Свалившиеся на Беларусь метеориты подлежат госучету
Минприроды информирует, что метеориты подлежат государственному учету минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов .
"Нашедших камень, похожий на метеорит, или наблюдавших их падение просьба сообщить об этом в Минприроды или его территориальные органы" -- говорится в сообщении, распространенном министерством.
В соответствии со статьей 16 Кодекса Республики Беларусь о недрах недропользователи (граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, или юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством пользование недрами) при обнаружении минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов обязаны приостановить работы, которые могут нарушить их целостность, и сообщить об этих находках в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы.
Вместе с тем, коллекционировать метеориты стало модно и выгодно, утверждают эксперты ведущих американских аукционных фирм. Грамм неземного тела, как правило, стоит от 1 до 1.000 долларов, и цена на них лишь растет. "Чрезвычайно выгодное вложение денег, оставляющее, к примеру, то же золото далеко позади, - объясняют такую ситуацию эксперты той же аукционной фирмы "Butterfield & Butterfield". - Ведь общий вес всех обнаруженных метеоритов не дотягивает даже до общего веса золота, добытого на планете лишь за один год".
Видимо поэтому коллекция метеоритов Института геологических наук Национальной академии наук Беларуси новыми находками пополняется преимущественно за счет обмена, а не за счет сдачи метеоритов гражданами.
Всего известно 5 белорусских метеоритов. Это "Заборье", "Греск", "Брагин", "Жмени" и "Черный Бор". Самым большим из них является железнокаменный Брагин, выпавший в Брагинском районе в виде метеоритного дождя. Общий вес "капелек" составил более 853 килограммов. В 1834 году обнаружили 13 частей Брагина, 6 из которых к настоящему времени бесследно исчезли. Однако 5 осколков этого метеорита все же остались в Беларуси, а еще 2 находятся в коллекциях академий наук России и Украины.