, что многие откладывают дипломы юристов и экономистов в долгий ящик и устраиваются на работу по другим специальностям".
В семьях западных миллионеров считается нормальным, если ребенок начинает свое профессиональное будущее с уборки улиц, а к совершеннолетию имеет маленький бизнес по продаже одноклассникам жвачки и газировки. С детства человек должен на собственной шкуре почувствовать, как зарабатываются деньги и чем прокладывать путь наверх. Но этот старомодный американский принцип в наших условиях или не прижился вовсе, или наоборот, приобрел гипертрофированную форму. Вот и получается, что выпускник школы или полагается на волю родителей в выборе профессии и карьеры, или четко усваивает, что в жизни главное уметь "работать локтями". "Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот", - продолжает г-жа Мицкевич.
Рисковый выбор
Родители, думая о воспитании, наверняка сталкиваются с дилеммой: кто должен определиться с профессией - ребенок или папа с мамой. Предоставить неопытному молодому человеку возможность принять решение - так он еще дров наломает. Но и "под диктовку" взрослых строптивые подростки назло ничего делать не станут. "Кто выбирает профессию - ребенок или его родители? Взрослые дяди и тети - те, кто поступили в институт или выбрали род занятий по настоянию родителей - многие ли из Вас работают сейчас по избранной специальности? А те, кто работают, ответьте себе честно - чувствуете ли Вы себя счастливыми в жизни? - задается вопросом Елена Баюк, тренер ЦКТ "Квадратный апельсин" по детским и родительским программам. - Я думаю, что подростку важно самому выбрать себе род занятий, как бы нам, родителям, не хотелось для ребенка чего-то другого. И помощь родителей здесь неоценима. Родителям важно прислушиваться к ребенку, помочь ему выбрать правильное направление, сферу деятельности в зависимости от его склонностей, качеств характера, интересов, помочь ему увидеть все разнообразие профессий. Чем шире кругозор подростка, тем легче ему выбрать правильный путь в жизни. А начинать эту работу нужно еще в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает примерять на себя разные профессии. Задавайте ребенку вопросы: "Что тебе нравится в этой работе? Почему ты хочешь быть…?" И т.д. Вы много узнаете о своем ребенке, вам легче будет помочь ему, а он будет благодарен вам за поддержку и понимание".
Кстати о лидерских качествах. В нашем постсоветском воспитании почему-то не принято обсуждать эту тему. Но, судя по опыту буржуев-миллионеров, детство ребенка не будет омрачено, если его приучать к стремлению быть первым, хотя бы в профессии. "Характер ребенка и его восприятие формируются в самом маленьком возрасте. Поэтому ребенка с раннего детства, во время игр нужно приучать к тому, что он лидер, а не мимо проходил - мимо и прошел. Он строит стратегию, он главный, он рулит, он организатор. С другой стороны, есть гены, против них не попрешь. Если человек родился ведомым, его будет сложно переделать, но можно. Если над этим не работать с самого раннего возраста, то вырастет непонятно кто. Нужно вслушиваться в то, что говорит ребенок куклам, как он играет в конструктор и так далее. Как он рассказывает о том, как ведут себя другие дети. Это все мегаважно. У меня хоть и нет пока детей, но мне кажется это очевидным", - делится мнением Ирина Антонова, менеджер внешних проектов IPR.
Секрет прост - любите ребенка
Можно, конечно, предоставить ребенку полную волю в выборе профессии. Но - не наломает ли неопытный подросток дров? Какими бы либеральными родители ни были, в первую очередь от них зависит, кем станет чадо. Так что инициатива должна исходить от пап и мам. О том, как правильно выстроить отношения, мы поговорили с Еленой Григорьевой, директором ИП "САКУРА Бел":
- C какого возраста подросток должен серьезно задумываться о своем профессиональном будущем?
- Я думаю, мы, родители, должны развивать ребенка с рождения, помогать
определить его склонности, выявить таланты, по возможности развивать слабые
стороны, а к 12-ти годам нам необходимо серьезно задуматься о его
профессиональном будущем. Мы лучше, чем кто бы то ни было знаем, к чему
склонен наш ребенок, что доставляет ему удовольствие, что дается с трудом,
каков он по характеру, как воспринимает похвалу и критику, как справляется с
трудностями, командный ли он игрок или одиночка, лидер или ведомый и т.д.
Именно в этом возрасте мы должны вести побудительный диалог с ребенком для
того, чтобы он с течением времени профессионально самоопределился с учетом
своих интересов, поддержки родителей и, возможно, помощи специалистов.
Чтобы после окончания 11 классов не метаться с пакетом документов при выборе вуза.
- Кто должен выбирать профессию - сам ребенок или его родители?
- Некоторые родители считают, что выбор будущей профессии целиком зависит от
них, другие - что от самого подростка, а кто-то стремится доказать преимущества и
недостатки того или иного выбора. Существует ряд факторов, помогающих в выборе будущей профессии:
мнение родителей, друзей, учителей, собственное мнение,
склонности, информированность. Нередко подростки опираются не на свое
мнение, а на выбор родителей, друзей, не берут в расчет свои способности и
склонности, характер, мотивацию. Важно, чтобы мы, родители, часть
ответственности возложили на детей, содействовали им, поддерживали, по
необходимости корректировали и направляли, чтобы у них сложилось ощущение,
что сделанный ими выбор профессии - это их самостоятельный выбор.
- Стоит ли ребенка с детства учить правильно ориентироваться в вопросах построения карьеры?
- Думаю, что в первую очередь ребенка необходимо гармонично развивать,
прививать этические нормы, учить строить взаимоотношения, общаться и т.д. А
уже основываясь на привитых с детства нормах поведения, возможностях ребенка и внешних условиях учить правильно ориентироваться в вопросах построения карьеры.
И напоследок. Как верно отметила Ирина Антонова, "человек в любом возрасте должен быть счастлив. А лидерские качества могут помочь какому-то ребенку делать себя счастливым в будущем". Так что родительская любовь и внимание, пожалуй, останутся главным для детей. И только благодаря этим чувствам возможно полноценное воспитание.
Дмитрий Резников