Найти свое место в жизни
В общении с молодыми офицерами иной раз нет-нет да услышишь: мол, окончится первый контракт — уволюсь «на гражданку». Причем нередко произносится это с некоей бравадой, с вызовом, что ли. Глядишь, начнут отцы-командиры уговаривать: останься — ты ценный специалист как-никак, возможно, и должность «послаще» предложат.
К счастью, времена нынче уже не те. Действительно, зачем уговаривать человека, если контракт исполнен честно, решение принято? А насколько обдуманно — время покажет…
В моей журналистской практике был случай, когда офицер в призрачном стремлении иметь златые горы решил покинуть армейский строй. Причем сделать это ему захотелось настолько быстро, что на пути к вольной гражданской жизни он умудрился обрасти ворохом служебных взысканий. Но разве это было столь важно для человека, мечтавшего повысить свое материальное благополучие на рынке торговли бензопилами (тогда они действительно пользовались неплохим спросом)… Однако со временем фирма, куда устроился вчерашний армейский командир, начала терпеть убытки: то ли конкурентов прибавилось, то ли белорусы вдоволь «напилились». В общем, решил офицер запаса вновь призваться в Вооруженные Силы — хоть и невысокий был в армии тогда заработок, зато стабильный. Однако, к его удивлению, в военном ведомстве данное решение не поддержали: слишком тяжелой оказалась ноша былых взысканий, да и командиры не очень-то высоко отзывались о профессионализме своего вчерашнего сослуживца. Короче, не нашлось ему места в армейском строю…
Я не собираюсь клеймить позором людей, расставшихся с Вооруженными Силами после первого контракта. Среди них немало офицеров, добросовестно выполнявших свои служебные обязанности. У кого-то так сложились жизненные обстоятельства. Но, расставшись с делом, которому человек собирался посвятить всю свою жизнь, он нередко оказывался чужим в уже непривычной для него атмосфере гражданской жизни.
* * *
Побывав не так давно в 465-й ракетной бригаде, я познакомился с капитаном Дмитрием Овсянниковым. В прошлом году он был призван на военную службу из запаса.
В свое время Дмитрий, как и многие его ровесники, мечтал стать офицером. Вместе с отцом, ныне подполковником в отставке, колесил по военным гарнизонам в Забайкальском, Московском, Белорусском военных округах. Серьезно готовился к поступлению в военное училище: активно занимался спортом — достиг звания кандидата в мастера спорта по плаванию, совершил два прыжка с парашютом…
Офицерскую службу лейтенант Овсянников начал в должности командира взвода в 80-м отдельном батальоне радиационной, химической и биологической защиты.
— Трудно было на первых порах, — признается сегодня Дмитрий, — но я ни на мгновение не разочаровался в своем выборе — армейская служба была именно тем делом, о котором мечтал.
По сей день офицер добрым словом вспоминает своих первых командиров, и прежде всего комбата подполковника Сергея Сазонова. Лейтенант многому научился у старших товарищей.
В семье молодого офицера подрастал сынишка Егор. Возвращаясь поздно вечером со службы домой, лейтенант помогал жене Светлане по хозяйству.
Через год Дмитрия Овсянникова назначили на должность командира роты, а спустя еще некоторое время предложили подняться еще на одну ступень по карьерной лестнице — возглавить службу радиационной, химической и биологической защиты в 19-й гвардейской (в то время) базе хранения вооружения и техники.
Вместе с семьей офицер переехал в отдаленный гарнизон, обосновался на новом месте. С назначением на новую должность прибавилось и работы — но ничего, справлялся.
Единственное, что постоянно бередило душу, — в Осиповичах жили девяностолетний дед-фронтовик Николай Акимович Овсянников и бабушка, за которыми необходим был постоянный присмотр. Кроме Дмитрия и Светланы, помочь родным и близким людям было некому. Чтобы быть рядом с ними, офицер Овсянников принял тяжелое для себя решение — уволиться из Вооруженных Сил (подходящих вакансий в воинских частях, расположенных поближе к Осиповичам, тогда не нашлось).
— В течение года я трудился на различных работах, — рассказывает Дмитрий, — но все-таки душой оставался в армии.
…Звонок из Министерства обороны был неожиданным. Когда в 465-й ракетной бригаде, расположенной неподалеку от Осиповичей, оказалась вакантной должность начальника службы РХБЗ, о добросовестном офицере вспомнили. Дмитрия Овсянникова уговаривать не пришлось — предложение вновь встать в армейский строй было честью для него. И он опять надел военную форму.
— Служба в ракетной части имеет определенную специфику, пришлось осваиваться в новой сфере. Но спасибо коллективу. В этом соединении всегда помогут друг другу, — признается офицер.
Капитан Овсянников ныне уверенно смотрит в будущее. В перспективе думает поступать на командно-штабной факультет Военной академии Республики Беларусь.
В бытовом плане тоже все вроде ладится — офицер встал в очередь нуждающихся на улучшение жилищных условий. Думает вступать в жилищно-строительный потребительский кооператив. Сынишке Егору уже пять лет. «Будущий суворовец подрастает», — улыбается Дмитрий.
Командир 465-й ракетной бригады полковник Владимир Верещагин высоко отозвался об этом офицере. О таких, как капитан Овсянников, Владимир Анатольевич говорит, что это люди, которые «не боятся состояния «без метро» и ям на дорогах». И еще: у Дмитрия есть твердый характер и любовь к избранному делу — качества, без которых нечего делать в армейском строю.
…Я рассказал лишь об одном офицере, для которого срок службы, определенный в контракте, никогда не был в тягость. Желание вернуться в воинский коллектив — яркое тому подтверждение.
Дмитрий Овсянников утверждает, что нашел свое место в жизни. Хорошо бы и другим молодым офицерам, которые сомневаются в правильности выбранного пути, побыстрее найти это место. И желательно, чтобы каждый человек, планирующий поступать в военное учебное заведение, сделал это задолго до того момента, когда на его офицерских погонах засверкают лейтенантские звезды.
Подполковник Александр МАКАРОВ
makarov@vayar.sml.by
© фото Александра Макарова