Изо всех лошадиных сил
Изо всех лошадиных сил
Рынок мини-техники, в который входят не только тракторы, но и газонокосилки, культиваторы и многое другое, активно начал у нас развиваться относительно недавно... |
Исследовать эту тему меня сподвиг знакомый. Чтобы было где отвлечься от житейской рутины, он приобрел надел в деревеньке под Минском. Поставил дом, баньку и так втянулся, что решил заняться землей. Площадь большая - около 50 соток. Лопатой и тяпкой не обойдешься. И вот как-то на днях звонит счастливый: купил, говорит, трактор!
- "Беларус"? - по инерции спрашиваю я.
- Да нет, маленький такой, размером с квадроцикл, китайский. Приезжай, сама увидишь.
Посмотреть было на что. Симпатичная машинка небольших размеров, а к ней и копалка, и рыхлилка, и ровнялка. В общем, все необходимое, чтобы пахать и сеять. Мини-трактор очень юркий. Глядя на совершаемые виражи, подумалось: большая игрушка для большого мальчика. А его соседи в деревне теперь точно останутся без приработка.
Но все же, почему не белорусский, а китайский? Я, конечно, ничего не имею против импортных товаров, но мы же считаем себя одной из ведущих тракторостроительных стран...
Рынок мини-техники, в который входят не только тракторы, но и газонокосилки, культиваторы и многое другое, активно начал у нас развиваться относительно недавно. Классика: спрос побудил предложение. Все больше стало появляться любителей не просто загородного отдыха, а настоящей сельской жизни. И мини-трактор им как нельзя кстати, если работы не ограничиваются лишь стрижкой газона. Решила проехаться по магазинам: а что же предлагают и сколько это "чудо" стоит?
Выбор очень большой. Глаза разбегаются, как в автосалоне. Менеджер по продажам Максим показывает мне новинки: вот эта китайская самая популярная. Маленький, одноцилиндровый, но мощный - 22 лошадиные силы. Очень важно, консультирует меня эксперт, что он работает на "дизеле", а расход 1,5 - 2 литра за час работы. У двигателя водяное охлаждение, что важно и в жаркую погоду, и при сильных нагрузках. Навесное оборудование какое хочешь: копалка, сажалка, срезы, культиватор, два вида косилки, прицеп, установка для уборки снега, грабли-борона. Цена - 10 миллионов 300 тысяч, причем за эти деньги вы получаете еще плуг, культиватор и фрезу.
Этот китайский мини-трактор главный конкурент нашего отечественного "Беларуса-132". Он тоже мини, хотя по габаритам и несколько больше азиатского собрата. Но это единственная модель, которую выпускают у нас, и только на Сморгонском агрегатном заводе. Рассмотрим технические характеристики "Беларуса-132". На ваш выбор предлагается два двигателя: или "Хонда" (Япония), или "Лифан" (как ни странно, Китай). Сразу минус - нужно заправляться бензином АИ-92, да и расход 3 литра за час работы. В условиях сельской местности явный недостаток. Есть и навесное оборудование - культиватор, плуг, тракторная борона, почвообрабатывающая фреза, бульдозерный отвал, косилка, прицеп и коммунальная щетка. Цена зависит от вида двигателя: с японским - 13 миллионов 100 тысяч, с китайским - 11 миллионов 600. По стоимости тоже ощутимая разница. Хотя для многих важно, что на белорусский мини-трактор можно взять льготный потребительский кредит в Беларусбанке. Но мне, например, не понятно, как можно взять в Китае, привезти за несколько тысяч километров, растаможить, добавить еще "на прибыль" и все равно получить цену на 40 процентов ниже, чем на белорусский аналог?
Выпускать новые модели или переоснастить "Беларус-132" дизельным двигателем, причем еще и белорусским, на сморгонском заводе не планируют. Как объяснил мне Евгений Солнцев, помощник директора по коммерческим вопросам - начальник управления маркетинга и сбыта, это "нецелесообразно. Дизель утяжеляет, и под новый мотор надо полностью менять конструкцию трактора". "У нас хороший спрос, складских запасов нет, - заверяет Е.Солнцев. - За полгода завод произвел 548 мини-тракторов, 518 уже проданы, всего планируем выпустить порядка 1.200 штук. Продаем и в Россию, и в Украину, и в Прибалтику. Начинаем поставки в Венесуэлу. Производить больше смысла нет".
На недавней встрече Правительства с депутатами в Парламенте вопрос, почему теряем свой рынок мини-техники, был задан первому замминистра промышленности. Иван Демидович ответил, что "есть программа развития мини-техники, проблемы только с бензопилами, ищем инвестора". В остальном в Минпроме уверены, что все хорошо. А тем временем на нашем рынке появился и серьезный конкурент уже не мини-, а малогабаритному трактору МТЗ. Я даже не буду вдаваться в технические подробности и разницу в возможностях, которые не в нашу пользу. Обозначу лишь цену сопоставимых моделей. Китайский - 25 миллионов, белорусский МТЗ - 30 миллионов.
Что ж, пока можно уповать на белорусскую "узнаваемость" и брэнд. А потом, когда спохватимся, опять начнем ограждать своего производителя, включая защитные меры? А по таким позициям, как газонокосилки, мы вообще ничего не можем предложить. И пусть на сморгонском заводе не видят в иностранцах конкурентов, посмотрим на цифры. В Беларуси, по последним данным, проживает 9 с половиной миллионов человек. Пусть каждый десятый имеет огород или надел земли, то есть потенциальный покупатель мини-техники, - это около 950 тысяч. А плюс фермеры, плюс тепличные хозяйства, плюс коммунальные службы. Вот вам самая приблизительная емкость рынка. С конвейера в Сморгони выходит 1 тысяча мини-тракторов в год. При этом только один оптовик за это же время привозит около 300 китайских аналогов. И никаких загруженных складов...
Автор публикации: Ирина ЮЗВАК